Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Хронографъ

  Все выпуски  

Хронографъ Выпуск 75.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Х  Р О Н О Г Р А Ф Ъ
неизвестные страницы истории

XIX-ХХ столетие

Выпуск 75

Историческая рассылка в Интернет

Неизвестные страницы истории. Документы, события, версии...

Информационная поддержка сайта 
Хронографъ. Неизвестные страницы истории.

"Траурная" марка, или 
Полет ценою в жизнь

Моя небесная жизнь. Воспоминания летчика-испытателя.

Зарубежное золото России. Тайны уходящего века - 2 От Ельцина к ...? Книга 1. Хроника тайной борьбы.

 

От автора

В 30-е годы Сталин и его окружение решили продемонстрировать миру преимущества социалистического строя, достижения свободных от эксплуатации людей. Конечно, без развитой науки, промышленности (в частности, военной) нельзя было победить врага в надвигающейся войне. Но нужно было поразить мир советскими рекордами, особенно в любимой Сталиным авиации. При этом люди были "винтиками", а "отвертки" держала в руках власть. Как пели тогда: "Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой!" Зачастую подвиги становились следствием спешки и головотяпства, погоня за авантюрными рекордами приводила к трагедиям. Об одной такой яркой истории и рассказывается в этой статье.

 

Лучший летчик

 

Сигизмунд Александрович Леваневский родился в 1902 году. В гражданскую войну стал бойцом РККА, затем научился пилотировать самолет, став военным летчиком. Леваневский отличался не только храбростью, но и своей внешностью: красивый, стройный. Любил летать, доведя мастерство пилотажа в 30-е годы до совершенства. Обладал большой силой воли, деловыми качествами, был строгим и требовательным к себе и товарищам. И, наконец, Леваневский становится полярным летчиком - входит в элиту советских пилотов.

Когда американский пилот-рекордсмен Д.Маттерн потерпел аварию на Чукотке летом 1933 года, то именно Леваневский в крайне сложных условиях доставил его из Анадыря на Аляску (США). Орден Красной Звезды увенчал грудь героя, и он стал всенародно известным. Более того, Леваневский способствовал признанию Соединенными Штатами СССР, ибо дипломатических отношений между странами тогда не существовало (США признали СССР только через несколько месяцев, в ноябре 1933 года).

Посол СССР М.Литвинов преподнес президенту США Ф.Рузвельту коллекцию редких марок, что тот, будучи истинным филателистом, высоко оценил. И через 16 лет после Октябрьского переворота США признали СССР (история познается в деталях!). Обратите внимание: марки (!) играют важную роль в нашем повествовании.

 

Авантюра, трагедия, мужество

 

В 1934 году начинается эпопея по спасению челюскинцев, и Леваневский принимает в ней самое активное участие. Дело в том, что недавно построенный в Дании по заказу СССР пароход (не ледокол!) не был приспособлен к плаванию во льдах, но партия и правительство решили, что "Челюскин" должен пройти по трассе Северного морского пути до Владивостока. Авантюра обернулась трагедией: 13 февраля 1934 года сковавшие пароход льды раздавили его и он затонул.

Благодаря тому, что все необходимое вынесли заранее на палубу и быстро сбросили на лед, был создан ледовый лагерь, в котором оказалось 104 человека, включая десятерых женщин и двух маленьких девочек, Аллу и Карину, родившуюся, когда пароход шел Карским морем. При катастрофе погиб один человек - завхоз "Челюскина" Борис Могилевич (роковая фамилия!). Начальник экспедиции О.Ю.Шмидт возглавил борьбу вынужденных полярников за жизнь в суровых условиях на льдине в Арктике. Радист Эрнст Кренкель дал радиограмму в Москву о случившейся трагедии. Люди не пали духом. Они установили палатки и начали обживать свой лагерь, в котором им предстояло прожить несколько месяцев, благо продовольствия было достаточно.

Челюскинцы постоянно расчищали льды, готовя аэродромы для посадки спасательных самолетов. Они верили, что их спасут!

 

Подвиг и спасение

 

И летчики, совершая возможное и невозможное, спасли челюскинцев. 5 марта 1934 года первым совершил посадку на льдину лагеря Шмидта летчик А.Ляпидевский. Он вывез на борту своего самолета всех женщин и детей. Затем еще пятеро летчиков - И.Каманин, В.Молоков, М.Водопьянов, И.Доронин и М.Слепнев - вывезли со льдины остальных челюскинцев.

А что же Леваневский? Ему еще в начале этой спасательной операции поручили доставить на побережье Арктики представителя правительственной комиссии по спасению полярника Г.Ушакова, но на подлете к поселку Ванкарем во время пурги пришлось совершить вынужденную посадку. Самолет Леваневского был серьезно поврежден, а сам он получил травму головы. Спасать челюскинцев теперь было ему не на чем.

Правительство учредило звание Героя Советского Союза и присвоило его шести летчикам, непосредственно спасшим челюскинцев, и : Леваневскому (!).

Когда в 1939 году была учреждена медаль "Золотая Звезда", то эти шестеро летчиков первыми получили награду (Леваневский ее не дождался - погиб в 1937 году во льдах Арктики, о чем пойдет речь ниже). Всех челюскинцев наградили орденами Красной Звезды. Кстати, Звезду Героя № 1 вручили А.Ляпидевскому.

 

Удар по самолюбию

 

Итак, Леваневский получил звание Героя Советского Союза, хотя не спас ни одного челюскинца. Хотел, стремился, но не повезло! Между прочим, многие пилоты, например В.Галышев, И.Демиров, Б.Пивенштейн, из-за поломок самолетов и нелетной погоды оказались в таком же положении - не достигли лагеря Шмидта. Все они, тем не менее, были награждены орденами за мужество, но из всех "неудачников" один только Леваневский стал Героем! Видимо, к нему благоволил сам Сталин. Конечно, в душе у Леваневского было смятение, хотя он уже был прославленным полярным летчиком. Он прекрасно понимал двусмысленность своего положения, видел усмешки коллег по поводу незаслуженно полученного звания Героя. Здесь время сказать и об отрицательных качествах Леваневского. Он был необщительным, замкнутым, даже высокомерным и очень самолюбивым. Леваневский остро переживал возникшую ситуацию и, безусловно, думал только о том, как бы совершить геройский подвиг любой ценой, чтобы доказать всем, что он достоин звания Героя. Любой ценой! В этих двух словах заключается причина его будущей гибели. Более того, он увлек за собой на смерть еще пятерых человек, не говоря о последующих жертвах. Но об этом дальше.

 

Мечта Леваневского

 

После награждения Леваневский продолжил полеты в Арктике, ведя ледовую разведку для судов в Северном Ледовитом океане. В это время у него зародилась мечта: впервые в мире проложить беспосадочный маршрут из Москвы через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки. Эта мечта стала целью его жизни. Для этой цели он выбрал подходящий самолет - огромный одномоторный АНТ-25 с размахом крыльев тридцать четыре метра, созданный в КБ А.Н.Туполева. В 1934 году летчик-испытатель М.М.Громов на АНТ-25 установил мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту, став восьмым Героем Советского Союза.

И Леваневский добился от руководства страны права осуществить свою мечту: перелететь через полюс из СССР в США.

 

Крушение мечты

 

Леваневский в восторге. Он развивает бурную деятельность по подготовке исторического перелета. И спешит, спешит, пока судьба дает ему шанс отличиться.

Летом 1935 года Леваневский, второй пилот Г.Байдуков и штурман В.Левченко (запомним эту фамилию) стартуют со Щелковского аэродрома под Москвой на АНТ-25 и берут курс на Северный полюс. Все начинается прекрасно. Журналисты расписывают первый в истории трансарктический перелет. Даже выпускается (заранее!) специальная, редкая сейчас, почтовая марка, посвященная перелету. Но неожиданно над Баренцевым морем возникла течь из маслопровода - масло стало заливать лобовое стекло самолета. Байдуков, отлично летавший вслепую, заметил, что масло перестало бить из мотора, и настойчиво предлагал продолжать полет. Видимо, его перед стартом закачали с избытком. Но Леваневский решил не рисковать (кто знает, может быть, и зря так решил) и возвращаться обратно на Большую землю. Мечта его не сбылась. А на заседании Политбюро с участием летчиков Леваневский неожиданно заявил, что самолет никуда не годен и лететь на нем через Северный полюс ни в коем случае нельзя. Самое ужасное то, что получалось, будто генеральный конструктор и его окружение - "враги народа". А ведь это время - время сталинских репрессий.

Туполев позже попал в заключение, и ему припомнили неудачный полет Леваневского. Добавлю, что аббревиатура самолета АНТ означает Андрей Николаевич Туполев.
Сталин был раздражен неудачей, а Байдуков выступил на удивление смело, заявив, что самолет отличный, а неполадки легко устранимы. Нужна вторая попытка полета. Политбюро поручило Леваневскому и Левченко отправиться в США и приобрести там лучший самолет для будущего трансарктического перелета.

Блестящий летчик-испытатель Байдуков опять начал хвалить АНТ-25, но Политбюро поставило на самолете крест.

 

Роковая марка

 

И опять о марке. Теперь прямо мистическая история. В 1935 году, несчастливом для Леваневского, произошло событие, зловеще предсказавшее судьбу самого пилота. Вышла серия марок "Герои СССР". Лица шести первых Героев Советского Союза - летчиков - были, как и положено, в обрамлении двух лавровых ветвей, символизирующих победу, но по случайности (или умыслу?!) на марке с изображением Леваневского одна ветвь была лавровой, а другая оказалась миртовой, знаменующей траур. Почему это произошло? Художник, автор марки, не дал ответа. Получается, что Леваневского как бы "похоронили" заживо за два с лишним года до гибели!

 

Мечту Леваневского осуществляют другие

 

А Байдуков не терял времени и "заразил" трансарктическим перелетом штурмана А.Белякова, а затем пригласили стать командиром экипажа В.Чкалова, любимца Сталина. И самолет АНТ-25 их усилиями был "реабилитирован". В 1936 году на этом самолете они долетели без посадки из Москвы до Дальнего Востока и получили звания Героев Советского Союза.

В 1937 году они осуществили мечту Леваневского и на АНТ-25 менее чем за трое суток перелетели из Москвы в США через Северный полюс. Это был триумф советской авиации. Американцы восторженно приветствовали летчиков. Безусловно, благословил Чкалова на перелет сам Сталин. И это был новый удар по огромному самолюбию Леваневского, тем более что в 1935 году он потерпел неудачу на таком же самолете АНТ-25. А через три недели, и опять на АНТ-25, такой же перелет осуществили М.Громов, А.Юмашев, С.Данилин, ставшие Героями Советского Союза.

Кстати, с этими перелетами связан один, не совсем понятный эпизод. Вначале предполагалось, что Чкалов и Громов стартуют с разницей в час-полтора, чтобы в трехсуточном полете как бы "чувствовать" крыло друг друга. Но как-то, приехав на аэродром для тренировочного полета, Громов с удивлением увидел свой самолет без... мотора. Ему смущенно объяснили, что у самолета Чкалова забарахлил мотор и его заменили отлаженным мотором с самолета Громова. Конечно, такое распоряжение мог отдать только Сталин, отдававший приоритет в перелете Чкалову. В результате старт экипажа Громова был отложен почти на три недели.

Представьте себе душевное состояние Леваневского: он - автор идеи перелета в США, а осуществляют его мечту другие, причем дважды и почти одновременно!

 

"Лучший" самолет

 

И все-таки Сталин благоволил Леваневскому и, поскольку тот по-прежнему настаивал на трансарктическом перелете, разрешил ему взять любой (!) самолет.

Пилоту пообещали, что он полетит третьим после Чкалова и Громова. Леваневский выбрал тяжелый четырехмоторный (!) дальний бомбардировщик (!) конструктора В.Болховитинова - (ДБ-А) Н-209. Самолет не был предназначен для полетов в Арктике. Заводские испытания провел летчик Н.Кастанаев. А на госиспытаниях на ДБ-А были установлены мировые рекорды. Например, экипаж Байдукова - второй пилот Кастанаев, штурман Л.Кербер - в перелете Москва-Мелитополь-Москва установил два рекорда скорости - 280 и 246 км/ч на дистанциях, соответственно, 1 и 2 тыс. км с 5 т груза на борту.

Именно рекорды и привлекли к ДБ-А внимание Леваневского. Однако самолет оставался "сырым", недоработанным, постоянно обнаруживались большие и малые недостатки конструкции, в чем убеждался сам Леваневский во время тренировочных полетов. Одним словом, назвать самолет лучшим никак было нельзя, но Леваневский был неукротим в своем желании стартовать как можно скорее.

 

Предполетная гонка

 

Все делалось в спешке. Многое было против полета Леваневского: и не доведенный "до ума" самолет, и метеопрогнозы. Например, метеорологи предупреждали, что по трассе предполагаемого перелета в середине августа будет крайне опасно, самолет ждет мощный встречный поток воздуха, который "съест" и скорость, и тонны горючего, а ведь запаса бензина и так в обрез. Самолет был перегружен (взлетный вес 35 т). Это был первый в истории коммерческий рейс через океан.
Самолет заполнили горючим "под завязку", бочками с икрой, русскими мехами - даром Сталина президенту США Рузвельту. Все время до полета удивляла самоуверенность Леваневского. Радист Кренкель вспоминал, что в феврале 1937 года к нему ночью примчался из Кремля Леваневский и стал уговаривать его лететь с ним в США, подчеркивая, что всего через двое-трое суток полета можно готовиться получать орден. Герой был уверен в очередной награде за легкую "прогулку" над Северным полюсом.

И все-таки Леваневский, безусловно, понимал весь риск своего перелета, но он был постоянно в приподнято-возбужденном состоянии. Вряд ли он думал о возможной гибели - ведь каждый, любой полет - это риск, это его работа. Он должен был отработать аванс (звание Героя), невзирая на недостатки самолета. Леваневский боялся упустить свой последний шанс.

 

Полет в никуда

12 августа 1937 года, презрев все советы и преодолев все преграды, Леваневский явился на подмосковный аэродром... в костюме, белоснежной рубашке и галстуке. Он был в прекрасном настроении, улыбался, шутил, что с ним случалось редко. А вот у других членов экипажа: второго пилота Кастанаева (помните?), штурмана Левченко (помните?), радиста Н.Галковского, механиков Г.Побежимова и Н.Годовикова настроение было невеселое, тревожное. Например, Кастанаев прекрасно знал о всех изъянах конструкции самолета.

Экипаж чувствовал предполетную гонку, недостаточную подготовку к трудному перелету.

Леваневский увлекал за собой в неизвестность пять человек. Один интересный факт: из-за дополнительных грузов перед вылетом было отказано в "билете" директору Арктического института Р.Самойловичу, приглашенному в США Американским географическим обществом. Так Самойлович счастливо остался в живых, но через год он будет арестован как "враг народа" и погибнет в заключении. Когда Чкалов уже после аварии самолета узнал о настроении экипажа, он рассвирепел и набросился на Байдукова, за то что тот не позвонил Сталину и не настоял на отмене полета.

Итак, 12 августа 1937 года за штурвал сел Кастанаев (не Леваневский!) и виртуозно поднял в воздух перегруженный самолет.

Перелет начался. Самолет прошел Северный полюс в 13 часов 40 минут 13 августа.

В штабе перелета у всех было приподнятое настроение. Не прошло и часа, как вдруг громом среди ясного неба радиограмма Галковского: "Отказал правый крайний из-за маслосистемы" (помните, в 1935 году в первом полете Леваневского через полюс тоже произошла течь маслопровода? Тогда он повернул самолет обратно. Правда, тот самолет был одномоторный, а теперь четырехмоторный и лететь можно было даже при двух работающих моторах. Кроме того, механики внутри крыльев могли добраться до любого двигателя). Галковский далее сообщает: "Идем в сплошных облаках. Очень тяжело. Ждите".

И все: связь прервалась навсегда. Правда, считается, что американцы приняли еще одну радиограмму, в которой говорилось о вынужденной посадке.

Как бы то ни было, самолет терял скорость и высоту, значит, обледеневал и его тянуло к земле (ко льду?).

 

Безнадежные поиски, новые жертвы

 

Что произошло после того, как отказал правый крайний мотор, не знает никто. Самолет уводило вправо. Вероятнее всего, он сорвался в беспорядочное падение и врезался в лед или в полынью. Так или иначе, но никаких следов самолета Леваневского никогда не было обнаружено.

Искали Н-209 много месяцев подряд и с моря, и с воздуха. Были и жертвы. Погибли, возвращаясь с Земли Франца-Иосифа, Герой Советского Союза М.Бабушкин и несколько его коллег.

А Д.Маттерн, которого Леваневский в 1933 году спас, доставив на Аляску, однажды слетав на поиски Н-209, струсил и отказался продолжать полеты. Поиски продолжались до весны 1938 года, когда были признаны безнадежными и прекращены.

Между прочим, во многом по причине поисков, отвлечения многих самолетов от ледовой разведки, осенью почти весь флот Главсевморпути остался во льдах на вынужденную зимовку и погибали люди.

 

Тайна или трагедия?

 

Энтузиасты и сейчас не теряют надежды найти следы катастрофы Н-209, что очень маловероятно.
И все же в этой аварии не столько тайна, сколько классическая полярная трагедия, каких было множество. Авантюрная спешка (особенно, самого Леваневского) привела к этой трагедии.
Как-то прошел гнусный слух, что во время войны в кармане сбитого и погибшего немецкого летчика нашли документы на имя Леваневского.

Ради справедливости необходимо сказать, что спровоцированный фашистами слух родился не на пустом месте. Обыватели в 1941 году шептались о том, что Леваневский, совершивший вынужденную посадку, был со всем экипажем спасен немецкой подводной лодкой и что летчики предали родину и теперь летают бомбить Москву.

Действительно, в 1941 году под Москвой был сбит на "Хейнкеле-111" фашистский летчик Ганс Леваневский, немец польского происхождения. Ни по внешнему виду, ни по возрасту и документам сбитый фашист не был и (главное!) не мог быть Сигизмундом Леваневским. Тем не менее родные и близкие погибших героев обратились в Верховный Совет СССР. Им ответили, что уверены: если бы летчики были живы, они летали бы бомбить Берлин.

Юрий Прохоров

 Материал взят из журнала: Простор

С уважением, ведущий рассылки Сергей Шрам (sezik2000@mail.ru).



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное