Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Левитас: Школа продаж

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота



ШКОЛА ПРОДАЖ
Рассылка частного бизнес-тренера
Александра Деревицкого
E-mail: agent@trener.kiev.ua
Сайт "Тренинги для торгового персонала: http://ln.com.ua/~trener
Трюки и приемы переговоров и продаж, практика и теория, обучение торгового персонала и управление продажами.


 
 
Почтенные господа подписчики!

От всей души благодарю всех, кто откликнулся на призыв к голосованию.

За продолжение существования рассылки в нынешнем тематическом раскладе - 88% голосов.
За разделение рассылки на две части - 9%.
Неинтерпретируемые реплики - 3%.

Значит - оставляем все как есть.
Еще раз - большое спасибо!

Ваш Деревицкий

 
 

ПОЛЕВЫЕ ПРОДАЖИ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА


"Коммивояжеру нужно мечтать, мальчик..."

Да. Ибо, как заверял нас Артур Миллер: "Недаром он живет между  небом и землей".

Каким должен быть агент? Фу, какая глупость! Конечно, он должен  быть романтиком, поэтом!

Помните - как у Куваева о голосах дороги? "Эти звуки приходят к нам  как напоминание о пространствах, о наших пращурах: бродячих  охотниках и собирателях, о предках кочевниках, которые ногами  открывали неизученную планету... Никогда не придет время, когда  человек будет равнодушен к сигналам дороги: гудкам, стартовым  командам, реву оживших двигателей, как раньше он не был равнодушен к  ржанию коней, стуку копыт и колес, сиплому крику караванных  верблюдов".

А кто гонял этих караваны, кто исхлестал своими маршрутами весь  земной шар? Да ведь агенты! И через сотни лет на поросших дикими  травами пепелищах нашей безумной цивилизации новые первые трассы -  пешие, конные или каких там посттермоядерных мутантов нам суждено  оседлать? - нитки этих новых первых маршрутов протянут тоже агенты.  Они повезут сквозь больные чащи европейских урочищ тюлений жир в  старых баках от самолетного топлива, и на одном из привалов  настороженно познакомятся с теми, кто из-за Кипящего моря привез  новым варварам зеркала - обожженные полусферы отражателей  фордовских фар... И Mad Max будет гнать в Иерусалим последнюю  цистерну бензина, а в ней опять окажется песок...

"И слова, и пули,
И любовь, и кровь -
Все должно в природе повториться..."

Это было! Это было множество раз! Торговые агенты, вновь  научившись ратным ремеслам и рыцарству, еще раз - ногами - откроют  планету, которая позабыла себя... Мы уже бредем сквозь малярийную  мглу бетонных джунглей хиреющих столиц. Мы уже шагаем по  пепелищам империй.

Дон Христофор Колумб, Адмирал Моря-Океана, в своем "Корабельном  дневнике" 22 октября 1492 года от Рождества Христова соблаговолили  записать:

"Всю ночь и весь день я выжидал в надежде, что появится король или  какой-нибудь вельможа с золотом или другими драгоценностями. Многие  туземцы приходили совершенно обнаженными, как и на других островах.  Некоторые были раскрашены белой краской, другие - красной или  черной. Они приносили дротики и клубки хлопковой пряжи и обменивали  их у матросов на осколки стекла, на разбитую посуду и тому подобное.  Некоторые из них имели в носу золотые палочки и дружески отдавали их  за бубенчики, какие у нас привязывают к лапам охотничьих соколов. Но  палочек было так мало, что этому не следует уделять внимания".

Потом были не только "палочки из носа"... А Вы достаточно хорошо  изучили аборигенов своего Эльдорадо, почтенный Читатель? Здесь  туземцы тоже - кто ходит обнаженным, кто ездит круто прикинутым в  "мерсе с полным фаршем". Вы припасли для них разбитую посуду и  соколиные колокольчики? Нет?! Но ведь глядите - у многих в носах  золотые палочки и многие готовы отдать их вполне дружественно!

"Золото - прекраснейший из металлов" (Христофор Колумб, письмо  королю Фердинанду).

"И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков,  знающих море, вместе с подданными Соломоновыми; и отправились они  в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли  царю Соломону..." (Третья Книга Царств, 9:26-28)

"Все бросали свои обычные занятия и шли за золотом. Чиновники  правительства, волонтеры, пришедшие для завоевания Калифорнии,  бросали свои места. Офицеры, ожидавшие заключения мира с Мексикой,  оставались одни, без прислуги, и губернатор Монтерея, полковник  волонтеров Меси, в свою очередь исполнял обязанности артельного  повара. Купеческие суда, пришедшие в порт Сан-Франциско, были  оставляемы командой...Строгая дисциплина военных судов не в силах  была удержать матросов от бегства. Только что родившиеся поселения  опустели, и посевы хлеба, поднявшиеся в этот год замечательно хорошо,  гибли по недостатку рук..."

Последняя цитата из "Территории" Олега Куваева, взята им из  описания калифорнийской "золотой лихорадки", сделанного горным  инженером Дорошиным в отчете о командировке в Калифорнию  ("Горный журнал", 1850 г.).

Сегодня - битая посуда в обмен на золотые палочки из носа, завтра... А  что будет с какой-нибудь Германией или Францией, если кто-то из нас  откопытит там ручей или колодец, из которого выпорхнет новая золотая  лихорадка, и если орды кочевников снова хлынут в Европу?..

Дружище, это не больные фантазии! Просто без подобных  романтических видений коммивояжеру или рекламному агенту впору  взять и удавиться!

А вот Геродот в своей "Истории" писал: "На севере Европы, по- видимому, есть очень много золота. Как его добывают, я также не могу  определенно сказать. Согласно сказанию, его похищают у грифов  одноглазые люди - аримаспы..."

- Ало, это "Евросевер"? Я представляю газету "Богема Удмуртии".  Скажите пожалуйста - кто у вас занимается размещением рекламы? Мы  хотим предложить вам оценить эффективность рекламы в нашем издании.  Да-да... Хотя, если честно, то мне нужен ваш одноглазый Аримасп, я хочу  отнять у него золото грифов...

Хотя далеко не всегда и не везде золото было в цене. Зенон  Косидовский пишет: "Весьма своеобразными были представления  ацтеков о ценностях. Выше всего ценилась яшма. Затем шла медь, потом  серебро и только на последнем месте стояло золото... Яшма вызывала  постоянное раздражение у конкистадоров. Каждый раз, когда они  требовали у местных ацтекских властей выдачи ценностей, им приносили  изделия из яшмы, что испанцы считали попыткой уклониться от уплаты  наложенной контрибуции. Позднее они объяснили ничего не  понимающим индейцам, что золото служит испанцам лекарством от  болезни, которой они поголовно болеют, - аргумент, кстати говоря, не  лишенный истины, так как ненасытная алчность действительно была их  болезнью..."
 
 
 

ВЧЕРА


Деревицкий сейчас процитирует Филипа Котлера, который когда-то  цитировал Роберта Льюиса Стивенсона, который "как-то заметил, что  "всяк живет, что-то продавая". Продавцы есть как в штате коммерческих,  так и в штате некоммерческих организаций. Вербовщики, привлекающие  абитуриентов в колледж, являются представителями торгового аппарата  этого учебного заведения. Церковь привлекает новую паству с помощью  приходских комитетов. "Служба сельскохозяйственной пропаганды  США" командирует на места специалистов по распространению  сельскохозяйственных знаний и внедрению достижений, которые  агитируют фермеров использовать новые агротехнические приемы.  Больницы и музеи пользуются услугами сборщиков пожертвований для  поддержания контактов с жертвователями и сбора средств.

Людей, занимающихся этой разновидностью коммерческой  деятельности, называют по-разному: торговые агенты, контакторы,  торговые консультанты, инженеры по сбыту, представители на местах,  агенты, агенты по услугам и маркетинговые агенты.

Коммерция - одно из самых старых занятий в мире. Ею занимались уже  на заре истории.

По описанию Поля Германа, коммивояжер времен бронзового века  путешествовал с коробом в виде "массивного деревянного ящика длиной  около 66 см со специальными углублениями для разного рода топоров,  клинков, пуговиц и прочих товаров". Первые коммерсанты и торговцы не  пользовались большим уважением. В Древнем Риме название "продавец"  произошло от слова "жулик", а богом-покровителем купцов и торговцев  считался Меркурий, бог лукавства.

С течением веков процесс купли-продажи набирал силу,  концентрируясь в торговых городах. Потенциальным покупателям,  которые были не в состоянии добраться до торговых городов, товары  доставляли на дом коробейники.

В Соединенных Штатах первыми коммивояжерами были коробейники- янки (торговцы-мешочники), доставлявшие в своих заплечных мешках  одежду, специи, бытовые товары и разные мелочи из центров их  производства на Восточном побережье страны поселенцам западных  пограничных районов. Торговали мешочники и с индейцами, меняя ножи,  бусы и украшения на меха.

В начале ХХ века часть коробейников обзавелась кибитками и стала  развозить и более тяжелые товары, такие, как мебель, часы, посуда,  оружие и боеприпасы. Некоторые коробейники осели в пограничных  селениях, открыв там первые магазины смешанных товаров и фактории.

Крупные розничные торговцы раза два в год наезжали в ближайший  большой город, чтобы пополнить свои товарные запасы. Дело кончалось  тем, что оптовики и производители стали нанимать зазывал, которые  выискивали розничных торговцев и приглашали их познакомиться с  товарным ассортиментом свои работодателей. Стремясь опередить  конкурентов, зазывалы обычно встречали все приходящие поезда и  корабли. Со временем зазывалы стали посещать клиентов  непосредственно в местах их деятельности. До 1860 года в стране  насчитывалось менее тысячи коммивояжеров, многие из которых  занимались проверкой кредитоспособности покупателей и заодно  принимали заказы на товары. К 1870 году коммивояжеров было уже  7.000, к 1880 году - 28.000, а к 1900 - 93.000.
 
 

СЕГОДНЯ


Приемы коммерции и управления сбытом, которым мы пользуемся  сегодня, были отработаны Джоном Генри Паттерсоном (1844-1922),  повсеместно считающимся отцом современного искусства продажи.  Паттерсон был владельцем фирмы "Нэшнл кэш реджистер" ("НКР").  Однажды он попросил своих лучших коммивояжеров  продемонстрировать своим коллегам приемы, которыми они  пользовались. Подход, признанный лучшим, был подробно описан в  брошюре "Букварь продавца", которую вручили всем торговым агентам  фирмы с наказом строго придерживаться изложенных в ней положений.  Брошюра эта стала первым учебником по проблемам искусства продажи.  Помимо этого, Паттерсон закрепил за своими коммивояжерами сбытовые  территории на принципах исключительного обслуживания и  стимулировал их усилия, установив каждому норму продаж. Он часто  проводил торговые совещания, которые служили одновременно и  учебными сборами, и общими дружескими встречами. Он рассылал своим  торговым агентам регулярные инструкции по организации сбыта.  Паттерсон указал другим фирмам путь превращения торгового аппарата в  эффективное орудие, обеспечивающее рост сбыта и прибылей" (Котлер  Ф. "Основы маpкетинга". - М ., "Пpогpесс", - 1992).

Где же современные отечественные "Буквари продавца" и  "Хрестоматии агента"? Увы, их пока нет.

Вероятно, острота конкуренции у нас еще не достигла того уровня, на  котором начинают обращать внимание на тонкости техники сбыта.  Успеха пока пытаются достичь, опытным путем перебирая различные  сегменты рынка.

В принципе, такой подход возможен. И в рекламе, и в товарной  торговле. Обзванивая длинный список фирм, вполне можно найти  покупателя рекламной площади такого популярного и известного  издания, как газета "Факты" или "Киевские ведомости". Так и поступают  начинающие агенты. 200-250 телефонных звонков в день - и у вас есть  два десятка зацепок. Через 10-15 звонков к заинтересовавшимся фирмам  заказы на размещение рекламы сделает в течение 2-3 месяцев половина из  них. Это около 5 процентов первичных обращений. И это достаточно  много.

По поводу верного выбора своего сегмента рынка поучительные строки  есть у Корнея Чуковского в стихотворении "Ежики смеются":

"У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Все не могут перестать:
"Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы"
(Корней Чуковский "Сказки". - С.-Петербург, "Библиополис". - 1993).

В ближайшее время трудно ожидать всплеска внимания торговцев к  корректировке и совершенствованию стиля работы собственных агентов.  К тому же - этой воспитательной и образовательной работой просто  некому заниматься. Тем более - первый отечественный "Букварь  продавца" будет иметь скорее всего узковедомственный характер и гриф,  как минимум, "Для служебного пользования". В нашей книге вы тоже не  найдете наиболее глубоких откровений по нюансам техники сбыта. Этим  есть смысл заняться, лишь оставив агентскую работу и открыв  собственную школу, а время для ее создания пока, вероятно, не пришло...  Кроме того, тут уместно повторить призыв одного из героев  В.Высоцкого:

"Эй вы, задние, делай как я!
Это значит - не надо за мной,
Колея эта - только моя,
Выбирайтесь своей колеей!".
 
 

ЗАВТРА


Стоит сделать предположение, что многовековая история торговли в  нашем веке не закончится. По крайней мере уже сегодня мы можем  прочитать фантастические романы о торговцах космоса, о завоевании  новых, совершенно запредельных рынков. Вот что видит впереди Айзек  Азимов в своих ссылках на будущую "Галактическую энциклопедию":

"...И всегда, до установления политической гегемонии Фонда, шли  торговцы упорно, шаг за шагом, используя малейшую возможность,  распространяли свое влияние на громадные пространства Периферии.  Они могли не возвращаться на Терминус месяцы и годы; и их корабли  зачастую были не более, чем жалкие самоделки; их честность оставляла  желать лучшего; их дерзость... Действуя такими методами, они выковали  Империю более прочную, чем Четыре Королевства, основанные на  псевдорелигиозном деспотизме... Об этих сильных героях-одиночках  рассказывают бесчисленные легенды. То ли в шутку, то ли всерьез они  приняли в качестве девиза один из афоризмов Сальвадора Хардина -  "Никогда не позволяйте высшим представлениям о нравственности  мешать поступать правильно!" Теперь уже трудно сказать, какие из этих  легенд правдивы, а какие не соответствуют действительности. Вероятно,  нет ни одной легенды о них, которая не страдала бы преувеличениями".

Андре Нортон представляет вольных торговцев так: "Один из бродяг и  гончих псов космоса, что рыщут по звездным тропинкам, которыми  большие компании пренебрегают, ибо тропинки эти слишком новые,  слишком опасные и не сулят верной прибыли. Да, это отряд Торгового  флота, и непосвященные находят в них некую романтику. Для  честолюбивого человека вольная торговля - это почти наверняка тупик.  Даже преподаватели в Школе, говоря об этом предмете, старались  ограничиться лишь самыми необходимыми сведениями. Слишком часто  вольная торговля оборачивалась игрой со смертью, гибелью от страшных  болезней, войнами с чужими племенами. Слишком часто вольные  торговцы рисковали не только прибылью и кораблем, но и головой. Вот  почему в иерархии Космофлота эта профессия считалась самой  незавидной"; "В уголовном мире о вольных торговцах ходили самые  недобрые слухи. Их считали не менее жестокими, чем космическую  полицию, но торговцы вдобавок еще не были ограничены никакими  уставами и наставлениями".

Что будет тогда пользоваться спросом? Может быть, яйца ганзеров, -  "единственный предмет экспорта с планеты Мельд. К счастью для  мельдян, эти яйца повсюду пользуются бешеным спросом. На Оришаде  яйца ганзеров служат любовными амулетами; на Офиухе-2 их мелют и  едят как непревзойденный сексуальный стимулятор; на Маришаде после  освящения они становятся предметом культа у безрассудных К'тенги.  Чтобы заполучить яйцо, надо всего-навсего нагнуться и поднять его. Но  тут-то и кроются некоторые трудности, ибо ганзеры категорически  сопротивляются такой практике" (Роберт Шекли).

У Андре Нортон в традиционный набор "товаров для контакта" входят -  "небольшие безделушки, заводные куклы, украшения из стекла,  проволоки, из никелированного металла - все для привлечения дикарей и  наивных туземцев. Здесь были подарки для вождей и царьков, были и  диковинки, поглазеть на которые наверняка сбежится от мала до велика  все население любой туземной деревушки". А у Роберта Сильверберга  презентация товаров проходит вот так: "По знаку Харскина земляне  начали выкладывать принесенные подарки: миниатюрные видеокамеры,  охотничьи детекторы, десятки других удивительных устройств, которыми  они надеялись поразить гнорфов"...

Фантаст Л.Найвен уверен, что по-прежнему останется в цене  информация. Он даже знает, кому ее можно будет выгодно продать -  племени "внешних": "Внешние торговали информацией. Они хорошо за  нее платили и дорого продавали. Купленное один раз они продавали  многократно, поскольку область их деятельности охватывала целую ветвь  Галактики. Во всех банках заселенного людьми космоса Внешние имели  неограниченный кредит. Скорее всего, их раса возникла на небольшом  холодном спутнике какого-нибудь газового гиганта, таком, например, как  Нереида - крупнейший спутник Нептуна. Сейчас они обживали  межзвездное пространство в огромных кораблях с двигателями от  фотонных парусов до таких, чье существование, а тем более - действие,  было абсолютно невозможно с точки зрения человеческой науки.  Внешние живут благодаря термоэлектрической энергии. Они лежат  головой на солнце, а хвостом в тени, и разница температур порождает  ток. Благодаря лабиринтным стенам своих поселений они имеют  множество мест, в которых свет четко граничит с тенью".

Но чем бы мир ни торговал в будущем, мы с вами не потеряем работу.  Агенты и коммивояжеры всегда найдут сбыт своему главному товару -  человеческому обаянию. Даже если им придется работать с  инопланетянами...  Лишь бы в этом ремесле нам остаться самими собой.  А это нелегко. И вовсе не в шутку писал Станислав Ожеховский: "Правда  с торговлей розно живут, ибо и Господь говорит: non potestis Deo servire  et mammonae, то есть не можете в одно время Богу, сиречь правде  служить и барышничать... Потому-то польское право и возбраняет шляхте  городские занятия под угрозой утраты шляхетства, что шляхтич всегда по  правде живет, которая с торговлей породниться не может. А которые за  грошем гоняются, локтем меряют и квартой в шинке наливают, живут  ремеслом, либо на заработки, либо в неволе чужую землю пашут" - тем  Польша предназначала роль слуг, "ибо всем им слаще выгода, чем  добродетель. В Польше мы тех именуем благородными и родовитыми,  чьи родители никогда не были в рабстве ни у ремесла, ни у торговли".

Великий Торо писал: "В торговле мне нравится смелость и  предприимчивость. Она не воздевает молитвенно руки к Юпитеру. Я  вижу, как эти люди ежедневно делают свое дело бодро и отважно, делают  даже больше, чем предполагают, и приносят, быть может, больше пользы,  чем сами могли бы сознательно придумать. Я меньше удивляюсь даже  героизму тех, кто полчаса простоял на передовой линии в Буэнос-Виста...

Торговле присуща удивительная уверенность, спокойствие, бодрость,  предприимчивость и неутомимость. К тому же она куда естественнее  многих сентиментальных экспериментов и фантастических прожектов;  вот откуда ее поразительные успехи. Когда мимо меня грохочет товарный  поезд, на меня веет свежестью и простором; я ощущаю запахи всех  товаров, которые он развозит на своем пути от Лонг-Уорфа до озера  Шамплейн, и они напоминают мне о дальних краях, о коралловых рифах,  об Индийском океане, о тропиках и о том, как велика наша земля...".

Впрочем,  о той же торговле в другой раз тот же Генри Торо высказался  в противоположном ключе: "Торговля налагает проклятие на все, к чему  прикасается: хотя бы вы торговали посланиями с небес"...
 
 
  ═
Рассылка должна быть полезной. Пожалуйста - оставьте Ваш отзыв об этой статье!
ШКОЛА ПРОДАЖ
(E-mail: agent@trener.kiev.ua)
Cайт автора рассылки "Тренинги для торгового персонала"
Частный бизнес-тренер Александр ДЕРЕВИЦКИЙ


АГЕНТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: выездные тренинги для торгового персонала

http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное