CORP-GOV.RU: Вадим Клейнер: "Многие проблемы можно снять, только поменяв законы"
Вадим Клейнер: "Многие проблемы можно снять, только поменяв законы"
[16.11.2001]
Вадим Клейнер, руководитель аналитического отдела инвестиционного фонда Эрмитаж Кэпитал Менеджмент (Hermitage Capital Management) отвечает на вопросы нашего специального корреспондента:
- Вадим Георгиевич, несколько месяцев назад Hermitage Capital Management и другие миноритарные акционеры Сбербанка были серьезно недовольны решением руководства банка о проведении дополнительной эмиссии акций, которая могла привести к размыванию доли мелких держателей акций. Изменилось ли отношение менеджмента компании к миноритарным акционерам за это время?
- Я не могу сказать, что в Сбербанке случились какие-то серьезные изменения в этом направлении. Наши надежды связаны не с изменением позиции Сбербанка, а с изменением общей правовой среды, в которой мы действуем. Я имею в виду поправки к закону <Об акционерных обществах>, которые вступят в силу 1 января 2002 г. Они снимут некоторые из тех проблемы, которые возникали у нас со Сбербанком. Скажем, теперь законодательно закреплено преимущественное право выкупа дополнительной эмиссии акционерами или принятие решения о ней только с единогласного одобрения собрания акционеров. Что же касается самого банка, в ближайшее время я собираюсь вынести на обсуждение наблюдательного совета Сбербанка вопрос о стратегии банка в отношении роста его капитализации и в зависимости от того, какова будет реакция руководства банка, можно будет судить о том изменилось ли их отношение к акционерам.
- Возможно ли в нынешних российских условиях разрешение конфликтов, возникающих в сфере корпоративного управления, во внесудебном порядке?
- В нашей практике таких примеров хватает. Внесудебное урегулирование в той или иной форме - это финальная стадия разрешения практически любого конфликта. Но, как показывает практика, участники рынка не идут на переговоры, пока не возникнет действительно серьезная, критическая ситуация. Такой уж в России стиль ведения бизнеса. В значительной части случаев юридические действия и связанные с этим проблемы просто необходимы, чтобы подтолкнуть стороны к диалогу. Надо понимать, что защита прав инвесторов состоит не только в совершении тех или иных юридических действий, но и в привлечении к проблеме внимания общественного мнения, апеллирования к государственным органам и т.д.
- Какова должна быть роль государства в разрешении этих конфликтов? Нужна ли миноритарным акционерам поддержка со стороны власти?
- В целом вмешательство государства в бизнес-процессы должно состоять только в установлении правил игры на рынке и их поддержании. Оно должно формулировать стратегические задачи и задавать направление развития, как это происходит, например, в электроэнергетике. Цели и задачи государственных органов четко определены в законах, и каждый из них должен заниматься именно тем, что ему предписано. Скажем, ФКЦБ - следить за поведением эмитентов и соблюдением прав акционеров. Судам - разрешать конфликтные ситуации, хотя с судами, проблем, конечно, хватает. Мы возлагаем определенные надежды на судебную реформу. В случае если ее удастся провести, то это автоматически повлияет на улучшение корпоративного управления и уважения прав всех акционеров.
- В чем вы видите выход из нынешней ситуации, когда практика заказных банкротств приобрела небывалую популярность?
- Выход лежит исключительно в сфере законодательства. Нынешняя ситуация возникла именно из-за того, что в законе существует достаточное количество лазеек. Если бы их не было, то никто бы этим механизмом не пользовался не по назначению. Сейчас, обладая определенной наглостью и знанием российской действительности, можно обанкротить практически любое, даже самое успешно работающее предприятие. Среди наиболее проблемных мест в законе <О банкротстве> я бы выделил критерии, которые могут служить обоснованием для запуска этой процедуры (их нужно пересматривать) и безакцепный характер многих действий во время внешнего управления. Безусловно, необходимо разрешить судебное обжалование тех решений, которые принимает внешний управляющий. Кстати, еще одну проблему, которая возникает у акционеров (методика расчета чистой прибыли) тоже можно было бы решить достаточно просто, если бы были внесены соответствующие законодательные изменения. Но, к сожалению, в Государственной Думе довольно сильно лобби тех структур, которые этого не хотят.