Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как превратить свой блог в блогбастер


С 18 июня по 19 июля 2007 года при поддержке магазина Softkey и многих блоггеров (спасибо всем!) проводился опрос про блоги. В нем приняло участие 1012 человек, которые ответили на 11 вопросов. Результаты опроса представляю вашему вниманию ниже.

Мы спрашивали о мотивах ведения и чтения блогов. Тех, кто думает о внимании и приобретении влияния в блогосфере, должно интересовать в первую очередь то, почему люди читают блоги.

Итак, «получение полезной информации» интересует 69% всех ответивших читателей блогов. Ответы «развлечься, отдохнуть» и «способствует общению, знакомствам» набрали почти равное число голосов, по 40 с небольшим процентов каждый. Еще четверть ответивших читают онлайн-дневники, «чтобы оставаться специалистом в своей области». А один респондент читает блоги, «чтобы жить». Вот так – ни больше, ни меньше. Кстати, только 5 человек из 1012 всех участников опроса спросили «а что такое блог?».

С мотивами ведения блогов ситуация не сильно изменилась по сравнению с октябрем 2006 года, когда Suscribe.ru проводил аналогичное исследование. На первых местах – «самовыражение» и «общение, знакомство с новыми людьми». Интересно, что 25,6% блоггеров ведут дневники для того, чтобы расширять свой кругозор и 19% - чтобы поддерживать экспертный уровень в своей области. Кто-то ответил, что ведет дневник для «хранение полезных данных», «слива туда идей, чтоб на забыть их, и освободить место для новых», и просто «хочется».

Мотивы чтения и ведения блогов

Второй блок вопросов относился к тому, блоги по каким темам ведут/хотели бы вести и читают/хотели бы читать. Сравнение по парам настоящее/будущее позволяет отследить динамику изменений отношения к тем или иным темам и даже сделать некие прогнозы.

Какие блоги читают и хотят читать

Хотя блоги про «Интернет» и «Компьютеры, ПО» читают более половины опрошенных, в будущем их позиции могут пошатнуться. Это характерно для интернета в целом: с приходом в него широких масс айтишники уступили первые места “обычным” и разнообразным темам. То же самое произойдет и с блогами.
Из тем, которых не хватает сейчас, и что участники опроса готовы активнее читать в будущем: «Путешествия, отдых» и «Книги, литература, стихи». Подозреваю, что тема про путешествия получила такое внимание из-за сезона отпусков, в который проводился опрос. Из нестандартных тем читатели хотят видеть в будущем блоги о «опыте предпринимателей», «дизайне», game development или «креативных и ярких личностей».

Кто-то ответил, что читает регулярно блоги, «которые попали в закладки», а кто-то только по HR или «личной эффективности». Один ответ выбивался из общей массы: «Ни к какой из вышеперечисленных тем они не относятся, но я их вам не назову, так как вы можете поразиться человеческой тупости».

Какие блоги ведут и хотят вести

Плохо то, что многие блоггеры не выделяют одну тему, и пишут «обо всем понемногу», или описывают свой дневник как «да так, попукиваю в воздух». Такой подход приводит только к потере фокуса, и не способствует увеличению числа читателей.

Многие блоггеры отвечали в том духе, что уже ведут блоги на все интересные им темы. Однако, есть еще невоплощенные желания: почти 12% участников опроса хотят вести блоги про «авто», «экономику и бизнес», «путешествия и отдых». А уже ведут по тем же темам блоги на 2% меньше.

Из желаемых тем своих будущих онлайновых дневников люди заявляли «психологию», «христианство», «рестлинг, IT»… Один грозно настроенный товарищ собирается вести блог про то, «как бороться с рекламщиками и их физическое устранение».

По разнице между будущими предпочтениями читателей и настоящими интересами блоггеров можно построить такую «расчёску перспектив». В плюс идут темы, которые имеют положительную динамику интересов, в минус – отрицательную динамику.

Темы блогов - расчёска перспектив

Самой бесперспективной оказалась тема «жизнь, любовь», в которую также входят личные дневники. Если число авторов таких дневников не собирается кардинально сокращаться, то новых читателей на эту тему придется поискать. В конечном итоге все придет к ситуации, характерной для западных блогов - автора персонального дневника читает 10-15 его личных друзей.

В число перспективных тем (размер желаний читателей будет больше, чем контента стоящих авторов) входят «Новости», «Книги, литература, стихи», «Кино», «Экономика, бизнес», «Авто», «Фото, видео», «Компьютеры, ПО» и «Путешествия, отдых». Как видно, среди них есть вполне «коммерческие» темы. А также это показывает потенциальную востребованность читателями корпоративных блогов.

Второй блок вопрос был связан с корпоративными блогами. Нас интересовало мнение блоггеров о том, зачем компании вообще может понадобиться вести свой блог? А также при каких условиях они согласятся выступать на стороне компании.

И если уже в компании есть копр.блог, кто его наполняет? 56% опрошенных работают в компаниях, которые не ведут корпоративные блоги. Это неудивительно, ведь сейчас в России число таких компаний не превышает двух сотен. Некоторые респонденты оказались фрилансерами или единственными сотрудниками своей фирмы, в которой сами и ведут интернет-дневник. Кстати, в таких фирмах блог является единственным онлайновым представительством, отдельного сайта у фирмы нет. Движок блога позволяет быстро и почти бесплатно начать им деятельность в интернете.

Так кто же занимается корпоративным блогом в тех немногих компаниях, которые уже осваивают этот маркетинговый инструмент?

Кто ведет корпоративный блог?

На первом месте с 20% голосов - «технические специалисты». Сложно сказать, имеются ли в виду «компьютерщики», которые в силу близости к высоким технологиям занимаются созданием сайтов, или специалисты, которые общаются в блоге с другими техническими специалистами из компаний-партнеров (не отдавать же такое общение маркетологам?). Маркетологи и PR-специалисты между тем вместе взяли на себя общение через блог компании в 32% случаев. Хорошо, что директора вовлечены в этот процесс – это один из необходимых компонентов сопротивления изменениям (в данном случае – сопротивление открытости компании перед клиентами). Но ещё важнее ответ «блог ведут все» с точки зрения вовлеченности всех сотрудников в жизнь компании – смотрите ответ про задачи блога ниже.

Хотя «нанятый блоггер» - самый редкий тип ответа (3,1% от всех опрошенных), неизбежна миграция свободных блоггеров в ряды профессиональных ведущих онлайн-дневников на стороне корпораций. Поэтому любопытно, как отвечали участиники опроса на вопрос «Какой фактор окажет влияние при вашем решении вести корпоративный блог в качестве нанятого сотрудника?» 17,4% опрошенных ни при каких условиях не хотят терять независимость. Репутация или известность компании-нанимателя не имеют большого значения – этот вариант ответа занял последнее место. Материальная компенсация за свою работу важна для меньшей половины респондентов. Самым важным фактором при согласии принять предложение вести корпоративный блог является знание сферы деятельности компании, интерес к теме блога – так ответили 61,5% всех ответивших.

Какой фактор побудит вас согласиться работать блоггером по найму?

Поскольку мы рассматриваем корпоративный блог как инструмент маркетинга, интересно было узнать, какие задачи можно решить с его помощью? Не знают, зачем это нужно, всего 7 человек. «Создание имиджа компании» повторяется в «других» ответах несколько раз – в приложении к соискателям, инвесторам и просто «создание имиджа компании с человеческим лицом». Также отвечавшие упоминали «поддерживать интерес партнеров и клиентов», «информирование общественности о деятельности организации».

Вот как распределились голоса участников опроса по предложенным вариантам ответов.

Зачем компании блог - решение маркетинговых задач

С небольшим отрывом лидируют «получение обратной связи от потребителей» и «привлечение новых клиентов» - 24% и 22,8% соответственно. Естественно расценивать блог с точки зрения коммуникаций с внешним миром и клиентами, настоящими и потенциальными. Но часто забывают, что блог важен и для внутреннего маркетинга. Это отметили 16,2% ответивших, выбрав вариант ответа «увеличить вовлеченность сотрудников в жизнь компании». Ну и чтобы быть честными, стоит отметить 2,6% участников опроса, которые считают, что блог их компании не нужен.

 


С уважением, Антон Попов

P.S. Если Вам понравился выпуск, перешлите его своим знакомым.

RSS-получение мыслей про маркетинг в блогах.


В избранное