Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня


Информационный Канал Subscribe.Ru

xxxxx

Поступить на журфак,

или Заработай как журналист

сегодня

Выпуск 15 от 23 января 2006
xxxxx


Радио – лучше всего!

В заголовок вынесено название старой эстрадной песенки, которая не была популярной. Однако название бодрое. Кроме того, радио действительно обладает, по крайней мере, тремя уникальными свойствами.


Природа радио

Первое. Радио апеллирует к воображению людей, и этим оно сродни литературе. Но в отличие от последней в арсенале радио музыка, шумы, голоса лучших актеров – сильнодействующие средства, которые еще больше стимулируют воображение. Радио зачастую хочет держать человека на грани галлюцинаций, которые иногда могут впечатлять сильнее реалий.

Михаил Ульянов: «Из всех актерских занятий я больше всего люблю работу на радио... Радийное искусство богаче по возможностям и краскам, чем кино, телевидение и театр».

Телевидение наглядно, зрелищно, красочно, но равнодушно к нашему воображению: оно за нас уже все сделало, сочило, нарисовало, загримировало, сняло. На телевидении, в кино и театре человек смотрит, на радио – представляет.

Второе. Радио – едва ли не самое оперативное средство массовой информации. Чтобы приготовить выпуск новостей на радио, нужно намного меньше времени, нежели на ТВ, и примерно столько же, сколько в Интернете.

Прямые эфиры постепенно уходят с телеэкранов, но остаются широко распространенным форматом на радио.

Третье. Радио мобильно. Это единственное СМИ, которое полноценно доносит информацию, когда мы в пути, заняты домашними делами или трудимся в офисе.

Увеличение числа автомобилистов и владельцев сотовых телефонов со встроенным радиоприемником объективно увеличивает аудиторию радио.


Радио как СМИ

«Я прожил долгую жизнь и понял, что радио – это сумасшедший дом,
а телевидение – пожар в сумасшедшем доме».
Опытный радиец

Подготовка пишущих журналистов – базовая для всех СМИ. Есть много примеров, когда пишущий журналист переход на радио, ТВ, в Сеть. Обратные перемещения редки. Принципы и стандарты печатной прессы, изложенные в предыдущих выпусках рассылки, во многом справедливы и для радио, ТВ, Веба.

Вместе с тем, радийные тексты имеют свою специфику. Критерии новостей для эфира:

  1. Своевременность. Радио признает только одно время – «сегодня». Цикл выпуска радионовостей – час или менее. Радио – это новости последней минуты. Радио делает акцент на сиюминутности – применять только настоящее время!
  2. Радио – это информация, а не объяснения. Максимальная продолжительность радиорепортажа – 2 минуты, обычно 20-30 секунд. Этого времени недостаточно, чтобы разъяснить сложную проблему, но довольно, чтобы дать 2-3 факта по существу. (Сложные проблемы, аналитики – прерогатива газет, журналов, отчасти Интернета.)
  3. Более желательны репортажи, которые можно иллюстрировать шумами с места события, высказываниями очевидцев. Играют роль ритмичность подачи информационных блоков, звуковые отбивки-джинглы, музыка.

Радио не терпит пауз (если это не художественное вещание). Паузы на радио воспринимаются как брак, поломка аппаратуры.

На радио классические шесть вопросов газетной журналистики – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? – дополнятся правилами журналистики эфирной: ясность, краткость и колорит:

  1. Ясность – поскольку нельзя перечитать.
  2. Краткость – поскольку эфирное время дорого.
  3. Колорит – это атмосфера сообщения, которая создается шумами, интонацией диктора, музыкальным оформлением.

Структура радийного текста имеет свою специфику:

  1. Радиожурналистика не использует «Перевернутую пирамиду», но использует «Драматическое единство». Три части «Драматического единства»: кульминация, причина, результат.
  2. Кульминация – тот же лид – краткое введение в курс событий, «гвоздь» события, сенсация. В следующей части излагаются обстоятельства дела, приведшие к тому, о чем сказано в кульминации. В заключающей – контекст и возможные последствия.
  3. Тележурналист должен подавать свои тексты в виде замкнутых окружностей – отрезать, как это практикуется в газетах, уже ничего нельзя. Но он должен уложиться во время!
  4. Главное, как и в прессе, – кульминацией привлечь внимание к сообщению.

Часто спрашивают – читать или говорить в студии? На самом деле дилеммы нет. В одних случаях лучше читать (например, отредактированный выпуск новостей), в других случаях – говорить (интервью в студии, ток-шоу). Важно вести себя перед микрофоном честно. Речь идет не о приеме, а об отношении к слушателю.


Работа на радио

Начинающему журналисту начать сотрудничать с местным радио так же просто, как опубликоваться в местной газете. Во всех областных центрах и во многих районных городах России сегодня имеются минимум две радиоредакции.

Первая – это традиционная структура, передающая сигнал по проводам к «радиоточкам» на наших кухнях. Эти редакции с известной периодичностью (2-5 раз в неделю) выходят с часовыми и больше выпусками местных новостей, прерывая проводную трансляцию, скажем, «Радио России».

Другие – местные редакции FM-радиосетей, которые с 90-х годов получили распространение в России. Нередко они ежечасно готовят 5-10-минутные выпуски новостей и местную рекламу. Остальное время транслируют в FM-диапазоне контент сети, чаще всего, музыку и рекламу.

Ни первые, ни вторые, скорее всего, не откажутся от материалов, которыми возьмутся снабжать их молодые журналисты. Особенно велик новостной голод у местных редакций сетевых станций.

Так что читайте рассылку, связывайтесь с местными радиоредакциями и – делайте новости! :-)

На заметку абитуриентам:
Фиксируйте на бумаге чистовики своих текстов, выходящих в эфир. При поступлении на журфак перед творческим конкурсом эти тексты заверит редакция, и вы представите их в приемную комиссию наравне с газетными (или вместо них).


Из истории радио

7 мая 1895 года А. С. Попов на заседании Русского физико-химического общества продемонстрировал первый в мире радиоприемник. Почти одновременно с ним подобное изобретение сделал итальянец Маркони. Но Маркони сумел превратить радио в бизнес.

Первоначально пользовались азбукой Морзе. Так, например, знаменитое сообщение об Октябрьской революции «Всем!.. Всем!.. Всем!», переданное 7 ноября 1917 года из революционного Петрограда, было отправлено азбукой Морзе.

27 февраля 1919 года в 10 часов 2 минуты в эфире впервые прозвучала живая человеческая речь: «Алло, алло. Говорит Нижегородская радиолаборатория. Раз, два, три. Как слышно?»

В СССР в первые годы передачи начинались с «Алло!»

Первые радиотрансляции производили впечатление, близкое к мистическому. Говорят, что никогда не было столько карманных краж, как в те месяцы истории радио, когда оно заговорило, наконец, на площадях во весь голос.

Долго не могли придумать название для новой профессии: «читчик», «лектор», «информатор», «редактор», «оповещатель», «объявитель», «речевик», «голосоведущий», «вещатель». Потом закрепилось «диктор».

В Англии концертные дикторы приходили в студию первых лет вещания не иначе как в смокингах, цилиндрах и белых перчатках, тщательно причесанные и даже пахнущие дорогими духами. Это будто бы помогало им воссоздавать для себя в маленькой студии торжественную атмосферу концертного зала, объявлять номера, как на публике. Дикторы на это даже получали прибавку к зарплате, но это длилось недолго. Финансист сметлив и быстро понял, что слушателям такой шик ни к чему.

Угольный «микрофон-боченок» был наполнен мельчайшим угольным порошком и при неаккуратном дыхании мог напудрить лицо исполнителя до «африканского состояния».

Илья Ильф: «Вот радио есть, а счастья нет».

Голос одного из первых советских дикторов Владимира Герцика первоначально забраковали, сказав, что он слишком «барский». И только на радиостанции им. Коминтерна его прослушали вторично и выдали справку, что голос «у т. Герцика не настолько барский, чтобы он не мог читать материалы о строительстве новой жизни в нашей стране».

Долгое время у нас и за рубежом женщины не допускались к чтению политических новостей. И лишь в начале 30-х годов диктор, обладавшая низким «солидным» голосом Зинаида Петровна Ремизова, наконец, была допущена к чтению политических текстов. Но и в будущем кандидаток на чтение таких материалов отбирали среди обладательниц низкого голоса.

Геббельс: «Работников радио мы расстреливать не будем. Мы вырвем им языки, а самих будем поджаривать на медленном огне».

В блокадном Ленинграде люди знали, что, пока на радио стучит метроном, жизнь Ленинграда не прервалась.

К Юрию Левитану, чей голос сравнивали с потоком кованого блестящего металла, на встрече ветеранов однажды кто-то обратился:
– Помню, в годы войны ваш папа читал... мороз по коже...
– Как же, помню, бывало, включит микрофон и... «Прика-а-а-з Верхо-овного Главно-ко-ма-а-андующего...»
Окружающих как парализовало...

Осенью 1931 года, по окончании 9-го класса во Владимире, Юрий Левитан приехал в Москву поступать в Государственный институт кино. Его не взяли по возрасту и, когда деньги уже кончились, он увидел объявление о конкурсе дикторов радио. Прошел прослушивание, его взяли с условием, что он избавится от оканья.

Однажды Левитану велели после паузы прочитать фразу «Белорусский партизанский отряд освободил десять населенных пунктов». Только после войны он узнал историю с советскими разведчиками, шедшими в тыл немцев в фашистской форме и захваченными партизанами. Чтобы им поверили, Левитан должен был прочесть эту фразу в эфир.



Дистанционно ваш,
Игорь Николаевич Борисов,
журналист, копирайтер
inborisov@mail.ru


Все выпуски рассылки живут на моей веб-страничке http://voxfree.narod.ru/


Письма читателей могут быть использованы в рассылке, если обратное не запрещено отправителем.


xxxxx


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.shsd.journalist
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное