КАРТЫ РАЗУМА КАК ИНСТРУМЕНТ КОУЧИНГА. Часть 2. Принятие решений.
В этой рассылке я хочу познакомить Вас с одним из способов использования карт разума в коучинговом процессе - принятие решений.
Основные вопросы, которые обычно задают себе люди, стоящие перед выбором:
Следует ли мне купить вещь X?
Полезно ли мне изучить вопрос X?
Надо ли мне развивать в себе черту характера X?
Должен ли я вступить в организацию X?
Стоит ли мне ехать в страну/город X? и т.д.
1. Построение карты разума
Основная идея использования карт разума в этом процессе заключается в том, чтобы построить базовые порядковые идеи, сформулировать набор вопросов, которые могут быть поставлены в отношении любого объекта и которые могут служить основой для интеллект-карты, описывающей объект. Главные ветви интеллект-карты, посвященной принятию решения могут означать следующее:
История - Каково происхождение объекта X? Каков путь его развития?
Структура - Какую форму он принимает? Из каких элементов состоит? Какова последовательность их взаимодействия?
Функция - Каковы его функции? Каков характер его развития? Зачем (для чего) мне это нужно?
Роль - Какова его роль: а) в природе? б) в человеческом обществе? в) в моей жизни?
Классификация - В каком отношении он находится к другим объектам или явлениям? Вопросы этого типа могут прилагаться к объектам самого разного толка, как. например, к животным, растениям, людям, событиям, процессам и т.д.
2. Решение, рождаемое в начале самого процесса
Во многих случаях сам процесс составления интеллект-карты уже приводит человека к требуемому решению. Когда открывается всесторонний вид на ту или иную информацию, человека может посетить озарение (ему нередко предшествует восклицание «ага!»), которое с успехом завершает процесс принятия решения.
3. Присвоение числовых весов
Если по завершении интеллект-карты решение остается неясным, можно применить так называемый метод числовых весов, когда каждому ключевому слову присваивается вес, выражаемый числом от 1 до 100 сообразно с его значением ("весом").
После того как вес проставлен, производится подсчет баллов сначала в пользу «да», а затем в пользу «нет». «Выигрывает» наибольшая сумма баллов.
4. Просмотр будущего
В случае, когда ни первый, ни второй метод не привели к требуемому решению, полезно ответить на следующие вопросы:
Что произойдет (или не произойдет), если я куплю/поеду/изучу... Х?
На что и как повлияет Х в будущем?
К каким возможным последствиям (преимуществам или ущербам) может привести Х? и т.д.
4. Инкубация
Еще один метод состоит в том, чтобы дать идее возможность созреть у вас в мозгу. Иными словами, после того как карта разума полностью составлена, полезно дать своему мозгу отдохнуть. Именно во время нашего отдыха мозг получает возможность свести воедино и обработать все данные, относящиеся к делу. И именно в такое время мы часто приходим к наиболее важным и корректным решениям.
На этом мне хотелось бы закончить этот выпуск. В следующем выпуске я познакомлю Вас с другим, не менее интересным способом работы с интеллект-картами в коучинге - конспектирование собственных идей и мыслей.
Желаю
Вам удачи и хорошего
настроения! Свои отзывы, пожелания и вопросы отправляйте мне на
почтовый ящик. С удовольствием отвечу!
С уважением, Елисеева
Евгения, Тренер НЛП, профессиональный коуч.