Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

АгроМир (отраслевые события)

  Все выпуски  

Анонс мероприятий АПК ___Выпуск № 6


Анонс мероприятий АПК

Оперативно о самом важном

Выпуск № 6

Зона свободной торговли для Украины: нужно просить больше

В рамках работы восьмой международной конференции "Зерновой форум & Зерновая индустрия-2009" достаточно подробно обсуждалась тема перспектив работы украинских аграриев в условиях зоны свободной торговли с Евросоюзом. Естественно, что любые новации, как правило, имеют как своих сторонников, так и противников. Однако в данном материале речь пойдет не о том, какими видят представители власти и бизнеса перспективы деятельности украинских аграриев при "отсутствии" границ с Европой. Журналисты АПК-Информ решили выяснить некоторые нюансы подобного сотрудничества у представителя страны, которая относительно недавно вошла в состав Европейского союза, а значит, в свое время проходила этап, подобный тому, который ожидает в ближайшем будущем Украину…

На наши вопросы любезно согласился ответить руководитель компании UNEX Sp. z o.o (Польша) Мариуш Маркиш.

- Мариуш, как происходило вхождение Польши в зону свободной торговли?

- Данный процесс условно можно разделить на два этапа. Первым из них было начало переговоров о вступлении Польши в ЕС. В это время у нас был договор между Польшей и европейским сообществом, а также договор внутри стран ЦЕФТА (Центральноевропейское соглашение о свободной торговле между Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией, которое вступило в силу в 1993 году. - Ред.). И в одном, и в другом договоре главными экспортными товарами являлись все продукты сельского хозяйства, прежде всего зерно, а также продукты переработки (мука, крупы, отруби), консервы, овощи, фрукты и мн. др. Обычно схема торговли выглядела следующим образом: между Польшей и Венгрией, а также между Польшей, Чехией и Словакией действовали квоты и 10-20% пошлины на экспорт указанной продукции. В то же время, Польшей и ЕС практически на всю экспортную номенклатуру устанавливались квоты, но полностью была отменена таможенная пошлина.

 

- Как европейский рынок реагировал на появление на нем еще одной страны?

- Европа боялась допустить на рынок большой объем продукции, чтобы мы не "завалили" ее своим зерном и другими продуктами. Можно сказать, что сейчас аналогичные опасения есть и насчет Украины. В тот период, чтобы несколько обезопасить свои рынки, ЕС отменил таможенную оплату для Польши, однако остались экспортные квоты, которые, впрочем, являлись небольшими.

 

- Какие преимущества получила Польша, заключив подобные соглашения?

- На мой взгляд, самым главным для нашей страны было получение доступа на европейские рынки. Ведь раньше пошлина была намного выше, что практически полностью закрывало возможность осуществления торговой деятельности с Европой. Заключение же договора позволило нам более активно начать работу и приобрести опыт ежедневной работы с рынками Европы. При этом наиболее изменились направления продажи продукции, как в одну, так и в другую сторону.

Уже после 2000 года наблюдался один или два сезона, когда в Польше был очень низкий урожай продовольственной пшеницы. Используя же эти договора о сотрудничестве, мы могли не только продавать на европейские рынки, но и закупать, так как принципы сотрудничества по квотам двухсторонние (double zero agreement). Например, в неурожайный сезон (а были сезоны, когда урожай был, вроде, и нормальный, но во время уборки шли дожди, и не было пшеницы с высоким числом падения) нам как раз нужна была не фуражная, а продовольственная пшеница. Именно в тот период Польша покупала ее в основном в Германии и Франции. Такие ситуации наглядно показали нам, что договор о свободной торговле всегда хорош тем, что в годы, когда есть трудности на локальном рынке, а во всей Европе подобная проблема не существует, можно приобретать необходимую продукцию не втридорога, а по вполне приемлемым ценам.

Фактически, цену закупки формируют следующие составляющие: цена в Европе + расходы на транспортировку. Таким образом, цена необходимой продукции возрастает максимум на 20-25%, а не на 100-200%, как считали многие.

Данные договора были заключены не только в отношении торговли зерном, но и на продукцию переработки. Таким образом, начался еще и обмен пшеничной мукой между странами. Было такое, что мы пытались продавать муку в Германию, а немцы, в свою очередь, ввозили эту продукцию в Польшу.

 

- А как обстояла ситуация с польским экспортом до вступления страны в ЕС?

- До вступления в Евросоюз Польша была в этом отношении со всех сторон "закрытой" страной. В связи с этим мы практически всю экспортируемую продукцию вывозили через порты Балтийского моря. К примеру, так было, когда у нас государство продавало стратегический запас. Затем же, когда таможенный контроль был снят, мы смогли вывозить продукцию даже небольшими грузовиками. Это значительно улучшило логистическую ситуацию ввиду того, что у нас морская граница только на севере, а все остальные - сухопутные.

Кроме того, после заключения первых договоров о взаимном сотрудничестве на западе и юге появились рынки, которые раньше для нас были закрыты. И только лишь на востоке у нас оставались (и практически остаются) Украина, Беларусь и Калининградская область РФ, куда мы не имели возможности экспортировать свою продукцию, а из-за существования таможенных барьеров и импортировать товары в Польшу.

После вступления же страны в ЕС появились возможности даже для ведения локальной торговли. К примеру, с небольшими сельхозпредприятиями Словакии, которые находятся ближе к польской границе и которым выгоднее продать свою продукцию в Польшу, чем возить на Дунай и продавать на другие внешние рынки.

В свою очередь, опыт торговли с Германией показывает, что ежегодно после уборки урожая часть польской продукции вывозится вагонами и в основном грузовиками именно в эту страну. Фактически, здесь работает схема "поле - экспорт".

Таким образом, с одной стороны, Польша становится экспортером пшеницы. Это видно уже сейчас, и с каждым годом страна будет наращивать экспортный потенциал. Но в то же время польский рынок стал открытым для импорта. Географически же получается, что в основном продукция ввозится на юге Польши, а вывозится - на севере и западе.

 

- Насколько существенные изменения претерпела нормативно-правовая база после вступления страны в зону свободной торговли?

- Именно во время вступления в зону свободной торговли в Польше происходили изменения, направленные на то, чтобы отечественные стандарты соответствовали международным. В настоящее время все польские стандарты соответствуют мировым стандартам качества ISO. Положительным моментом для Польши здесь стало то, что все методы определения параметров зерновых, главным образом пшеницы, были на протяжении многих лет такими же, как в странах Западной Европы. Единственное отличие заключалось в том, что небольшие мукомольные компании при работе с сельхозпроизводителями могли предъявлять требования, отличные от требований ISO. Если говорить о продуктах переработки, то в Польше, как и в большинстве стран Европы, количество клейковины высчитывается в муке, а не в зерне. В принципе, это просто другой способ измерения. Так что с адаптацией нормативной базы проблем практически не было.

 

- А что Вы можете сказать относительно перспектив украинской продукции в условиях зоны свободной торговли?

- Мне кажется, что перспективы украинской продукции на европейских рынках действительно велики. С одной стороны, Европейский союз заинтересован в развитии отношений с Украиной потому, что есть много отраслей, связанных с сельским хозяйством (особенно с конечным продуктом) и которые нуждаются в освоении новых рынков сбыта. И здесь потенциальными покупателями для польской продукции, конечно же, являются восточные соседи, в том числе и Украина. С другой стороны, в Европе существуют многие отрасли промышленности, для которых сегодня не хватает сырья. К примеру, мы ощущаем недостаток пивоваренного ячменя. Стоит, конечно, указать, что это, прежде всего, касается так называемых "нишевых" культур. Вместе с тем, у Украины есть все возможности для производства подобных культур. Если этому процессу никто не будет искусственно мешать, то сам рынок покажет, что в течение нескольких лет в той же западной части Украины будут выращиваться значительные объемы пивоваренного ячменя, который в большем количестве потом будет идти на экспорт в Европу. И подобных возможностей очень много в связи с тем, что в случае возникновения сырьевых проблем большинство участников европейского рынка, прежде всего, обращаются на восток.

Хочу также акцентировать внимание на том, что сейчас в Европе действуют законы об обязанности соблюдать определенный процентный показатель применения биотоплива. Сегодня данный процент Европа не может выполнить самостоятельно. В частности, в очень плохом положении находится Польша.

Говоря о биотопливе, стоит отметить, что имеется два вида продукции, практически полностью отличающейся по технологии, - это биодизель и биоэтанол. При производстве биодизеля, прежде всего, применяются масличные культуры, в основном рапс. Европейские предприятия, которые занимаются производством биодизеля (особенно в Польше и Германии), сегодня остро нуждаются в поставках рапса. В связи с этим для Украины существует хорошая возможность экспорта данной масличной ввиду того, что все украинские территории, где выращивается рапс, выгодно расположены для экспортеров.

Для биоэтанола же нужны культуры, в которых большое содержание крахмала. Для его производства обычно используются пшеница, рожь и кукуруза. Однако предпочтение все же отдается кукурузе. В Польше необходимое количество данной зерновой не выращивается, хотя и внедряются масштабные программы, чтобы процент посевных площадей под кукурузой увеличивался. Рост данных площадей, конечно, происходит, но еще не в тех объемах, которые необходимы. И здесь также есть шанс для украинских производителей.

 

- Данные перспективы, безусловно, заманчивы, но все же большинство из них следует отнеси к среднесрочным. А что украинские аграрии смогут предложить Европе уже в ближайшее время?

- Думаю, что при создании зоны свободной торговли с ЕС Украина, в первую очередь (как и Польша в свое время), получит стабильность. В случае заключения договора о свободной торговле украинский экспорт будет идти не только судами через Черное море, но и по железной дороге, прежде всего на запад - в Словакию и Польшу. Причем этот процесс не будет регулироваться лишь нехваткой какой-либо продукции в Европе, а происходить регулярно. К примеру, Польша будет в Украине приобретать определенный объем продукции, аналогичные объемы которого будут уходить из Польши на запад. И речь здесь идет не только о пшенице, но и почти обо всех сельскохозяйственных продуктах. К примеру, уже сейчас можно говорить о потенциальном росте импорта в Польшу украинского рапса, который сейчас достаточно активно вывозится ввиду отсутствия существенных таможенных пошлин. Следующие культуры, которые будут активно экспортироваться, - кукуруза, пшеница, ячмень.

 

- То есть здесь важную роль играет качественное проведение переговорного процесса?

- Совершенно верно, особенно, если учесть, что речь идет не только о зерне, но и об остальных продуктах. Есть только один нюанс: для рынка ЕС характерна защита самых высоких цен на продукты питания и сельхозпродукцию со стороны Европейской комиссии. И так получается, что для жителей Европы в большинстве своем очень выгодно, чтоб ЕС работал с Украиной, чтобы у нас на внутреннем рынке цены понижались. С другой стороны, сам Евросоюз с момента своего образования считал приоритетной поддержку сельхозтоваропроизводителя - около 80% средств из бюджета Евросоюза шло на сельскохозяйственные нужды. Выделяемые деньги, прежде всего, получали сельхозпроизводители Франции и Германии. И сейчас, когда идут какие-нибудь переговоры, либо о расширении, либо о снятии пошлин, то наибольшими противниками данных перспектив выступают именно эти две страны.

 

- И это вполне понятно, ведь каждая страна, которая выводит свою продукцию на европейский рынок, создает конкуренцию сложившимся ценам. Но ведь наверняка политика ЕС направлена на защиту европейского производителя?

- Понижение цен на европейском рынке выгодно для потребителя, но невыгодно для производителя продукции. Но есть и другая сторона медали: после вступления Польши в Европейский союз наибольшие дотации как раз получили именно сельхозпроизводители.

При этом многие аграрии опасались, что при вступлении в ЕС новых стран на рынок будет заходить более дешевая продукция. Данная ситуация привела к тому, что не все члены ЕС стали получать одинаковые дотации. Так, к примеру, фермеры в Германии получают большую поддержку, чем в Польше. Данная ситуация обусловлена тем, что при формировании бюджета на эти годы (то есть бюджет ЕС на 2007-2013 годы) Польша просто не смогла добиться большего объема господдержки от Брюсселя. Мы надеемся, что при формировании следующего бюджета (после 2013 года) данная ситуация изменится. При этом делать какие-либо прогнозы и предположения по этому поводу рано в связи с тем, что никто не знает, в каком состоянии будет находиться сельское хозяйство ЕС к тому времени. Однако, несмотря на указанные нюансы, при сравнении динамики развития всех отраслей АПК страны наибольшую выгоду после вступления в ЕС получили именно польские производители зерна.

Стоит сказать о некоторых изменениях, которые также произошли после вступления Польши в ЕС. Аграрии помимо дотаций на гектар земли получают также средства и из структурного фонда, а это достаточно большие дивиденды. Это даже не миллионы, а миллиарды долларов, которые каждая вступающая в ЕС страна теоретически также может получить. Данное финансирование дает возможность помогать развивать различные проекты. К примеру, в Польше данная схема работает следующим образом: производители могут строить элеваторы для себя, получая в среднем 50% средств, необходимых для реализации проекта. Такая поддержка дала возможность каждому фермеру распоряжаться зерном по своему усмотрению, отпала необходимость везти зерно на государственные элеваторы, где обычно в период уборки создавались большие очереди, а цены были самыми низкими. Сейчас же каждый из аграриев продает зерно, когда ему нужны деньги или когда, по его мнению, цена является приемлемой.

В завершение нашей беседы хочу сказать, что желание Украины присоединиться к зоне свободной торговли не является односторонним - Европа также очень заинтересована в данном взаимовыгодном сотрудничестве. И я считаю, что Украина в ходе переговоров должна просить о больших преференциях так как, по моему мнению, когда Польша заключила первые договора о сотрудничестве с ЕС, мы получили меньше, чем могли бы получить.

 

Беседовала Ольга Прядко

 

СПРАВКА: Компании, входящие в состав финансовой группы UNEX, действуют на аграрном рынке с 1994 года, а в нынешнем состоянии - с 2005 года, после последних преобразований. Основное направление деятельности компании - торговля в странах Центральной и Восточной Европы. UNEX снабжает сырьем переработчиков, производителей кормовых смесей, солодовых производителей, а также тепло- и энергопроизводителей. Компания продает в основном кукурузу, мукомольную и фуражную пшеницу, пивоваренный и кормовой ячмень, мукомольную и фуражную рожь, отруби, биопиллеты, рапс, шрот подсолнечника. Компания является членом Польской зерновой палаты.

Журнал "АПК-Информ" (Украина, Россия, Казахстан, мировой рынок)

№ 23 (655) от 8 июня 2009 года

http://www.apk-inform.com


В избранное