Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Коучинг. Дистанционный курс.

  Все выпуски  

Коучинг. Дистанционный курс.


Доброго времени суток, друзья!


МОЗГОВОЙ ШТУРМ: ПРАВИЛА И РАЗНОВИДНОСТИ

Об основных правилах проведения мозгового штурма мы с вами говорили в предыдущих рассылках. Сегодня мне бы хотелось уделить внимание его разновидностям. Для этого в начале напомню основные правила проведения классического мозгового штурма.

Правила проведения мозгового штурма

  • Количество идей предпочтительнее качества.
  • Критика идей на этапе генерации запрещена.
  • В группе генерации идей не должно быть начальства.
  • Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.
  • Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.
  • Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.
  • Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.
  • Идеи излагайте кратко.
  • Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.
  • При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

Этапы мозгового штурма

Подготовка
  • Назначение ведущего.
  • Подбор участников для рабочих групп.
  • Подбор фактического материала.
  • Обучение и инструктаж участников.
  • Обеспечение деятельности участников.
Выдвижение идей
  • Уточнение задачи.
  • Генерация идей.
  • Проработка и развитие наиболее ценных идей.
  • Запись предложений.
  • Редактирование списка идей.
Оценка и отбор идей
  • Уяснение проблемы.
  • Определение критериев оценки.
  • Классификация и оценка идей.
  • Развитие идей на основе анализа.

Разновидности мозгового штурма

1. Обратная мозговая атака

На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. Проводится их анализ и оценка. На основании этих недостатков формулируются задачи. Вторым и третьем этапом являются этапы обычного "мозгового штурма".

2. Теневая мозговая атака

Теневая мозговая атака позволяет вовлечь в процесс коллективного творчества всех участников процесса без ограничений. Во время проведения теневой мозговой атаки в аудитории формируется группа активных генераторов идей из 5-7 человек, которая работает по правилам обычного мозгового штурма. Из остальных участников учебного процесса формируется одна или несколько групп "теневого кабинета" (между ними может быть организовано соревнование). Генераторы "теневого кабинета" следят за ходом работы активных генераторов, воспринимая. И фиксируя выдвигаемые ими идеи и решения, но не высказывая своих предложений вслух. "Теневые" и активные генераторы идей во время проведения теневой мозговой атаки могут находиться в одном или различных помещениях.

3. Корабельный совет

Это совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. ри проведении такого совещания очень важно строгое выполнение каждым участником определенных правил, одним из которых является заранее установленная очередность выступлений от "юнги" до "капитана": от младшего к старшему. Успех работы совещания зависит главным образом от умения руководителя – "капитана" – создать спокойную деловую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.

План действий

  1. Объявить участникам очередность выступлений.
  2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.
  3. Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап – "Выдвижение идей").
  4. Отобрать 2-3 идеи для проработки.
  5. Критика отобранных идей (этап – "Критика идей").
  6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап – "Защита идей").
  7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.
  8. Реализация решений.

Правила проведения совещания

  1. Высказываться по проблеме должны все.
  2. Порядок выступлений – от "юнги " до "капитана ", от младшего к старшему.
  3. Вопросы задает только "капитан".
  4. Критиковать идеи и защищать их только после команды "капитана".
  5. Критиковать, а затем и защищать отобранные идеи должны все.
  6. Итог работы подводит "капитан"

4. Конференция идей

Это хорошо организованное совещание, по целевой направленности совпадающее с мозговой атакой. Разрешена только доброжелательная критика. Следует избегать приглашения скептиков и "всезнаек". Возможно использование различных методов и приемов коллективной творческой работы. Процессом управляет председатель – равный среди равных, но который обязан обеспечить продвижение к цели, поддерживая непринужденную обстановку.

План действий

I этап. Подготовка. Подбор участников. Предварительный подбор фактического материала. Определение времени и места работы. Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников. Предварительная проработка рассматриваемых вопросов.
II этап. Проведение конференции. Ознакомление участников с правилами совместной работы. Обеспечение работы конференции. Все выдвинутые идеи фиксируются. Пресечение дискуссий. Поддержка оригинальных идей.
III этап. Подведение итогов. После окончания конференции каждый участник дорабатывает полученные идеи (вычеркивать ничего нельзя, можно только добаить). Полученные материалы передаются на экспертизу специалистам. Оценка и ранжирование результатов экспертами. Разработка рекомендаций.

Условия успеха

Наибольший эффект при числе участников 8-12 чел. и продолжительности не более 30-45 мин.
Председатель совещания должен помнить, что:
Участие каждого в поиске идей, равно необходимо.
Неконструктивная критика и насмешки тормозят выдвижение идей.
Хорошо сформулированная проблема – полпути к успеху.
Через 20 мин. участники конференции устают.
Споры и дискуссии недопустимы.
Решение проблемы – это работа, для выполнения которой полезно применять специальные методы.
В потоке идей не должно возникать пауз.
Группа является коллективным автором всех предложений.

Каждый участник должен знать, что:
Он необходим на данном совещании.
Он не несет никакой ответственности за выбор лучшего решения.
Он не будет внедрять предложения.
Все идеи будут внимательно изучены специалистами и экспертами.
Он имеет одинаковые права со всеми.
За время конференции он должен предложить как можно больше разнообразных идей.
Лучшая форма возражения – собственное предложение.

На этом мне хотелось бы закончить этот выпуск. В следующей рассылке мы поговорим о довольно интересном методе работы с одним клиентом - интеграция сознательного и бессознательного поиска.

Желаю Вам удачи и хорошего настроения! Свои отзывы, пожелания и вопросы отправляйте мне на почтовый ящик. С удовольствием отвечу!

С уважением, Елисеева Евгения, Тренер НЛП, профессиональный коуч.

Персональный сайт Елисеевой Евгении http://www.eliseeva.com.ua/

Электронная библиотека "NLP-BOOK" - более 1000 книг по НЛП, психологии, коучингу, тренингу, психотерапии и др. - http://www.lib.eliseeva.com.ua/


В избранное