Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 16 мая, понедельник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Не заправляют

Юлия Тимошенко обвинила Россию в бензиновом кризисе и сознательном срыве поставок нефти

Как и предупреждали российские нефтяники, инициативы украинского правительства, установившего предельные цены на бензин, привели к дефициту топлива на заправках. По данным Интерфакса, в Киеве и других крупных городах на АЗС уже ощущается дефицит бензина самых востребованных марок Аи-95 и Аи-92. Тем временем премьер Юлия Тимошенко продолжает обвинять в сложившейся ситуации Россию, которая, по ее мнению, стала ограничивать отгрузку сырья на Украину. В субботу г-жа Тимошенко заявила: "Идет сознательное прекращение поставок нефти на Украину, хотя все контракты оплачены... Россия вынуждает находить нетрадиционные пути, нам на пять дней вообще прекратили прокачку нефти, хотя у нас есть все необходимые соглашения". Как передает ИТАР-ТАСС, премьер не уточнила, что имела в виду, говоря о прекращении поставок. Однако накануне ее выступления министр топлива и энергетики Иван Плачков сообщал о перебоях в снабжении сырьем только Кременчугского НПЗ в течение пяти дней -- с 7 по 11 мая.

Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев утверждает, что никаких проблем с поставками сырья на Украину не возникало. По его словам, на Кременчугский НПЗ в мае согласно контрактам должно быть поставлено 240 тыс. тонн сырья. Но технические возможности "Транснефти" не позволяют прокачивать в этом направлении меньше 15--20 тыс. тонн в сутки. Поскольку поступающий на предприятие объем гораздо ниже (исходя из контрактов -- около 8 тыс. тонн в день), транспортная компания накапливает нефть в резервуарах в течение нескольких суток, после чего отправляет ее на НПЗ одной партией. "Такая схема использовалась всегда, ничего нового в ней нет", -- отмечает г-н Григорьев. Пятидневный перерыв в поставках, как отмечают в "Транснефти", вызван тем, что ранее сырье поступило на завод с опережением графика. "Других заявок от нефтяников у нас нет, так что мы просто не можем увеличить отгрузку -- ведь мы транспортная, а не нефтедобывающая компания", -- говорит г-н Григорьев. Впрочем, во всех российских компаниях заявляют, что поставляют сырье в объеме, который предусмотрен заключенными контрактами.

По данным г-жи Тимошенко, Россия обеспечивает 77% потребностей Украины в нефти. Кроме того, российские компании занимают две трети рынка нефтепродуктов: ЛУКОЙЛ владеет Одесским НПЗ, ТНК-ВР -- Лисичанским, "Укртатнафта" ("дочка" "Татнефти") -- Кременчугским, Группа "Альянс" совместно с "Казахойл" -- Херсонским заводом. Ранее украинский премьер заявляла, что нефтяные монополии ведут себя "как голодные злые волки" и, пытаясь нажиться на украинском населении, поднимают цены на нефтепродукты. В середине апреля правительство страны ввело предельно допустимые цены на АЗС. После встреч с г-жой Тимошенко, которая вместе с другими чиновниками не раз намекала на возможную деприватизацию украинских заводов, принадлежащих российским нефтяникам, компании согласились до конца мая торговать бензином по установленным ценам, хотя уверяли и уверяют, что для них это нерентабельно. Однако украинское правительство рассматривает возможность продления ограничений до конца июня.

При этом Лисичанский и Херсонский НПЗ в апреле закрылись на плановый ремонт. Предприятие ТНК-ВР должно было заработать 15 мая, но, как сообщил г-н Плачков, срок был перенесен на 25 мая, и отпуск нефтепродуктов начнется в июне. Пока ТНК-ВР торгует нефтепродуктами из накопленных ранее резервов. Пресс-секретарь "ТНК-ВР Украина" Ирина Ковальчук заявила: "Запасы были сформированы (исходя из срока остановки предприятия. -- Ред.) до 14 мая, поэтому сейчас мы испытываем дефицит ресурсов и стараемся обеспечить прежде всего свои 50 АЗС. Многие джобберы (станции, использующие торговую марку ТНК-ВР. -- Ред.), а это около 1110 АЗС, ищут другие источники поставок".

Другие источники найти достаточно сложно -- как отметил в субботу первый вице-премьер Украины Анатолий Кинах, в апреле в республике переработано 1,4 млн т нефти, что на 22% меньше запланированного. В мае планируется переработать не более 1 млн т. По данным агентства Argus, в апреле на Украину было поставлено из России 1,2 млн тонн нефти, что на 15% меньше, чем в тот же месяц годом ранее. "Это создает серьезные проблемы уже на ближайший период", -- отметил г-н Кинах.

По мнению г-на Кинаха, "те методы (регулирования рынка. -- Ред.), которые задействованы, к сожалению, другого результата и не могут дать, а результат очень тревожный -- это дефицит и снижение качества нефтепродуктов". По его мнению, "надо как можно скорее выходить на прозрачный обоснованный диалог власти и бизнеса, создавать прогнозируемые условия деятельности бизнеса, это позволит увеличить поставки нефти на Украину и не допустить различных скачков".

Денис РЕБРОВ

Электрическая ошибка

РАО "ЕЭС" распространило недостоверную информацию о закрытии реестра акционеров

РАО "ЕЭС России" продемонстрировало, что и на его корпоративном интернет-сайте могут происходить технические ошибки. В субботу компания сообщила, что дата закрытия реестра акционеров, имеющих право участвовать в годовом собрании 29 июня, в связи с праздниками на один день не переносилась, как это было объявлено на сайте холдинга 4 мая. Иными словами, реестр был закрыт в выходной день 10 мая, а не в первый рабочий после праздников -- 11 мая. Поскольку информацию об ошибке РАО стали спешно распространять информагентства, очевидно, существуют пострадавшие инвесторы. Относительно же того, действительно ли имела место ошибка или кто-то попытался сыграть на информации о переносе даты закрытия реестра, мнения участников рынка разделились.

Официальная информация о случившемся была озвучена начальником департамента РАО по взаимодействию с акционерами Александром Колесниковым в заявлении Reuters: "В соответствии с решением совета директоров РАО закрытие реестра состоялось 10 мая. Появление информации о переносе даты на 11 мая вызвано технической ошибкой на корпоративном сайте РАО "ЕЭС".

Член совета директоров РАО, попросивший не упоминать его имя, подтвердил, что совет не принимал решений об изменении срока закрытия реестра. А потому решение правительства о переносе выходного дня могло иметь лишь одно следствие: фактически датой закрытия реестра стал бы последний рабочий день перед 10 мая, т.е. 6 мая. Собеседник газеты предполагает, что менеджмент проявил излишнюю самостоятельность, которую и пришлось маскировать "технической ошибкой".

В пресс-службе энергохолдинга "Времени новостей" заявили, что пока не могут ответить, будет ли какая-либо компенсация тем инвесторам, которые приобретали акции 11 мая в надежде участвовать в собрании акционеров. "Скорее всего никто ничего не получит, -- говорит один из участников рынка, -- ведь не было же официального решения по поводу переноса даты, с юридической точки зрения на сайте можно написать все, что угодно, и это не будет приниматься во внимание".

Пострадавших акционеров, судя по итогам торгов акциями РАО на ММВБ, было немало (хотя они публично о себе не заявляют). Если 14 мая (т.е. в обычный день) было проведено 2,6 тыс. сделок купли-продажи 40 млн бумаг энергохолдинга, то 11 мая -- 6,9 тыс. сделок, на которых инвесторы купили 180 млн акций. 6 мая (последний рабочий день между праздниками) было продано 130 млн акций РАО, число сделок составило 5,6 тыс. Т.е. многие инвесторы, очевидно, отложили покупку бумаг энергохолдинга как раз на 11 мая.

"Столь крупной компании, как РАО, я считаю, такие вещи допускать просто нельзя, -- говорит гендиректор консалтинговой компании "Ринкон-Гамма" Олег Осипенко. -- Я склонен считать, что все же имела место техническая ошибка, и на репутации компании данная ситуация, конечно, вряд ли скажется. Но в любом случае в глазах инвесторов это негатив". Аналогичного мнения придерживаются давние портфельные инвесторы РАО -- руководители Halcyon Advisors и Prosperity Capital Management Дэвид Херн и Александр Бранис.

Между тем, указывает источник "Времени новостей" в одном из инвестфондов, в корпоративной практике датами закрытия реестров если и играют, то исключительно с целью собрать недостающее количество акций для голосования по важным вопросам (кстати, судя по объему сделок с бумагами энергохолдинга 11 мая -- они составляли доли процента от уставного капитала, -- можно предполагать, что кто-то из существующих крупных акционеров РАО докупал недостающие бумаги, для нового собственника энергохолдинга такие операции вряд ли бы имели смысл). На собраниях акционеров РАО традиционно стоял главный вопрос -- избрание членов совета директоров.

В этом году ситуация с выборами в этот орган более-менее прозрачна: публично объявлялось лишь о сделке, в результате которой группа "ЕСН" Григория Березкина продала около 5% акций энергомонополии "Газпрому", т.е. если г-н Березкин и останется в совете, то только в том случае, если этого захочет газовый монополист. Единственно возможная интрига, как и в прошлом году, может возникнуть вокруг представителей "Базового элемента". Год назад руководители этой компании Олег Дерипаска и Дэвид Джеованис не сумели пройти в совет директоров РАО (хотя в 2003--2004 годах г-н Джеованис был членом совета). Сейчас в список кандидатов от "Базового элемента" включены две кандидатуры -- г-на Дерипаски и бывшего главы "Евросибэнерго" Сергея Белобородова (теперь курирует в "Базэле" стратегическое развитие электроэнергетики). Источник, близкий к руководству компании, заявил "Времени новостей", что "один из них гарантированно пройдет" в совет директоров РАО. При этом он категорически отказался пояснить, на чем основана такая уверенность и увеличил ли "Базэл" свой пакет в энергохолдинге. Однако другой источник в компании г-на Дерипаски заявил, что в последнюю неделю структуры "Базэла" не совершали сделок с акциями РАО.

Николай ГОРЕЛОВ

За символическую плату

"Газпром" завершает возврат утерянных активов

Завтра совет директоров "Газпрома" должен поставить точку в многолетнем проекте, который менеджмент концерна назвал возвратом утерянных активов. Руководство монополии планирует утвердить сделку по восстановлению доли в уставном капитале ОАО "Нортгаз". Правда, для этого представителям концерна и акционерам "Нортгаза" в лице сенатора Фархада Ахмедова предстоит окончательно договориться. Скорее всего "Газпрому" удастся вернуть 51% акций компании за символическую плату. Основная интрига готовящейся сделки состоит в том, планирует ли г-н Ахмедов остаться в газовом бизнесе или намерен продать "Нортгаз" полностью. Официально стороны не комментируют ход переговоров, поскольку заключили соглашение о конфиденциальности. Тем более что они ведутся через посредников -- инвестиционные компании "Ренессанс-Капитал" (со стороны "Газпрома") и Объединенную финансовую группу (представляет интересы акционеров "Нортгаза").

Скорее всего данная сделка не будет разительно отличаться от других газпромовских проектов по возврату активов, таких, как "Пургаз" и "Стимул". В первом случае "Газпром" выкупил у "Итеры" 32% акций "Пургаза" (необходимых для получения контрольного пакета) за символические 32 тыс. руб. "Итера" и сейчас владеет 49% акций "Пургаза" и получает пропорциональный объем газа для реализации в Свердловской области. В случае с нефтяным предприятием "Стимул" схема была сложнее. Контрольный пакет акций компании (чуть меньше 62%) аккумулировали структуры братьев Гетти (потомки известного американского нефтяного магната и миллиардера). Они собирались выйти из бизнеса, продав акции китайской CNPC. Однако "Газпром" был против, и российские антимонопольные органы запретили эту сделку. В итоге концерн был вынужден купить акции по рыночной цене. Но для сохранения имиджа сделал это в два этапа. Напрямую "Газпром" купил необходимые для контроля 12% акций примерно за 20 млн долл., а остальное приобрел некий офшор примерно за 100 млн долл. По информации "Времени новостей", эта компания привлекала деньги под гарантии одной из "дочек" "Газпрома". Через год монополист выкупил и эти акции. С российской стороны сделку также готовил "Ренессанс-Капитал".

В случае с "Нортгазом" очевидно, что "Газпром", который добился возврата акций (точнее, почти добился) с помощью административного давления, не станет платить за 49% акций компании, добывающей 4 млрд куб. м газа в год, рыночную цену -- около 700 млн долл. (согласно последней оценке, которую ОФГ сделала по заказу "Нортгаза", предприятие стоит 1,5 млрд долл.). Однако и нынешние собственники компании вряд ли заинтересованы в неконтрольном пакете, поскольку фактически лишатся права управлять ею. Поэтому нельзя исключать, что мирно договориться сторонам не удастся, а значит, опять придется решать вопрос в суде.

Арбитражный суд Москвы 15 апреля уже принял решение отнять у "Нортгаза" лицензию на освоение неокомских залежей Северо-Уренгойского месторождения и передать ее "Уренгойгазпрому". Ни Минприроды, ни "Роснедра" (а именно они были ответчиками), судя по всему, не стали подавать апелляцию. Источник в агентстве по недропользованию заявил Интерфаксу, что его ведомство не будет оспаривать решение в пользу "Газпрома", но объяснять причины такого поведения отказался. Пресс-секретарь Минприроды Ринат Гизатулин сообщил, что не знает, успело ли его ведомство подать апелляцию (срок истек вчера).

"Нортгаз" же свою апелляцию подал. Источник в компании рассказал "Времени новостей", что, по мнению юристов, решение об отзыве лицензии неисполнимо по двум причинам. Во-первых, в своем решении 15 апреля суд обязал "Роснедра" отозвать лицензию у ООО "Нортгаз", которого уже не существует. Во-вторых, сама лицензия, выдачу которой в 1994 году оспорил "Газпром", уже юридически не существует. В 1999 году она была разделена на две новые лицензии. Права на освоение неокомских залежей принадлежат "Нортгазу", а на освоение ачимовских -- небольшой компании "Уренгойгеоресурс", которую пытается купить ТНК-ВР.

Алексей ГРИВАЧ

Юниаструм-банк ошибся с клиентом

Обыски были связаны с отмыванием доходов трех фирм

Следственный комитет (СК) МВД в минувшую субботу сообщил, что проведенный на прошлой неделе обыск в московском Юниаструм-банке связан с делом уроженца Чечни, одного из руководителей ООО "Нефть-газ-поставка" Мухайта Айдамирова, обвиняемого в мошенничестве. Милиционеры изъяли документы, имеющие отношение к деятельности фирм "Альтернатива", "Эсток" и "Стройтехпроект", которые, по данным СК, использовались г-ном Айдамировым и его соучастниками для отмывания преступных доходов. При этом претензий к самому Юниаструм-банку у силовиков нет.

Следственная группа СК вместе с бойцами ОМОНа пришла в центральный офис Юниаструм-банка на Суворовской площади 12 мая. Здание банка было временно закрыто для клиентов, по свидетельству очевидцев, некоторое время милиционеры не выпускали никого из находившихся там людей. Впрочем, вскоре представители МВД сообщили, что обыск касается фирм, не связанных с банком. По данным пресс-релиза СК, "необходимые документы были обнаружены и выданы сотрудниками банка добровольно, а результативность обыска была обусловлена помощью со стороны сотрудников банка".

Все три компании, интересовавшие следователей, проходят по возбужденному в апреле прошлого года делу против руководителей "Нефть-газ-поставки" Юрия Шувалова и Мухайта Айдамирова. Ранее сообщалось, что гг. Шувалов и находящийся в розыске Айдамиров заключали от имени компании фиктивные договоры на поставку углеводородного сырья и таким образом похитили у своих клиентов значительную сумму денег. "В ходе расследования получена информация о причастности Айдамирова к созданию ряда коммерческих организаций... с целью причинения крупного и особо крупного ущерба гражданам, организациям и государству", --- говорится в пресс-релизе Следственного комитета.

Между тем в конце прошлой недели на обыск в Юниаструм-банке отреагировала Ассоциация российских банков. "У банковского сообщества нашей страны вызывают недоумение и озабоченность действия представителей следственных органов, -- говорится в пресс-релизе ассоциации. -- У правоохранительных органов, разумеется, периодически могут возникать вопросы к тем или иным клиентам банков... Однако подобные претензии не должны служить поводом для совершения действий, по форме своей выглядящих как акции устрашения".

Иван ГОРДЕЕВ

Вот новый водород

General Motors и Toyota собираются совместно разрабатывать автомобили-гибриды

Руководители двух ведущих мировых автопроизводителей -- General Motors Corp. и Toyota Motors Corp. -- в минувшую субботу подписали соглашение об укреплении сотрудничества в разработке так называемых автомобилей-гибридов, способных одновременно работать на бензине и экологически чистом водородном топливе. Основное соглашение о сотрудничестве в этой области сроком на пять лет компании подписали еще в 1999 году. По его истечении было решено продлить инновационное партнерство еще на два года. Нынешний договор качественно отличается от двух предыдущих. По замыслу сторон он призван ускорить переход от обмена знаниями к их конкретному воплощению: как сообщают японские СМИ, лидеры мировой автоиндустрии собираются запустить совместное предприятие, специализирующееся на исследованиях в области топливных элементов. "Мы рассчитываем серьезно укрепить наше партнерство с GM в разработке технологий топливных элементов", -- заявил глава Toyota Фуджио Чао в интервью японскому изданию Nihon Keizai.

Сейчас уже мало кто сомневается, что за работающими на экологически чистом топливе автомобилями стоит будущее индустрии. Многие специалисты уверены, что для GM развитие этого направления имеет принципиальное значение. В последнее время крупнейший на планете автомобильный концерн переживает финансовый кризис: в апреле его руководство сообщило о гигантских убытках по итогам первого квартала 2005 года, составивших 1,1 млрд долл. Столь плачевные результаты -- худшие за последние 13 лет -- были объяснены стремительным ростом цен на топливо, спровоцировавшим падение популярности традиционно громоздких и мощных американских автомобилей. Не без помощи рейтинговых агентств квартальные результаты спровоцировали стремительное падение стоимости акций концерна. Неделю назад рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило свою оценку надежности долговых обязательств GM до уровня junk, или "мусорных облигаций". Такая оценка свидетельствует о высокой вероятности дефолта по облигациям. Впрочем, в GM уверяют, что свободных средств у компании достаточно, чтобы пережить трудные времена.

В сложившейся ситуации актуальность альтернативных топливных разработок становится необходимой, если руководство концерна собирается оставаться в числе лидеров глобального автопрома. Освоить технологии GM будет гораздо проще вместе с Toyota -- одним из самых опытных исследователей в этом деле. Prius -- первая машина-гибрид, запущенная в массовое производство, -- сошла именно с конвейера Toyota.

По сравнению с GM бизнес Toyota процветает. В первом квартале компания получила прибыль в размере 2,8 млрд долл. Поэтому неудивительно, что до встречи глав компаний некоторые наблюдатели не исключали, что Toyota предложит финансовую помощь своему ближайшему конкуренту. Однако этого не произошло. В японской компании уже не первый год готовятся к получению титула крупнейшей в мире автомобильной державы, который сейчас принадлежит GM. Поэтому обременительное финансирование способно лишь отсрочить это событие, а партнерство -- наилучшая альтернатива для развития бизнеса.

Денис УВАРОВ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное