Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 3 февраля, четверг

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Декаданс-капитал

Крупный российский бизнес в поисках стратегии выживания

Не было никаких оснований предполагать, что после продажи "Юганскнефтегаза" во взаимоотношениях бизнеса и власти возникнет попытка равноправного диалога. Более того, казалось, что бизнес замолчал навсегда. Достаточно вспомнить, как опасливо Российский союз промышленников и предпринимателей пытался защищать своего же члена Михаила Ходорковского. Или ноябрьский съезд РСПП, где аплодисментам по поводу появления на нем президента Владимира Путина, казалось, не будет конца. Как сказал президент РСПП Аркадий Вольский, "сам факт присутствия Владимира Владимировича на съезде является важнейшим стимулом для всего делового мира". Однако оказалось, что деловому миру все-таки нужны и другие стимулы.

Недавнее заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве, в который входят многие крупные предприниматели, открыло новый этап дискуссии об избыточном давлении государства на бизнес. И речь сейчас идет уже не о "давлении", а о том, что предприниматели воспринимают власть как угрозу - не только для стабильности своего бизнеса, но и вообще своему праву на частную собственность. Ни гипертрофированная лояльность по отношению к власти, ни социальная ответственность без конца и края не помогли крупному бизнесу обрести уверенность в завтрашнем дне. "Бизнес готов на любую форму социальной ответственности, если будет надежно защищено право собственности", -- замечает управляющий директор холдинга "Интеррос" Андрей Бугров. Власть не торопится давать каких бы то ни было гарантий. Более того, даже и в русле "лояльного бизнеса" предприниматели не могут получить ответ, в правильном ли направлении они движутся. И если да, то достаточны ли их усилия.

Экономические итоги 2004 года свидетельствуют о том, что без изменения сложившихся отношений власти и бизнеса не то что об удвоении ВВП, даже о сохранении существующих темпов говорить будет невозможно.

Бизнес, как зритель в театре, голосует ногами. В 2004 году страну, по данным Центробанка, покинуло почти 8 млрд долларов -- в четыре раза больше, чем год назад. Впрочем, на это у правительственных чиновников есть очень удобный ответ. Это спекулятивный капитал, объясняют они, и к экономической политике страны его движение отношения не имеет. Однако и другие индикаторы оптимизма тоже не внушают. Например, пауза в экономическом росте осенью этого года при небывало высоких ценах на нефть. Или крайне низкий объем прямых иностранных инвестиций. По этому показателю Россия отстает от Китая в десятки раз. Даже получение страной рейтинга инвестиционного уровня не привело к всплеску инвестиционной активности. Пессимисты склоняются к версии, что постепенно весь капитал, которому не удастся слиться с государством, просто утечет из страны.

Точки над i в диалоге с властью поставил не кто-нибудь из российских миллиардеров, а глава государственной электроэнергетической монополии Анатолий Чубайс. Именно он во время последнего совета по предпринимательству на вопрос премьера Фрадкова-- "От кого должны прозвучать эти заявления, гарантии собственности?" ответил: "Никакие высказывания ни на что не повлияют. Нужны действия!".

На какие действия по защите института частной собственности готова нынешняя власть? Очевидно, что рассчитывать на восстановление доверия со стороны национального бизнеса и иностранных инвесторов до уровня, например, 2000-2001 годов, было бы слишком самонадеянно. Сейчас власти необходимо попытаться хотя бы заретушировать тот негативный эффект, который вызвала эпопея с разрушением "ЮКОСа".

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что теперь бизнесменам стало ясно: пользуясь их безгласностью и опытом "ЮКОСа", налоговая инспекция способна лишить бизнеса абсолютно всех. Видимо поэтому первые инициативы правительственного совета по конкурентоспособности и предпринимательству касаются упорядочения налоговой системы и, прежде всего, деятельности налоговых органов.

"Да, сейчас наступил определенный момент, когда бизнес поднял голову и заговорил, -- размышляет высокопоставленный кремлевский чиновник. - Но у нас такой бизнес: он чуть поднимет голову - и сразу опустит...". Чиновник напоминает, что пару лет назад настрой власти и ожидания бизнес-сообщества были куда более либеральными. "По-настоящему серьезное, институциональное влияние на инвестиционный климат могли бы оказать приватизационная и налоговая амнистии. В свое время в администрации был разработан пакет законопроектов, серьезно ограничивающий срок исковой давности по экономическим правонарушениям. Эту работу курировал Волошин (Александр Волошин -- в 1999-2003 гг. глава администрации президента РФ - Ред.). Поскольку вопрос в политическом смысле очень деликатный, он требовал, чтобы юридическая сторона была безукоризненной, чтобы при применении этих законов не возникало никаких "дыр". Но тогда решение давать ход этим проектам у президента так и не созрело, а потом начался "ЮКО"С...".

И все же вряд ли теперь в Кремле смахнут пыль со старой идеи и давно готовых документов. Дело "ЮКОСа" дало чиновникам почувствовать вкус использования всех имеющихся в наличии властных инструментов, и убеждать себя в необходимости какого-то "ограничения срока исковой давности" им нет никакого смысла.

"Силовики - это материя, она течет туда, где пусто", -- такое объяснение происходящего предложил председатель совета директоров Объединенной финансовой группы Михаил Мошиашвили, выступая на днях на организованном журналом "Эксперт" круглом столе по проблемам отечественного инвестиционного климата. Причина такого перетока, считает г-н Мошиашвили, заключается в следующем: "Те, кто отвечает за экономическую политику, не смогли предложить такую политику, которая отвечала бы вызовам сегодняшнего дня". Таким вызовом, по его мнению, является необходимость эффективного обновления национального капитала. Власть не в состоянии сформулировать адекватную политику, а деятельность олигархов тоже не отвечает этой задаче: инвестиционный горизонт проектов крупного бизнеса, по мнению г-на Мошиашвили, составляет не более 2-3 лет, за пределами которых - неизбежный "выход в ликвидность".

Андрей Бугров из "Интерроса" состояние, в котором пребывает сейчас властная вертикаль, оценивает так: "В свое время главные претензии к российскому бизнесу были связаны с его непрозрачностью. Но за последние годы бизнес, по крайней мере крупный, достиг большого прогресса, преодолевая эти недостатки. Теперь очередь за государством - оно тоже должно пройти свою часть пути. Сегодня с точки зрения бизнеса механизмы подготовки и принятия решений властью являются непрозрачными".

Но вопрос о том, ставит ли власть перед собой цель на самом деле сделать Россию комфортной для частного бизнеса территорией, отнюдь не праздный. Режим "условно-частной собственности", когда судьба бизнеса зависит не от законов, а от чиновников, является для бюрократии желанной и увлекательной формой существования. Без "инициативы снизу" этот режим изменить невозможно. Исходить такая инициатива может лишь от крупного бизнеса как наиболее активной части предпринимателей, но базой должно быть все остальное бизнес-сообщество. В данный момент очевидно, что бизнес не готов жестко и последовательно отстаивать свои интересы. Попытка объединения на базе РСПП, предпринятая в 2001 году, не принесла успеха. Пока кремлевские пушки стреляли по олигархам, предприниматели помельче сочли за благо прислониться к вертикали власти и сделаться "единой бизнес-Россией". Более того, в прошлом году были предприняты усилия по слиянию всех существовавших бизнес-объединений. Пока существует весьма условная структура под названием Координационный совет российского бизнеса, и ему никто не мешает стать реальной силой, крупной партией предпринимателей. Однако эксперты со скепсисом относятся к такой перспективе. Бизнес слишком разрознен, у многих весьма непростые, если не сказать плохие, личные отношения. К тому же, напоминает г-н Ясин, все бизнесмены, которые пытались заниматься еще и политикой, находятся либо в тюрьме, либо в эмиграции.

Сегодня ситуация такова, что крупный частный бизнес в России уцелеет только в том случае, если почувствует себя самостоятельной политической силой, полноценным сословием, защищающим не только свои интересы(хотя и их тоже--в этом нет ничего зазорного), но и миллионы рабочих мест, которые успел создать. Если бизнес не заговорит с властью с позиций собственных интересов, ренессанс капитализма в России окончательно сменится его декадансом. А последствия такой смены первыми ощутят на себе отнюдь не олигархи, а самые рядовые наемные работники. И главным из этих последствий станет ощутимое падение уровня их жизни.

Андрей Денисов, Вера Ситнина

Напраслина

Алексея Кудрина неправильно поняли

Внешэкономбанк заявил вчера, что не имеет отношения к приобретению "Роснефтью" основного добывающего актива ЮКОСа -- "Юганскнефтегаза". В пресс-релизе банка отмечается, что предположения относительно использования привлеченных Внешэкономбанком в Китае кредитных ресурсов для приобретения "Юганскнефтегаза" "безосновательны и не соответствуют действительности". "Внешэкономбанк не принимал и не имеет поручения принимать участие в покупке акций "Юганскнефтегаза", -- говорится в пресс-релизе.

Предположения о том, что ВЭБ и ряд китайских банков участвовал в сделке, появились после заявлений министра финансов России Алексея Кудрина на пресс-конференции во вторник (см. вчерашний номер "Времени новостей"). Более того: слова министра дали повод группе компаний "МЕНАТЕП", которая владеет ЮКОСом и, соответственно, владела "Юганскнефтегазом", подтвердить свою позицию относительно судебного преследования тех, кто способствовал "отчуждению" своего главного актива. Почти сразу же после пресс-конференции министра управляющий директор группы "МЕНАТЕП" Тим Осборн заявил: "Я могу уверенно сказать, если они (Внешэкономбанк и Eximbank Китая. -- Ред.) способствовали краже "Юганскнефтегаза", то мы рассмотрим возможность мер против них в западных судах". По мнению г-на Осборна, схема покупки "Юганскнефтегаза" говорит о нарушении решения суда Хьюстона (США, штат Техас), который в декабре постановил приостановить все операции с активами "ЮКОСа".

Из Минфина вчера последовали разъяснения высказываний министра. В сообщении пресс-службы министерства подчеркивается, что г-н Кудрин "никогда не утверждал, что Внешэкономбанк привлек кредиты китайских банков для финансирования покупки акций "Юганскнефтегаза". В качестве доказательства пресс-служба приводит расшифровку той части пресс-конференции, на которой министр отвечал на вопрос по поводу опубликованных ЦБ данных об увеличении заимствований органами госуправления и не связно ли это с выкупом "Юганскнефтегаза". "Я сейчас не могу вполне прокомментировать вашу цифру. Могу только сказать, что, в том числе, по-видимому, речь идет и о заимствованиях Внешэкономбанка в соответствующих китайских банках в размере 6 миллиардов долларов на цели кредитования "Роснефти", -- приводятся в пресс-релизе слова г-на Кудрина. На повторный вопрос про "Юганскнефтегаз": "Откуда поступили деньги, какие банки могли дать такой кредит?", министр ответил: "По "Юганскнефтегазу". Я не имею отношения к сделке, связанной с "Роснефтью". Не являюсь ни членом совета директоров, не представляю соответствующее министерство и ведомство по этому вопросу. Поэтому мне трудно сказать. В части привлечения кредитов -- это Внешэкономбанк привлекал кредиты у китайских банков. Подробнее я сейчас не смогу ответить".

"Из дословной стенограммы высказываний министра финансов РФ следует, что именно журналисты увязали тему кредитов ВЭБа и тему продажи "Юганскнефтегаза" в своих сообщениях и последующих комментариях. Ни в одном из высказываний министра, если не вырывать их из контекста и не пытаться домыслить что-то самостоятельно, не содержится утверждений о причастности ВЭБа к покупке акций "Юганскнефтегаза", -- подчеркивается в сообщении Минфина.

Вчера же "Роснефть" разъяснила, что привлеченные в Китае, в том числе с помощью ВЭБа, 6 млрд долларов - это предоплата за поставки нефти в объеме 48,4 млн. тонн на период до 2010 года. Эти средства компания предполагает направить на производственно-хозяйственную деятельность и реализацию капиталоемких стратегических проектов. "Привлеченные таким образом средства никак не связаны с приобретением акций "Юганскнефтегаза", -- говорится в сообщении "Роснефти".

Это подтверждается и в пресс-релизе ВЭБа: "Внешэкономбанк в рамках выполнения агентских функций по централизованным внешнеэкономическим операциям привлек кредит консорциума китайских банков с целью финансирования долгосрочных и стабильных поставок российской нефти в Китайскую Народную Республику". В связи с этим банк напоминает, что "развитие торгово-экономических отношений между Россией и Китаем является приоритетным направлением деятельности Внешэкономбанка". И сообщает, что "действуя в интересах своей крупной корпоративной, преимущественно государственной, клиентуры ("Роснефть", "Газпром", "Атомстройэкспорт", "Транснефть", "Машиноимпорт"), Внешэкономбанк существенно расширил базу для взаимовыгодного сотрудничества с Банком развития Китая, Эксимбанком Китая, Государственной корпорацией по страхованию экспортных кредитов (Sinosure), другими финансовыми учреждениями Китая, задействованными в российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве". "В частности, серьезный импульс взаимоотношениям России со своими соседями в Северо-Восточной Азии способно придать осуществление проекта по строительству нефтепровода Тайшет-Находка, над реализацией которого ВЭБ работает в настоящее время", -- подчеркивают во Внешэкономбанке.

Михаил Воробьев

Помни о долге

Западные банки требуют от "Роснефти" миллиард долларов

Западные банки официально потребовали от "Роснефти" вернуть часть кредита, выданного ранее ЮКОСу под гарантии поставок нефти "Юганскнефтегаза" и "Самаранефтегаза". Как сообщил вчера представитель "Роснефти", в компанию поступило письмо от пула банков во главе с Societe Generale (организатор займа) с просьбой исполнить обязательства в размере 1 млрд. долл.

Кредит в размере 1 млрд. долл. ЮКОС привлек еще в сентябре 2003 года в рамках развалившейся впоследствии сделки по слиянию с "Сибнефтью". Его предоставили Societe Generale, Citibank N.A., Commerzbank AG, Credit Lyonnais S.A., Deutsche Bank AG, HSBC Bank Plc, ING Bank N.V., KBC Bank N.V., BNP Paribas, UFJ Bank Nederland N.V. Через две недели компания получила еще 1,6 млрд. долл. от своего основного акционера - Group MENATEP, организатором заема выступил также Societe Generale. Деньги компания привлекала под гарантии экспортных поставок нефти. Но в июле, после того как ситуация вокруг холдинга начала обостряться, ЮКОС получил уведомление о дефолте по первому кредиту, в августе - по второму. Банки оставляли за собой право в любой момент потребовать возврата денежных средств в полном объеме. Однако еще в мае ЮКОС переоформил договора займа, и гарантом по ним стали две его основные добывающие "дочки" -- "Юганскнефтегаз" и "Самаранефтегаз". В декабре ЮКОС перестал прекратил платежи по займу. Непогашенная задолженность составляет около 1,4 млрд. долл. Намерены ли банки обращаться к другому гаранту по кредиту - "Самаранефтегазу", вчера в парижском офисе Societe Generale ответить не смогли.

"В настоящее время "Роснефть" и "Юганскнефтегаз" ведут переговоры с кредиторами на предмет подтверждения действительности данного права требования и последующего урегулирования ситуации, исходя из принципов общепринятой деловой практики", -- сообщил вчера представитель "Роснефти". А накануне глава Росэнерго Сергей Оганесян отметил: "Сказать, что мы не будем отвечать по этим кредитам -- так это просто смешно".

Собственно, обязательства по кредитам - далеко не единственное "наследство" от ЮКОСа, которое досталось "Роснефти", купившей "Юганскнефтегаз". Компании придется решать вопрос с налоговыми претензиями к ее "дочке" за 2000-2003 год. Текущие налоги ЮКОС также перестал платить с августа прошлого года. По данным "Роснефти", задолжал он и "Юганскнефтегазу". Как указывает в своем письме в ФСН главы госкомпании Сергея Богданчикова, ЮКОС должен своей бывшей "дочке" за нефть более 115 млрд. руб.

Денис РЕБРОВ

Сами мы неместные

Совет директоров "Иркутскэнерго" снова будет лихорадить

Состав совета директоров "Иркутскэнерго" -- крупнейшей независимой от РАО "ЕЭС России" энергокомпании, на 40% принадлежащей государству, -- в этом году опять претерпит коренные изменения. Если в прошлом году в нем по большому счету только сменился председатель (бывший замглавы Минимущества Сергей Косарев перешел на работу в РАО и поэтому стал простым членом совета иркутской компании), то в нынешнем, судя по опубликованным вчера спискам кандидатов-госпредставителей, появится очередной новый председатель, а представителей иркутской администрации не будет вообще. В этом случае, считают эксперты, федеральная власть сможет беспрепятственно и без лишнего шума выставить часть своего пакета (считающуюся "региональной") или весь пакет на приватизационный аукцион. Впрочем, источники в обладминистрации надеются, что в Москве изменят позицию и внесут изменения в список кандидатов, так как, по их мнению, нелогично, когда местная власть участвует только в установлении энерготарифов и не имеет голоса при принятии решений о развитии энергокомпании.

"Региональная" часть госпакета "Иркутскэнерго" составляет 15,5% акций. До 2002 года она находилась в ведении местной администрации, однако федеральная власть доказала в суде незаконность владения пакетом региона. Некоторое время в совете директоров компании не было представителей области, но после неоднократных обращений губернатора Бориса Говорина к президенту и премьер-министру области разрешили иметь своих делегатов в энергокомпании. Правда, их обязали подчиняться директивам Минимущества. Что они и делали последние два с половиной года.

Между тем сейчас, говорит источник, близкий к одному из заместителей губернатора, г-н Говорин находится в остром конфликте с Кремлем, а именно там согласуются списки госкандидатов в советы директоров. Нельзя исключать, полагает источник, что именно по этой причине представителей местной власти попросту вычеркнули из списка кандидатов в совет директоров "Иркутскэнерго". Другой собеседник газеты считает, что федеральная власть тем самым расчищает поле для дальнейшей приватизации 15,5% акций компании, на которые претендуют частные акционеры (СУАЛ и "Базовый элемент", владеющие 48% акций энергокомпании). Впрочем, источник, близкий к "Базэлу", уверен, что "к приватизации, которая неизвестно когда состоится, вся эта ситуация не имеет никакого отношения", а областные чиновники в федеральный список кандидатов не включены скорее из-за банального несоблюдения срока подачи заявок.

Чехарда с госпредставителями в совете директоров энергокомпании началась после реформы правительства в прошлом году. Г-н Косарев решил перейти в РАО, и главой совета в сентябре был назначен Александр Тихонов, который в Минимущества возглавлял энергетический департамент. Но к тому моменту и он сменил работу, став руководителем структурных реформ в Минтрансе. В списке кандидатов, опубликованном вчера, нет ни г-на Косарева, ни г-на Тихонова. Самой высокопоставленной фигурой можно считать Юрия Медведева, который сейчас является замглавы "Росимущества". До приватизации "Славнефти" он был председателем совета ее директоров, поэтому эксперты не сомневаются в том, что в совете "Иркутскэнерго" он будет главным.

Николай ГОРЕЛОВ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное