Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 12 марта 2010 г.


12 марта 2010 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Рекомендации парламентских слушаний на тему: "О совершенствовании законодательной базы обеспечения безопасности опасных производственных объектов"

Рекомендации парламентских слушаний на тему: «О совершенствовании законодательной базы обеспечения безопасности опасных производственных объектов»

 
 
11 февраля 2010 г.                                                                                                  &n! bsp;                                                                                      Москва
 
Участники парламентских слушаний, обсудив ситуацию в сфере обеспечения безопасности опасных производственных объектов, расположенных на территории Российской Федерации, и рассмотрев предложения по совершенствованию её нормативно-правовой базы, отмечают следующее.
Промышленное производство, обеспечивая жизнедеятельность государства и общес! тва, одновременно является основным источником опасности. От состояния промышленной безопасности производственных объектов, их противоаварийной устойчивости в топливно-энергетической, горно-металлургической, химической и других отраслях промышленности зависит не только надежное обеспечение общества и государства всеми видами ресурсов и продукции, но и поддержание нормальных условий для жизнедеятельности граждан страны, сохранение окружающей среды и жизни будущих поколений.
Уровень аварийности в большинстве отраслей промышленности остается недопустимо высоким. Пожары, взрывы, выбросы взрывопожароопасных и токсичных продуктов, другие инциденты и аварийные ситуации ведут к выбытию мощностей, потерям ресурсов и продукции, причинению вреда жизни и здоровью работников и гражданам страны, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, социально-экономическую ситуацию.
Возрастает сложность и масштабы техногенных аварий. В частности, только в течение последних трех лет произошли такие крупнейшие техногенные аварии, как чрезвычайная ситуация на Саяно-Шушенской ГЭС, обвал грунта на Первом руднике ОАО "Уралкалий", выброс сернистого ангидрида на заводе ОАО "Электроцинк", чрезвычайное происшествие на Рефтинской ГРЭС, переполнение Зейского водохранилища и т.д.
Ежегодный совокупный материальный ущерб от техногенных аварий, затраты на ликвидацию аварий и их последствий составляют десятки миллиардов рублей. Основная доля этих расходов связана с авариями на опасных производственных объектах.
В числе основных причин производственной аварийности - непродуманные проектные и технические решения, недопустимый уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту, низкая технологическая и трудовая дисциплина.
Не отвечает современным задачам система подготовки и переподготовки специалистов для эксплуатации опасных производственных объектов, недостаточна роль науки в разработке способов повышения и поддержания на допустимом уровне состояния промышленной безопасности.
Государственное регулирование в сфере промышленной безопасности в Российской Федерации с середины 1990-х годов базируется на принципах и требованиях промышленной безопасности, сформированных в предыдущие периоды, и недостаточно соответствуе! т изменившейся экономической модели, современным принципам законодательного регулирования.
Развитие федерального законодательства в сфере технического регулирования, деятельности саморегулируемых организаций, лицензирования, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не сопровождалось необходимым совершенствованием законодательства о промышленной безопасности, установлением (актуализацией) технических требований, созданием экономических механизмов, направленных на стимулирование обеспечения безопасности, и гарантирующих адекватную ответственность всех субъектов деятельности в сфере промышленной безопасности.
Значительная часть норм действующей редакции Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" носит чрезмерно общий характер, передавая, тем самым, широкие полномочия в сфере  нормотворчества и толкования правовых норм над! зорному органу.
Сложившаяся сист ема требований безопасности к опасным производствам зачастую порождает избыточность обязательных норм в технической сфере, содержание и практика применения которых создают административное давление на предприятия, сдерживают приток инвестиций в "реальный сектор" экономики. Вместе с тем, установление единообразных требований и механизмов обеспечения промышленной безопасности привело к недостаточности государственного регулирования в отношении объектов, безопасность которых имеет критическое значение для граждан, общества и государства.
Коррупционные проявления в деятельности надзорных органов позволяют субъектам хозяйственной деятельности избежать устранения нарушений требований промышленной безопасности. Возникли аффилированные с органом надзора коммерческие структуры, выполнение государственных функций совмещается с оказанием платных услуг.
Сохранение ряда процедур, сформированных в середине 1990-х годов, привело к активному использованию субъектами экономической деятельности легальных условий продления сроков эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений опасных объектов без участия проектировщиков и изготовителей оборудования.
Отсутствует адекватная экономическая ответственность за нарушение требований промышленной безопасности и последствия таких нарушений, что существенно снижает стимулы модернизации и технического перевооружения опасных производственных объектов, совершенствования организационно-технических систем обеспечения их безопасности.
Недостаточна скоординированность действий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных ! на установление требований безопасности.
Обобщаемая федеральными органами исполнительной власти информация об опасных производственных объектах не позволяет адекватно определить состояние их технической и технологической безопасности в количественных и качественных показателях. Не применяются современные технические средства мониторинга состояния опасных производственных объектов.
Учитывая вышеизложенное, участники парламентских слушаний рекомендуют:
I. Президенту Российской Федерации:
Утвердить Основы государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения промышленной безопасности на период до 2015 года и дальнейшую перспективу.
 
II. Федеральному Собранию Российской Федерации:
1. Внести изменения в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части:
- уточнения критериев определения, категорирования и идентификации опасных объектов;
- разграничения ответственности государства и субъектов экономической деятельности в сфере промышленной безопасности, передачи отдельных функций саморегулируемым организациям;
- определения правового статуса требований к безопасности производственных и связанных с ними (НИОКР, производство, транспортировка, монтаж, сдача в эксплуатацию, научно-техническое сопровождение и авторский надзор, модернизация, использование систем защиты) процессов на отдельных категориях опасных производственных объектов;
- определения особенностей государственного надзора в сфере обеспечения безопасности опасных производственных объектов;
- совершенствования процедур производственного контроля;
- отмены утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности надзорными органами, установления перечня случаев и условий, при которых возможно проведение экспертизы владельцем опасного производственного объекта без привлечения сторонних организаций;
- сокращения сроков получения разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и расширение опасных производственных объектов;
- регламентации процедур продления сроков безопасной эксплуатации (в отдельных случаях - с обязательным участием проектировщиков и изготовителей оборудования опасных производственных объектов);
- установления требований по квалифицированному обслуживанию оборудования (в том числе, к подготовке и аттестации работников опасных об! ъектов) и порядку его эксплуатации;
- определения порядка проведения технического аудита безопасности, совершенствования декларирования и экспертиз безопасности;
- стимулирования модернизации основных фондов, модернизации и технического перевооружения опасных объектов;
- определения экономических механизмов обеспечения ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.
2. Внести изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об использовании атомной энергии", "Об электроэнергетике", "О безопасности гидротехнических сооружений" в связи с принятием предлагаемых изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
3. Внести изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части определения особенностей государственного надзора в области промышленной безопасности, строительства, ядерной и радиационной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, тепло- и электроэнергетики.
4. Внести изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части:
 - оптимизации перечня лицензируемых видов деятельности;
 - уточнения условий применения упрощенного порядка лицензирования.
5. Внести изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части повышения требований, предъявляемых к органам по сертификации, испытательным лабораториям, формам и процедурам оценки соответствия.
6. Внести изменения в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части определения порядка утверждения технологических правил работы электроэнергетических систем, обеспечивающих надежность их работы.
7. Внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в части дифференциации составов правонарушений за нарушение обязательных требований безопасности и мер ответственности в зависимости от влияния нарушений на безопасность опасных объектов, а также наделения должностных лиц, применяющих меры обеспечительного характера, правом опечатывать (пломбировать) объекты, в отношении которых установлен временный запрет деятельности.
8. Рассмотреть в приоритетном порядке проекты федеральных законов:
 - 282757-5 "Технический регламент "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением";
 - 118971-5 "Технический регламент о безопасности электрических и тепловых сетей и электрических станций (в том числе с комбинированной выработкой электрической и тепловой энергии), котельных, энергопринимающих устройств и теплопринимающих установок";
 - 119004-5 "Технический регламент "О безопасности высоковольтного оборудования";
 - 119016-5 "Технический регламент "О безопасности электроустановок";
 - 219374-5 "Технический регламент о безопасности холодильных систем, установок, машин и агрегатов";
 - 261818-5 "Технический регламент "О безопасности химической продукции";
 - 192544-5 "Технический регламент "О безопасности строительных материалов и изделий".
9. Разработать и рассмотреть в приоритетном порядке проект федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, пострадавшим в результате техногенных аварий и катастроф, и членам их семей". 
 
III. Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти:
1. Внести на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Конвенцию 174 Международной организации труда о предотвращении крупных промышленных аварий.
2. Ускорить согласование и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона "О стандартизации".
3. Разработать технические регламенты, устанавливающие требования безопасности:
 - устройств, обеспечивающих безаварийность работы опасных промышленных объектов;
- компрессорных установок;
- подземных сооружений;
- дымовых и вентиляционных труб промышленного назначения;
- подъёмно-транспортного оборудования;
 - оборудования, применяемого при подземной добыче твёрдых полезных ископаемых;
 - оборудования для работы во взрывоопасных средах;
 - взрывчатых веществ и изделий на их основе;
 - пиротехнических составов и содержащих их изделий;
 - сетей газораспределения и газопот! ребления;
 - магистральных трубопроводов;
- систем сбора, подготовки, внутрипромысловой транспортировки и хранения нефти и газа;
- оборудования нефтеперерабатывающих производств;
- станций (пунктов, комплексов) по заправке топливом;
- хранилищ, резервуаров и емкостей для хранения нефти и продуктов ее переработки;
- тепловых энергоустановок;
- радиоактивных веществ и изделий на их основе;
- ядерных материалов и изделий на их основе;
- оборудования и изделий, предназначенных для применения на объектах использования атомной энергии;
- оборудования для переработки и хранения растительного сырья в агр! опромышленном комплексе.
4. Активизировать разработку сводов правил и национальных стандартов по вопросам обеспечения промышленной безопасности.
5. Организовать перевод на русский язык директив ЕС, международных стандартов ISO, МЭК, EN, устанавливающих требования к оборудованию опасных производственных объектов.
6. Завершить регламентацию порядка осуществления технологических надзоров.
7. Разработать комплекс мер по повышению уровня профессиональной подготовки инспекторов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
8. Разработать комплекс мер по совершенствованию учета и мониторинга состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, создать соответствующую информационную систему.
 
 
Первый заместитель председателя Комитета                                                                                                           &! nbsp;                                 В.Г.Драганов
 
 
 
 


Выскажите свое мнение


В избранное