Информационный Канал Subscribe.Ru |
"Время новостей", 14 мая, суббота
При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.
По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону
(095) 231-23-07
ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ
По Парижскому счету
Россия досрочно выплатит кредиторам 15 миллиардов долларов
Вчера Россия договорилась с Парижским клубом кредиторов о досрочной выплате 15 млрд долл. из общей суммы долга 43,1 млрд долл. О подписании соответствующего соглашения практически одновременно объявили в столице Франции председатель Парижского клуба Жан-Пьер Жуйе, а в Москве -- министр финансов России Алексей Кудрин. Это досрочное погашение долгов -- "самое крупное за всю историю существования Парижского клуба", так охарактеризовал сделку г-н Жуйе.
Как и ожидалось, эта сумма долга будет выплачена по номиналу. То есть стороны в ходе многомесячных переговоров отказались от первоначальных требований. Россия, напомним, настаивала на дисконте; Парижской клуб, напротив, на премии, которой кредиторы хотели частично компенсировать убытки от недоплаченных процентов.
Почти всю сумму -- 13 млрд долл. -- предполагается вернуть уже в начале июня в рамках первого транша. При этом 6,5 млрд долл. (в евро) получит Германия -- основной кредитор России, -- задолженность перед которой составляет примерно 18 млрд долл. Оставшиеся 2 млрд долл. должны быть возвращены до 20 августа.
Глава Минфина не скрывает удовлетворения от сделки. Во-первых, удалось добиться выплат по номиналу (Алексей Кудрин заявил, что если бы досрочное погашение части долга Парижскому клубу производилось по рыночным ценам, то российской стороне пришлось бы заплатить премию на уровне 12--13%). Во-вторых, на процентных платежах до 2020 года удастся сэкономить 6 млрд долл. (в этом году -- около 400 млн долл.), которые, по словам министра, могут быть направлены на социальные и инвестиционные цели. В-третьих, средства стабфонда, из которых и будет возвращаться долг, используются не на цели внутри страны, что может привести к макроэкономическим осложнениям, а решают задачи снижения долгового бремени, чтобы, по выражению г-на Кудрина, "не оставить долги нашим детям".
"Это защищает стабилизационный фонд от посягательств различного рода лоббистов и использования этого фонда на основе проинфляционных методов. Такой способ использования стабфонда (на погашение внешнего долга. -- Ред.) является антиинфляционным и не порождает сложных межведомственных конфликтов по дележке средств этого фонда", -- заявил вчера РИА "Новости" председатель координационного совета предпринимательских союзов Александр Шохин. Размер стабфонда уже превысил 858 млрд руб., и в ближайшие месяцы в него ожидаются новые значительные поступления: нефть существенно дешеветь не спешит. Это значит, что проблем с выплатой до 20 августа 15 млрд долл. Парижскому клубу у России не возникнет.
Судя по всему, Россия не намерена останавливаться на достигнутом. Вчера Алексей Кудрин дипломатично отметил, что российское правительство не исключает возможности новых досрочных погашений внешнего долга. Руководитель долгового департамента Минфина Сергей Сторчак, на которого легла основная тяжесть переговоров со странами-кредиторами, был более конкретен. Он заявил в Париже после подписания соглашения, что в ближайшее время российская сторона намерена предложить клубу провести новое досрочное погашение.
Пока же Россия договорилась со странами Парижского клуба о том, что они не будут использовать оставшуюся сумму российского долга в качестве обеспечения собственных ценных бумаг. В июне прошлого года Германия выпустила облигации более чем на 6 млрд долл., выплаты по которым были привязаны к платежам по российскому долгу. Это вызвало недовольство у российских финансистов, ведь речь шла о возможной потере контроля над управлением собственными долгами, что при определенных обстоятельствах могло бы ухудшить условия выхода на рынок заимствований и России как государства, и ее отдельных хозяйствующих субъектов.
По словам г-на Кудрина, страны-кредиторы объявили мораторий на 18 месяцев, во время которого они воздержатся от выпуска облигаций, привязанных к российскому долгу, и не будут переуступать его другим государствам. Если после истечения этого срока Россия предложит досрочно погасить следующую часть долга, то мораторий будет продлен еще на полгода. Министр добавил, что та часть долга, на которую Германия выпустила ценные бумаги, не может быть досрочно погашена. Она будет выплачиваться по графику, пояснил Алексей Кудрин.
Между тем, по данным источников "Времени новостей" в одном из государств-кредиторов, теперь Россия должна заключить отдельные соглашения с каждой страной Парижского клуба. Если, например, за Германией "не заржавеет", то некоторые страны могут начать тянуть резину. По словам источника газеты, такую позицию намерены занять США.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Андрей ДЕНИСОВ
Госдума увеличила предел ввоза наличной валюты в Россию
Расчеты за наличные доллары могут легально возвратиться в российскую экономику. В четверг депутаты приняли в первом чтении поправки в законодательство о валютном регулировании, направленные на снятие ряда проблем, возникающих при расчете иностранной валютой.
Если поправки будут приняты окончательно, россияне на совершенно законных основаниях смогут тратить валюту в магазинах duty free, а иностранцы -- рассчитываться наличными в гостинцах, аэропортах и вокзалах. В Россию свободно можно будет ввозить до 10 тыс. долл., в то время как сейчас суммы свыше 1,5 тыс. долл. должны быть задекларированы на таможне.
Кроме того, в случае вступления законопроекта в силу некоторые виды валютных операций разрешат проводить без использования банковских счетов. Например, приехавшим в Россию иностранным туристам позволят без проблем рассчитываться наличными долларами или евро в гостиницах. А экипажу иностранных самолетов и морских судов -- расплачиваться валютой в российских портах. Рассчитываться валютой смогут также дипломатические и консульские представительства -- к примеру, по расходам на служебные командировки.
Для россиян поправки также уточняют перечень случаев, при которых возможно станет рассчитываться наличной иностранной валютой. Сегодня согласно действующим формулировкам законодательства о валютном регулировании российские граждане не имеют права рассчитываться валютой в магазинах беспошлинной торговли на территории России. Эта абсурдная норма случайно осталась в тексте недавно принятого закона "О валютном регулировании". Однако именно эта позиция формально делает нарушителем закона любого гражданина, купившего в duty free бутылку коньяка или флакон духов. На законных основаниях валюту будут брать также при торговле в самолетах и поездах, следующих через границу.
Предложено также изменить и порядок ввоза на территорию России наличной иностранной валюты, рублей и ценных бумаг. Отпадет необходимость предварительной регистрации рублей и внутренних ценных бумаг при вывозе за границу. Если поправки вступят в силу, то свободно, без декларирования на таможне, ввозить в Россию можно будет 10 тыс. долл. Декларация больших сумм будет обязательна. Игнорирование этих правил расценивается как нарушение таможенного законодательства, и штраф в таком случае может доходить до 25% суммы незаконно ввезенной валюты.
Согласно законопроекту, с территории России будет разрешен вывоз наличными до 10 тыс. долл., а обязательное декларирование будет необходимо лишь для сумм свыше 3 тыс. долларов.
Ирина СКЛЯРОВА
"Законопроект упростит жизнь нашим дипломатам"
Михаил ЗАДОРНОВ, член комитета Госдумы по бюджету и налогам:
-- По результатам полугода работы нового режима валютного регулирования и валютного контроля выявились определенные недостатки и неудобства. Этим законопроектом мы исключаем ограничения, которые налагаются на российских граждан режимом валютного регулирования. Например, финансирование командировочных расходов с использованием иностранной валюты в бюджетных организациях -- в диппредставительствах и консульствах -- идет сейчас по очень сложной схеме. Законопроект упростит жизнь нашим дипломатам.
Куда мы катимся
Максим Медведков призывает транспортников не бояться ВТО
Российских чиновников не оставляет уверенность в том, что многолетние переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) удастся завершить уже в этом году. И тогда в следующем страна войдет в ее состав. Россия завершила переговоры по присоединению к ВТО со странами, на которые приходятся более 85% российской внешней торговли (в том числе с ЕС и Китаем). А в ходе недавнего приезда в Москву Джордж Буш подтвердил, что до конца года к этим странам присоединятся и США.
Вчера руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков рассказывал представителям ассоциаций и союзов транспортников, почему Россия должна ускорить шаг на пути в ВТО, а также доказывал, что членство России в этой организации не приведет к разорению российских транспортных компаний.
Дело в том, что затягивание присоединения к ВТО приведет к удорожанию стоимости входного билета. Это связано, во-первых, с новыми требованиями, которые будут предъявляться к странам-кандидатам, а во-вторых, с увеличением количества стран -- членов ВТО, с которыми России придется вступать в новые переговоры. Причем среди этих стран -- Украина. "Если Украина получит возможность вести с нами переговоры и требовать уступок, то переговорщики США и ЕС покажутся добрыми, как герои мультфильмов про Винни-Пуха", -- оценил ситуацию г-н Медведков.
Однако транспортников трудности переговоров с Украиной если и волнуют, то в последнюю очередь, тем более что скорее всего их удастся избежать. Автоперевозчиков, речников, авиаторов пугает возможная конкуренция с западными компаниями. Представитель Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Аркадий Суворов заявил, например, что уже сейчас примерно 60% российских грузов перевозится фурами иностранных компаний. Причем по импортным перевозкам российские компании обязаны платить НДС, а иностранные -- нет. Кроме того, за пользование дорожной инфраструктурой за рубежом отечественные дальнобойщики платят по 12 млн долл. в год, тогда как иностранцы в России не тратят на это ни копейки. "Международные перевозчики работают практически с нулевой рентабельностью. Есть опасения, что с вступлением в ВТО мы будем нести только потери", -- завершил спич о наболевшем г-н Суворов. В ответ Максим Медведков порадовал автоперевозчиков, заявив, что для них в сфере доступа на международные рынки будет "очень вкусный сюрприз". "Мы получаем больше, чем отдаем", -- заинтриговал чиновник. Правда, в чем конкретно будет заключаться этот "сюрприз", он не сообщил.
Кстати, заявление о многомиллионных тратах российских автоперевозчиков за рубежом стало для г-на Медведкова новостью: "Если это так, то надо провести с соответствующими странами переговоры. Существует принцип взаимности, и никто нам не запрещает ввести в России то же самое".
В сфере морского транспорта после присоединения России к ВТО, за исключением незначительных изменений, "режим доступа (иностранных компаний. -- Ред.) будет такой же, как и сейчас, и будет регулироваться уже действующими или в дальнейшем заключенными двухсторонними соглашениями", сказал г-н Медведков. То же самое относится к авиаперевозкам. В отношении железнодорожного, внутреннего водного и трубопроводного транспорта Россия вообще не берет на себя никаких обязательств-- то есть действующие ограничения для иностранцев сохранятся.
С США и Канадой пока не завершены переговоры по авиатехнике. Россия не собирается обнулять пошлины на самолеты и ограничивать субсидирование их производства. Впрочем, нынешний уровень пошлин на авиатехнику в 20% сохранится, возможно, только в течение переходного периода, то есть семь лет. Потом они будут дифференцированы. Г-н Медведков допустил снижение пошлин на авиакомплектующие до 5--6%, что позволит использовать их российскому авиапрому. "Но на сегодняшний день эта позиция не согласована с США", -- уточнил глава департамента МЭРТ. Что касается пошлин на новые легковые автомобили, то после завершения переходного периода они будут снижены, по прогнозу чиновника, до 15--17%.
Максим Медведков заверил, что исследования правительственных экспертов и независимых аналитиков показывают: присоединение России к ВТО не окажет негативного влияния ни на одну из отраслей. Впрочем, опыт российских социально-экономических преобразований показывает, что минусы могут проявляться не при подготовке, а в процессе реализации тех или иных решений. Недавний пример -- реформа социальных льгот. Поэтому не исключено, что после вступления в ВТО российским чиновникам придется в пожарном порядке гасить весь тот негатив, который все-таки проявится в экономике.
Михаил ВОРОБЬЕВ
Ближе к ЮКОСу
"Роснефть" выиграла первый иск против опального холдинга
"Юганскнефтегаз", подконтрольный "Роснефти", выиграл вчера первый из семи исков к ЮКОСу. Арбитражный суд Москвы удовлетворил требования компании о взыскании с опального холдинга 62,4 млрд руб. (2,2 млрд долл.), которые он не заплатил за полученную от своей бывшей "дочки" нефть. Разумеется, ЮКОС намерен оспаривать это решение. Однако если "Роснефти" и дальше будет сопутствовать удача в российских судах, ничто не помешает ей через процедуру банкротства практически даром получить контроль над оставшимися у ЮКОСа активами, стоимость которых эксперты оценивают от 8 млрд до 14 млрд долл. При этом общий размер претензий "Роснефти" к ЮКОСу составляет 14,5 млрд долларов.
В июне 2004 года, говорится в исковом заявлении, ЮКОС заключил с "Юганскнефтегазом" договор комиссии, по которому "дочка" поставляла сырье материнской компании с июля по декабрь. Однако за полученную нефть ЮКОС не расплатился. Аналогичные иски поданы против аффилированных с холдингом структур -- компании "Энерготрейд" (два иска на общую сумму 15,6 млрд руб.) и "ЮКОС Восток-Трейд" (иск на 23,3 млрд руб.). Всего, по данным "Юганскнефтегаза", бывший хозяин задолжал ему за сырье 101,3 млрд руб. "Всем известны причины, по которым мы не расплачивались с "Юганскнефтегазом": деньги автоматически списывались со счетов ЮКОСа в рамках налогового дела", -- утверждает пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин.
Помимо этих исков (которые, как считают эксперты, скорее всего, будут удовлетворены) "Роснефть" инициировала другое разбирательство, касающееся налоговых претензий к "Юганскнефтегазу", которые госкомпания получила вместе с добывающим активом. 10 июня арбитраж должен рассмотреть иск о взыскании с опального холдинга 141,2 млрд руб. (около 5 млрд долл.). "В результате определенной политики, которую проводил ЮКОС в отношении "Юганскнефтегаза", компания понесла ущерб, -- говорил в феврале президент "Роснефти" Сергей Богданчиков. -- Налоговых претензий только к "Юганскнефтегазу" -- на 5 млрд долл. В итоге мы теперь должны обратным ходом выставить их акционерам, которые так "науправляли" компанией". Разумеется, эти требования не так бесспорны, как претензии по долгам за полученную от "Юганскнефтегаза" нефть. Очевидно, что, покупая компанию, "Роснефть" была прекрасно осведомлена о размере ее долга перед налоговиками. Более того, именно поэтому стартовая цена на декабрьском аукционе была намного ниже, чем оценка предприятия. Впрочем, госкомпания все равно решила попытаться отсудить у ЮКОСа средства на погашение долга "Юганскнефтегаза".
Еще один иск к ЮКОСу касается использования холдингом трансфертных цен при покупке нефти у своей дочерней компании. В результате, считают в "Роснефти", "Юганскнефтегаз" недополучил 163 млрд руб. выручки. Этот иск не менее спорен, чем предыдущий, поскольку практику внутрикорпоративных цен используют практически все российские нефтяники, стремясь по вполне понятным причинам сделать центром прибыли головную компанию, а не ее дочерние общества.
Эксперты не сомневаются, что судебные процессы "Роснефти" против ЮКОСа вызваны желанием обанкротить опальную компанию и получить контроль над оставшимися у нее активами. Подавая иски, "Роснефть" обратилась с просьбой наложить арест на самые привлекательные предприятия, которые пока еще остались в собственности опального холдинга, и суд практически полностью удовлетворил ее. Впрочем, в "Роснефти" уверяют, что до окончания судебных разбирательств о возможном банкротстве ЮКОСа говорить рано.
Денис РЕБРОВ
Пощадили
Правительство разрешило РЖД пока не платить больших дивидендов
Совет директоров "Российских железных дорог", на 100% принадлежащих государству, определил размер дивидендов по итогам прошлого года. На выплаты акционеру будет направлено 10% чистой прибыли компании, что составляет 875,4 млн руб. Как и предполагалось ранее, большая часть суммы -- 870 млн руб. -- будет направлена на финансирование работ по переносу участка железнодорожной линии между Транссибом и БАМом из зоны затопления водохранилища Бурейской ГЭС. Первые и пока единственные дивиденды государству РЖД заплатили по итогам 2003 года -- 587,2 млн руб. (также 10% от чистой прибыли).
Минувшей осенью Владимир Путин потребовал лично от президента РЖД Геннадия Фадеева решить проблему затопления 40-километровой ветки в районе Бурейской ГЭС. "Эта проблема существует, нельзя делать вид, что ее нет, что энергетики решают свои задачи, вы свои, правительство не включило в план, -- говорил глава государства. -- Что получится: затопит 40 км -- и все?" "Этого допустить нельзя", -- ответил г-н Фадеев. "Я тоже так думаю", -- согласился Владимир Путин.
Вскоре председатель совета директоров РЖД, вице-премьер Александр Жуков сказал, что затраты на строительство обходных путей -- 4,5--5 млрд руб. -- можно разделить между правительством, РАО "ЕЭС России" и РЖД. В феврале же г-н Фадеев предложил правительству использовать на эти цели дивиденды компании за 2004 год, определив их предварительный размер в 1,6 млрд руб. "Остальное должны добавить Чубайс и само правительство", -- заявил глава РЖД.
В РЖД не смогли объяснить, почему в итоге дивидендные выплаты оказались вдвое меньше, чем говорил г-н Фадеев. Однако полагают, что совет директоров принял "достаточно щадящее" и "правильное" для компании решение (очевидно, подразумевая, что недостающую сумму для вывода ветки покроет РАО "ЕЭС России").
По итогам текущего года, согласно предварительной "оценочной модели результатов работы РЖД до 2008 года в условиях структурных преобразований", дивиденды компании прогнозировались в размере 900 млн руб., "но эта цифра может быть скорректирована" (ранее в РЖД планировали получить в текущем году 16,9 млрд руб. чистой прибыли). В 2006 году, по предварительной оценке, выплаты акционерам составят 1,8 млрд руб., в 2007-м -- 4 млрд руб., а в 2008-м -- 5,1 млрд руб. Эксперты затрудняются сказать, каким образом РЖД сможет столь сильно увеличить свою прибыль, чтобы в 2007--2008 годах изыскать такие суммы на выплату дивидендов. Впрочем, они указывают, что рост выплат совпадает по времени с началом кампании по выбору президента России.
Яна ГОДОВАНАЯ
Бывший медиаимператор перестал молчать
Лео Кирх обвинил Deutsche Bank в банкротстве своего холдинга
Лео Кирх, глава бывшей медиаимперии Kirch Gruppe, обанкротившейся в 2002 году из-за огромных долгов (оцениваются в 6,5 млрд евро), впервые озвучил свою версию краха предприятия. В интервью еженедельнику Der Spiegel он рассказал, что всех проблем можно было бы избежать, если бы бывший глава Deutsche Bank Рольф Бройер (недавно, кстати, снят с поста главы наблюдательного совета франкфуртской биржи Deutsche Boerse) вскользь не обронил фразу о некредитоспособности Kirch Gruppe.
В Kirch Gruppe входили два крупных частных бесплатных телеканала Sat1 и ProSieben, первое в Германии платное цифровое телевещание Premiere, а также ряд предприятий по продаже прав на футбольные трансляции и показ художественных фильмов из собственного кинофонда (свыше 11 тыс. единиц). Основным кредитором медиахолдинга был Deutsche Bank, который в то время возглавлял г-н Бройер.
"Банкротства можно было избежать, -- заявил г-н Кирх в своем интервью. -- Однако уничтожение клиента Лео Кирха было частью политики банка". После того как в начале февраля 2002 года в одном из своих интервью биржевому телеканалу Bloomberg TV г-н Бройер высказал сомнение в том, что крупные банки продолжат кредитование Кирха, встревоженные кредиторы стали требовать от Kirch Gruppe свои деньги. Это и послужило причиной банкротства медиаимперии, по версии ее руководителя.
Глава Deutsche Bank неспроста обрушился на Лео Кирха. Долги предприятий медиамагната достигли многомиллиардного уровня. Из рук вон плохо работало платное ТВ Premiere, реклама на бесплатных каналах почти не приносила дохода. Но несмотря на это, отчаянный бизнесмен инвестировал новые суммы, например, в приобретение прав на трансляцию футбольных матчей высшей лиги. Участвовавшим в кредитовании концерна банкам (наряду с Deutsche Bank это Dresdner Bank, Commerzbank, Bayerische LB и другие) постепенно стало ясно, что спираль кредитов все больше затягивает г-на Кирха. Тогда они принялись создавать всевозможные модели, чтобы вернуть хотя бы часть капитала. Г-н Бройер нашел, с его точки зрения, наиболее надежный путь, суть которого заключалась в известной формуле -- "отобрать и поделить", как тогда говорили аналитики, "филейные" куски рухнувшего концерна Kirch Media. В конце концов так и произошло.
С тех пор г-н Кирх судится с Deutsche Bank. В последнее время на процессе изучается новая улика -- протокол заседания правления банка. Из этого документа, по утверждению г-на Кирха, следует, что Deutsche Bank совершил "акт предательства по отношению к своему клиенту": "Протокол показывает, что г-н Бройер в высказываниях в мой адрес (о некредитоспособности. -- Ред.) врал". Разоренный таким образом владелец медиаимперии не верит ни в спонтанность, ни в необдуманность высказываний прежнего главы Deutsche Bank. "Интервью (г-на Бройера. -- Ред.) меня выпотрошило, -- утверждает теперь г-н Кирх, -- Рольф меня "расстрелял".
Судебные иски Кирха против Deutsche Bank и лично Рольфа Бройера идут по инстанциям с переменным успехом. В двух из них право оказалось на стороне истца, а в одной (в США) иск был отклонен. В конце года исками г-на Кирха займется немецкая Федеральная судебная палата. "Я требую компенсации за то, что господин Бройер разрушил мой бизнес: из 11 тыс. моих сотрудников уволены 5 тыс., я потерял все свое состояние". Впрочем, сам судебный процесс, идущий уже три года, успел поглотить 11 млн евро.
Наряду с судебными разбирательствами оптимистичный Лео Кирх ("Я знаю, что буду победителем!" -- говорит он) обещает осчастливить деловую Германию и Европу новыми проектами. "Для чего-нибудь по-настоящему крупного время еще не пришло, -- признается он. -- Но голод на это у меня все еще сохраняется".
Юрий ШПАКОВ, Берлин
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: fin.rbc.558 |
Отписаться |
В избранное | ||