Запрещено воспроизведение материалов рассылки без согласования с автором.
Наведите порядок на своём производстве! PRO-Cont.ru
| Перейти на сайт автора | "Pro-Cont знает, как навести порядок на Вашем производстве"
| Выпуск 4 от 2007-01-06 |
Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Спешу поздравить Вас с Новым Годом и Рождеством! Надеюсь, что Новый Год принесет процветание вашему бизнесу!
Уважаемые подписчики, в этом выпуске рассылки я изложу свое видение на программные продукты в сфере управленческого учета. На моем сайте написано, что я думаю по этому поводу, но руководители предприятий почему-то все равно очень настойчиво просят еще и еще раз высказать свое мнение.
СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:
1. Сфера применения программных продуктов по управленческому учету;
2. Мое мнение по данному вопросу;
3. Где «сидит» управленческий учет в обычной бухгалтерии?
1. Сфера применения программных продуктов по управленческому учету
Конечно, без программных продуктов не обойтись. И, естественно, я не призываю пользоваться счётами вместо калькулятора. Но хотелось бы точно разобраться в данном вопросе, не впадая в крайности. Поэтому давайте начнем с того, что изучим, что предлагают компании по автоматизации управленческого учета.
Эту информацию я взяла из аннотации 1С для управленческого учета.
«Управление производственным предприятием» — это типовое прикладное решение, отвечающее основным требованиям к управлению и учету на производственном предприятии. Решение позволяет организовать комплексную информационную систему, соответствующую корпоративным, российским и международным стандартам и обеспечивающую финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Прикладное решение создает единое информационное пространство для отображения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, охватывая основные бизнес-процессы. В то же время решение четко разграничивает доступ к хранимым сведениям, а также возможности тех или иных действий в зависимости от статуса работников.
В прикладном решении приняты следующие принципы соотношения данных различных учетов:
независимость данных управленческого, бухгалтерского и налогового учета;
сопоставимость данных управленческого, бухгалтерского и налогового учета;
совпадение суммовых и количественных оценок активов и обязательств по данным управленческого, бухгалтерского и налогового учета, при отсутствии объективных причин их расхождения.
Ожидается, что наибольший эффект внедрение конфигурации «Управление производственным предприятием» даст на предприятиях с численностью персонала от нескольких десятков до нескольких тысяч человек, имеющих десятки и сотни автоматизированных рабочих мест, а также в холдинговых и сетевых структурах.
Вы внимательно прочитали? Обращаю ваше внимание на то, что разработчики данного продукта по-моему, достаточно четко говорят о прикладном виде данной программы, никого, как видите, не обманывая, а также о том, что экономический эффект от использования будет достигнут в достаточно крупных компаниях. Все честно.
2. Мое мнение по данному вопросу
Из вышеперечисленного мы плавно переходим к вопросу о том, как же создать настоящий управленческий учет на предприятии без программного продукта?
Некоторые руководители уверены в том, что управленческий учет у них возникнет тогда, когда они приобретут ту или иную программу. Это, конечно, абсурд.
Посудите сами. Наличие программ по бухгалтерии почему-то не исключает наличия в штатном расписании должности главного бухгалтера, а также еще двух-трех бухгалтеров (если не больше). Интересно, чем они все занимаются с утра до вечера? Ведь программа же все рассчитывает!
Если исходить из таких соображений, то бухгалтера-то вообще и не нужны! Странно, но ВУЗы каждый год выпускают сотни специалистов по данному направлению и спрос на них не становиться меньше, а по идее должен. Ведь программные продукты совершенствуются! Почему же они не заменяют труд бухгалтера?
На многих предприятиях я встречалась с программами для технологов, для инженеров и для других специалистов. Все эти программы служат средством для более оперативного, удобного и точного ведения дел, не так ли?
Действительно, зачем инженеру заниматься саморучно черчением какой-то детали, если для этого существует совершенная программа? Или зачем бухгалтеру заниматься расчетом распределения накладных расходов, если программа все это рассчитает сама?
Но опять же - эта программа, какая бы совершенная она не была, служит лишь средством получения более оперативной, точной и релевантной информации в руках специалиста. Средством, а не целью.
Никто из Вас не додумается купить бухгалтерскую программу и радоваться тому, что на предприятии только в силу того, что Вы ее купили уже организован бухгалтерский учет.
Так же и с программами по управленческому учету. Глупо полагать, что приобретя данную программу у Вас, как по щучьему веленью, вдруг выстоится совершенная производственная система.
Для этого Вам придется потрудиться, создавая ее. А данные в программе (если Вы примите решение о покупке) будут лишь отражением Вашего ведения дел на производстве.
Ни коим образом не предостерегаю Вас от покупок программного обеспечения, но на своей практике я убедилась в том, что для предприятий среднего бизнеса программы по управленческому учету нецелесообразны.
Мое мнение сложилось тогда, когда на предприятии, на котором я работала (до того, как я стала директором центра ProCont), дела шли хуже некуда. Производство не приносило никакой прибыли, оно вообще представляло собой какую-то утлую яму. Пришлось брать кредиты в разных банках с большим геморроем - баланс-то неликвидный. Но эффекта от вложения средств не наступало.
И уж конечно, в такой ситуации мне было не до того, чтобы просить директора купить программку по управленческому учету. Я начала думать. И, конечно, проработав данный вопрос досконально, пришла, с моей точки зрения, к оптимальному варианту.
Действительно, бухгалтерский учет уже в силу того, что он является учетом и бухгалтерским уже имеет огромный потенциал в данной сфере. Если Вам его мало - приобретайте программный продукт.
А для тех, кто хочет обойтись без этого - смотрите.Я объясню, где прячется управленческий учет в бухгалтерских программах и в самой бухгалтерии.
3. Где «сидит» управленческий учет в обычной бухгалтерии
Я являюсь противником того мнения об управленческом учете, какое сложилось о нем у предпринимателей в текущем моменте времени.
Многие думают, что управленческий учет это что-то совсем иное, отличающееся от того, чем занимаются бухгалтера в бухгалтерии. Это может и так, но совсем не по причине отсутствия или недостатка информации в бухгалтерии.
Главные бухгалтера занимаются сейчас учетом налоговым, а до производственного уж руки не доходят. Бухгалтера знают и как использовать производственные счета, и как определять отклонения от норм, и как грамотно разбивать статьи затрат на производство, но в силу полной загруженности не делают этого. И, возможно, правильно, так как это работа экономистов-аналитиков. Не стоит
упрекать своих бухгалтеров в отсутствии производственного учета.
В связи с этим многие предприниматели уверены в том, что при сложившемся ведении дел в бухгалтерии невозможно предоставление той информации, какая требуется от управленческого учета.
А я Вам говорю, что такое не только возможно, но и необходимо. Господа, кто-нибудь из Вас знает, что такое «раскрой вала»? Это сведения о себестоимости вала (это такая деталь к двигателям) до долей копейки, разбитая по статьям.
Эта информация учитывается в бухгалтерии на счете 20 «Основное производство». Еще есть счет 26 «Общехозяйственные расходы». По структуре он очень похож на 20. Он также, как и 20, разбит по статьям затрат.
Еще есть счет 25 «Общепроизводственные расходы». Все вышеперечисленные счета составляют группу производственных счетов и предназначены для обобщения информации о затратах производства.
У Вас, возможно, возникнет вопрос, как же на счетах можно увидеть отклонения от нормы? Очень просто. Для этого также существуют специальные счета, которые, согласно Плану счетов, предназначены именно для этого. Например:
По дебету счета 40 «Выпуск продукции» отражают фактическую себестоимость продукции, а по кредиту – нормативную себестоимость. Фактическую себестоимость продукции списывают с кредита счетов 20 «Основное производство»,23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40.
Нормативную или плановую себестоимость продукции списывают с кредита счета 40 «Выпуск продукции» в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи»и других счетов.
Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной.
Заметьте, для использования перечисленных счетов совсем не надо покупать дополнительную программу. И тем более, управленческий учет- это учет затрат, так что купленная Вами программа будет охватывать только производственные счета, а они в бухгалтерской обычной программе уже имеются и используются. Только, возможно, не совсем так, как могли бы
быть использованы.
Вот и все. Все кажется очень простым. Но сейчас я говорила только об учете внутри бухгалтерии. А управленческий учет - это не только счета с разбивкой по статьям.
Для отражения нормативной и фактической себестоимости, а также для достоверности сведений о ней необходимо сформировать внутренний документооборот, но такой, чтобы не перегружать работников предприятия заполнением бесконечных бумажек, и в то же время получать оперативную информацию о производстве.
Короче - необходимо еще перелопатить весь бизнес-процесс и сделать из него стройную, прозрачную систему.
Об этом я, конечно, тоже расскажу, но не в этом выпуске.
Надеюсь, что относительно учета в бухгалтерии я Вам кое-что прояснила.
Всего доброго!
Ваши вопросы и пожелания, пожалуйста, присылайте по этому адресу.