Все выпуски  

Наши мудрые дети Чтение сказки. Секреты сказочницы


ЧТЕНИЕ СКАЗКИ С МАЛЫШОМ:
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ СКАЗКИ. ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

Золотой ключик к сердцу ребенка: чтение сказки с малышом:



Как и когда лучше читать сказки детям?
Как создать подходящую для сказки атмосферу?

О том, что сказка – универсальный и легкий способ общения с малышом, говорить не надо. Он сам живет в мире сказки, столько чудесного, волшебного и загадочного происходит вокруг него каждый день. Но, к нашему удивлению, проводя семинары для родителей, мы обнаружили, что далеко не все они эффективно используют сказку в общении с детьми. Конечно, сказки детям читают. Но, как и когда? Когда есть время, за обеденным столом, когда рядом смотрят телевизор. Заставляют малыша сесть спокойно в тот момент, когда ему хочется бегать и прыгать.

Если Вы хотите, чтобы малыш слушал сказку, замерев и широко открыв глаза, для нее нужно выбрать свое время и свой час: перед сном, после обеда, после прогулки, когда ребенок расположен посидеть или полежать спокойно. Сделайте для сказки свой сказочный уголок: нарядный стульчик или мягкое кресло, смешную пушистую подушку или плюшевого щенка, который тоже хочет послушать сказку. Можно брать с собой какую-либо игрушку (куклу, машинку) и попросить ее сидеть тихо, потому что сейчас придет сказка, а если она будет шуметь, сказка испугается и улетит. Обязательно нужно найти свой способ, как сделать процесс чтения сказки светлым моментом в жизни малыша. Вся задача в том, чтобы дарить нашим детям эти минутки света регулярно, например, каждый вечер, отложив в сторону все наши важные неотложные дела. Гораздо проще поставить ребенку видео с мультфильмом или предложить ему поиграть с новой игрушкой, но это не заменит чтения сказки ребенку. Потому что чтение сказки – это не просто открыть книгу и прочитать 1-2 страницы. Это момент утонченного общения с ребенком. В этот момент Вы прислушиваетесь к нему, а он к Вам. Вы изучаете его внутренний мир и пытаетесь понять его. Общение с малышом через сказку – это наша внутренняя работа, которая, когда у нас в семье малыш, нужно исполнять регулярно, с радостью и пониманием значимости того, что вы делаете.

Никогда не забывайте, что сказка – это не просто чтение текста, это минута дарения ребенку радости общения. В том, дороги ли вашему малышу минуты общения через сказку, можно легко убедиться. Проведите небольшой эксперимент. В течение недели в одно и тоже время читайте ребенку сказку в соответствующей обстановке, а через неделю скажите, что устали, и прочтете сказку завтра. Вы сразу увидите слезы в глазах ребенка, он начнет уговаривать вас, умолять, обещать, что станет послушным. Нам, взрослым, надо всегда помнить, что дети нуждаются не только в регулярной физической пище, но и в такой же регулярной душевной пище. Для малышей пища эта – наше с ними общение посредством сказки, игры, любого творческого занятия, требующего от нас концентрации на личности ребенка.

Еще один важный момент. Чтение или пересказ сказки должен быть выразительным, а не монотонным. Если у вас тихий голос, потренируйтесь заранее, перескажите ее сами для себя, подумайте заранее, как ее обыграть. Это поможет Вам во время диалога с малышом раскрепоститься и окунуться в его мир. Конечно, все это можно сделать в процессе чтения сказки, импровизируя, но любая импровизация проходит лучше, если материал осмыслен и пережит.

Не удивляйтесь, дорогие друзья, сказки о теремке, колобке и курочке-рябе, чтобы они служили ключиком к сердцу ребенка, раскрыли его и помогли понять и узнать что-то новое, нам, взрослым, тоже нужно осмыслить. Мы слишком отвлечены от общения с детьми посредством сказки нашими повседневными делами. Настрой нужен не только малышу, но и взрослому. Поэтому необходима небольшая подготовка заранее.

 

СЕКРЕТЫ СКАЗОЧНИЦЫ

 

Общение на тему сказки

Вы прочли или пересказали сказку, и это еще только начало. Важно не забывать, что детям даже самым маленьким нужно выразить свои чувства, высказать свои мысли. Это удивительно благотворно, лучше всякой психотерапевтической помощи влияет на малышей, успокаивает их, дает им понять, что они интересные личности. Если ребенок регулярно высказывает свои чувства, он намного реже капризничает и больше слушается. Это аксиома. Дети капризничают и не слушаются, прежде всего потому, что на их личный внутренний мир взрослые не обращают должного внимания. Капризы – это своеобразный протест против этого, привлечение внимания к своей личности. Иногда напроказившего ребенка спрашивают, почему он так поступил, и тот не знает, что ответить. Ответ прост: о нем, об этом малыше, забыли.

Сказка в этом вопросе является прекрасным инструментом, позволяющим вести общение естественно, на языке ребенка. Не забывайте, сказка не просто проведение времени с ребенком. Сказка – мостик, помогающий общению взрослого и малыша состояться.

Разговаривайте со своим малышом, спрашивайте его мнение и показывайте ему на примерах из окружающего его мира все, что происходит в сказке.

Можно предварить сказку небольшой беседой с ребенком.

Например: «Помнишь, бабушка испекла нам вкусный пирог. Как ты думаешь, из чего она его сделала? (Из муки) А ты помнишь, какие у бабушки были пирожки? (Вкусные, мягкие, добрые) Я расскажу тебе сказку об одном волшебном озорном пирожке. Его звали Колобок…»

Когда ребенок ответит на ваши вопросы самостоятельно или с вашей помощью, герой сказки будет восприниматься им намного глубже и ярче. Он будет одушевлен в его сознании.

Обязательно нужно поговорить или поиграть с ребенком после сказки.

Например: «Знаешь, а в каждом простом яичке всегда прячется маленькое золотое яичко. Давай посмотрим. Разбей простое яичко и увидишь». После этих слов дайте малышу возможность разбить яичко самому и найти внутри желток.

А после сказки о теремке нужно сначала построить теремок из одеяла или кубиков, а потом все игрушки будут по очереди проситься туда и рассказывать, как хорошо они будут себя вести в теремке.

Для многих детей сказку лучше не читать, а рассказывать своими словами. В этом случае Вы смотрите в глаза ребенка, и он лучше воспринимает сюжет сказки. Сами изображайте жестами героев сказки и попросите ребенка изобразить какого-либо персонажа. Например, показать, как громко кукарекает петушок, как высоко прыгает кузнечик, как хрюкает свинка.

Можно прерывать рассказ вопросами, затрагивающими основную идею сказки. Особенно, если Вы чувствуете, что ребенок устал слушать и начал отвлекаться. Значит должен состояться диалог, и необходимо дать ребенку высказаться.

«Почему колобок такой непослушный? Почему волк злой? Может быть, надо было сварить для него вкусный суп? Какое яичко красивее: золотое или простое? А какое яичко вкуснее?»

 

...

Продолжение следует...

Всего вам самого доброго

Мария
sc_maria@mtu-net.ru

Авторские сказки
www.DobrieSkazki.ru

Народные сказки

Kind Child


В избранное