Все выпуски  

Наши мудрые дети Как взаимодействуют музыка и поэзия?


Как взаимодействуют музыка и поэзия?

 

 

План урока на тему
«Музыкальные краски»

 

 

Учитель: Веренич Ольга Петровна, г.Минск, СШ № 40

 

 

 

Здравствуйте! Наш урок начнем с распевания. Давайте вспомним песню «Звуки музыки».

 

Ребята, тема нашего урока сегодня «Музыкальные краски».

 

Всех звуков и цветов соотношенья

 

А также способы переложенья

 

Любых оттенков цвета в ноты, звуки

 

О, как хотелось мне азы науки

 

Такой постичь!

 

Г. Гессе

 

 

Скажите, как взаимодействуют музыка и поэзия? (слушая музыку, мы представляем картину «внутренним зрением», например «Рассвет на Москва-реке»: слышим петухов, видим то, чего нет в этот момент; музыка+поэзия=песня).

 

Музыка и поэзия – это искусства временные, они взаимодействуют в едином звучании. А изобразительное искусство – явление пространственное, оно обогащает мир цветами и красками. Где встречаются музыка и живопись? В опере, на музыкальном спектакле, где действие требует и музыку, и декоративное оформление. Однако в музыке существуют симфонические картины, этюды, фрески. Названия музыкальных произведений отражают вдохновившие их образы – Лес, Море, Облака. Выходит, не только литература, но и ИЗО способно рождать музыкальное звучание. У человека есть внутренний слух – способность услышать то, что в этот момент не звучит. Как вы считаете, одинаково ли будет звучать картина грустной осени и весенняя солнечная полянка?

 

Музыка рисует Катины жизни своими красками. Они не синие, не красные, а особенные, музыкальные: тембровые, динамические.

 

 

Давайте сравним  картину и музыку. Что общего?

 

Рельеф и фон

 

Соло и аккомпанемент

 

Объект на переднем плане звучит громче, чем фон, выражается в размерах, более красочно.

 

 

Понятие контраст.

 

Сопоставление цвета

 

Мажор-минор (лад)

 

Громко-тихо (динам.)

 

Быстро-медленно (темп)

 

Художники и музыканты употребляют одинаковые слова, термины:

 

-тональность,

 

-колорит,

 

-оттенки.

 

Роль музыки сказалась на работе художников. Илья Репин создавал картину «Воскрешение дочери Иаира»,  а его младший брат играл в это время «Лунную сонату» Бетховена. Эта музыка помогала найти художнику свои ноты скорби и внести их на полотно. Давайте послушаем.

 

Какой образ возник у вас при прослушивании?

 

А вот Микалоюс Чюрленис, литовский композитор, давно заметил это. Прожил он 36 лет, постоянно давал уроки, которые были единственным его заработком. Его музыка исполнялась редко, почти не издавалась. Слава к нему пришла лишь после смерти.

 

Сочиняя музыку, Чюрленис ее видел,  и не только внутренне, он переносил свое видение музыки на полотно. Представьте, музыкант-профессионал становится в зрелом возрасте учеником живописной школы. И становится художником-музыкантом. Рисунки его фантастичны, необычны. «Нет рубежей в искусстве» - утверждал он. Давайте послушаем фрагмент симфонического произведения «Соната моря» (одновременно со звучанием музыки и показом репродукции М. Чюрлениса «Соната моря. Финал» зачитываются отрывки из стихотворений о море: А. Лопатина, М. Скребцова, «Природа – глазами души», 1996г., стр.136-137).

 

 

Вообразите картину: засыпает детский лагерь на берегу моря, еле слышны волны, тепло веет ветерок, южная ночь…  Если бы вы были композитором и нарисовали бы музыкой картину, какими бы вы воспользовались музыкальными красками? (лад, темп, динамика, тембр).

 

 

 

 

 

____________________________________________________________________

Дорогие друзья. Напишите нам!

У Вас есть уникальный план проведение уроков? Собственная технология? Поделитесь своим опытом с читателями рассылки!

Мария

whttp:'ww.dobrieskazki.ru
moral_education@mail.ru


В избранное