Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Понятные бизнес-технологии в практике применения napyc.com Что такое управление


 

Добрый день, уважаемые читатели!

Этим выпуском начинается авторская рассылка Михаила Тришина, сайт "Активный Бизнес и Отдых в Нижнем".

Надеюсь, что темы выпусков, представляющие собой заметки авторского блога, будут полезны и предпринимателям, и ТОП-менеджерам, для которых важны прежде всего не научные определения и "сухая" теория, а то, как можно быстро и эффективно использовать новые технологиии в бизнесе. И начнем мы с основ - темы "Что такое управление".

Понятие "Управление" является одним из основных и не только в бизнесе, но и в повседневной жизни. Существуют научные определения этого понятия, которые только запутывают читателя этих определений. А все не так уж сложно и сейчас мы это разберем на очень простом примере.

Итак, представьте, что к вам подошел ребенок лет 6-7 и спросил: пап (или мам), а что такое управление? Что вы ему ответите так, чтобы он понял?

Кстати, попробуйте задать вопрос о том, что такое управление, своим знакомым. Наверняка вы услышите что-то вроде: “заставлять людей выполнять что-то” или “планировать и проверять” или “давать задания для достижения результатов” или (в случае учившихся менеджеров) такое “научное” определение: “Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулировки и достижения целей организации оптимальным образом”.

Так как вы это ребенку объясните?

Давайте посмотрим на следующие рисунки и попробуем понять: есть ли в них управление, а также кто или что и кем или чем там управляет. И вообще, что в них есть общее?

Девушка перед зеркалом

Рис. 1. Перед зеркалом

На собрании

Рис. 2. На собрании

Телега у забора

Рис. 3. Телега у забора

За рулем

Рис. 4. За рулем

А теперь, как говорится, внимание, правильный ответ:

  • все рисунки объединяет то, что это примеры управления;
  • Рис. 1 - девушка управляет своим внешним видом;
  • Рис. 2 - Руководитель управляет подчиненными;
  • Рис. 3 - камень, подпирающий колесо телеги, управляет телегой, не давая ей откатиться от забора;
  • Рис. 4 - водитель управляет движением автобуса.

Мне почему-то кажется, что Рис. 3 оказался самым сложным для поиска объяснения. Не так ли?

  • Во всех рисунках ситуации из жизни, в которых люди или даже предметы делают выбор или влияют на выбор других людей или предметов:
  • Рис. 1 - девушка делает выбор касательно своего внешнего вида;
  • Рис. 2 - Руководитель своими действиями заставляет подчиненных делать то, что нужно, то есть влияет на их выбор действий;
  • Рис. 3 - камень лишает телегу возможности катиться под уклон;
  • Рис. 4 - водитель выбирает и делает множество действий для того, чтобы автобус двигался в нужном направлении.

Таким образом, вот определение понятия управления, которое легко объяснить даже ребенку: “Управление - это выбор, а управлять - это значит делать выбор“. Остается добавить, что выбор делается не просто так, а для достижения определенных целей:

  • Рис. 1 - девушка выбирает макияж и украшения, чтобы выглядеть привлекательной;
  • Рис. 2 - Руководитель своими способами влияет на выбор действий подчиненными для выполнения, например, плана продаж;
  • Рис. 3 - камень лежит под колесом и не оставляет выбора телеге катиться или стоять у забора, телега закреплена;
  • Рис. 4 - водитель выбирает управляющие действия (выжать сцепление, прибавить газ, повернуть руль и т.д.) для движения автобуса к пункту назначения.

Нужно еще сказать, что на большинство наших действий в жизни влияют некие обстоятельства, которые ограничивают выбор действий, то есть фактически управляют нами. Здесь можно вспомнить еще английское слово “to control” - управлять и русское слово контроль. “Ситуация под контролем” = ситуация, в которой мы можем управлять, то есть делать выбор (опять же в отношении определенных целей).

Как видите, не так уж и сложно. А главное, такое определение понятия управления даст возможность легко перейти к практическому применению в отличие от слов типа “планирования, организации, мотивации и контроля”. Ну спрашивается, где планирование, мотивация и контроль в отношении камня из Рис. 3?

В следующих заметках разберем типы и методы эффективного управления, а также цели, стратегию, тактику, их взаимосвязь и применение на практике.

Допускается перепечатка заметки со ссылкой на адрес сайта http://www.napyc.com


В избранное