Все выпуски  

Эзотерическое управление проектами: управление творчеством. выпуск 4


Эзотерическое управление проектами: управление творчеством.

выпуск 4

 


 

подписаться на рассылку  

 


Проблема творческой личности

 Вы не задумывались над тем, почему одни люди преуспевают, а у других случаются крупные неудачи, хотя всех нас учат по одинаковым учебникам, по шаблонам, так сказать? Мне кажется, подсказка к ответу кроется в умении нестандартно решить задачу. Как в бизнесе, так и в творчестве, искусстве, спорте и т.д., неизмеримо дальше продвигаются те, кто нашел неординарное решение проблемы. (здесь я не могу не сделать реверанс МФТИ, где я учился, поскольку именно нестандартные подходы там чрезвычайно приветствовались)

Но как ни странно, такие творческие, неординарные личности меньше всего вписываются в стандартную матрицу общества и компаний. Например, от талантливого программиста редко можно ожидать документацию по продукту (впрочем, от обычного – тоже :) Можно сказать, что с одной стороны на таких ярких дарованиях держится жизнь, с другой же, они «выпадают из гнезда» и зачастую попадают в довольно сложные условия и ситуации этой самой жизни.

Быть оригинальными или отличными, обычно является синонимом с «быть опасными»…

Во время своей учебы в аспирантуре, я заинтересовался этим вопросом и даже сдал канд. минимум по философии, немало удивив преподавателя своим рефератом «Управление творчеством». Ниже я хочу поделиться некоторыми находками, которые полностью подтвердились в моей практике менеджера.

 

Можно ли управлять творчеством?

 Мотивация следования правилам и установленным процедурам противоположна мотивации творчества. Мотивация для творчества кроется в тенденции человека познать себя, исполнить свои возможности. Это генеральное направление очевидно во всей человеческой жизни – стремление расширяться, развиваться, набираться опыта и выражать, раскрывать все способности существования. Эта тенденция может быть глубоко погребена под психологической защитой, но она существует во всех людях и ждет только соответствующих условий для освобождения и проявления.

 Управление творчеством сводится к созданию благоприятных условий для творчества.

 Карл Роджерс (Carl Rogers) в своей книге «К теории творчества» свел воедино условия, способствующие творчеству. Он подчеркивал, что творчество не может быть принуждено, ему надо дать возможность проявиться. Это наиболее успешно можно сделать при условиях психологической безопасности (Х) и психологической свободы (Y). Вот эти условия:

Х1  Принятие индивидуума как безоговорочно стоящего. Это принятие проистекает от безоговорочной веры в человека, независимо от его прежнего положения. Когда человек чувствует это, он ощущает атмосферу безопасности. В такой атмосфере он может экспериментировать, искать себя новыми и спонтанными способами – он двигается к творчеству.

 Х2  Создание атмосферы, когда внешняя оценка отсутствует. Для индивидуума очутиться в атмосфере, когда он не подлежит оценки по каким-то внешним стандартам означает обрести чувство неограниченной свободы. Оценка – это всегда угроза, она всегда вызывает необходимость защиты. Вместо внешней оценки на передний план выходит внутренняя, когда человек спрашивает: «создал ли я то, что удовлетворяет меня?» Это не означает, что человек закрыт к внешней оценке. Это просто значит, что главный критерий оценки кроется внутри человека, чем во вне.

 Х3  Выразительное понимание. Смотрите на людей не в мерках того, кем они сейчас являются, но кем они хотят стать. Принимайте их.

 Y   Психологическая свобода. Это то, когда менеджер допускает полную свободу символического выражения. Настоящее выражении гнева, например, обычно осуждается обществом. Однако мы можем позволить гнев в виде символа. Разрешение на то, чтобы быть свободным также означает, чтобы быть ответственным – человек способен нести на своих плечах последствия своих ошибок, также как и достижений.

 Касаясь эзотерической стороны данного вопроса, хотелось бы отметить, что условия X и Y сильно связаны с позитивным восприятием человека и его деятельности, когда отсутствует критика. В брэйнсторминге есть такая фаза, например, когда фиксируются ВСЕ, даже самые нереальные и «сумасшедшие» идеи, абсолютно без критики.

 Достаточно странно, но критически нацеленный человек, который преуспел в достижении своих целей и вылил море критики и сомнений, сам не находит в этом удовлетворения. Здесь можно сказать, что проигравшие – все. Однако тот человек, который старается видеть положительные, сильные стороны в людях и выводить их на передний план уже получает удовлетворение по пути движения к своей цели.

Это качество – положительный подход – можно и совершенно необходимо развивать для успешного менеджмента и управления творчеством. 

Упражнения на развитие положительного подхода 

  1. Первое упражнение состоит в том, что в спокойном и уравновешенном состоянии мы стараемся погрузиться в анахата чакру (см. упражнения в первом выпуске) и попробуем выписать 3 положительных и очень сильных качества у нашего самого заядлого врага (или человека, с которым больше всего напряжений). На моих группах по интегральному развитию личности, многие люди начинали смотреть на своих, так называемых врагов, совсем по-другому после этого упражнения. А один раз был такой ответ: «я обнаружила, что совсем не знаю человека, с которым больше всего происходит конфликтов по работе…» Давайте узнаем людей лучше. 
  2. Второе упражнение, которое вы можете попробовать: опять таки вначале в спокойной обстановке, постарайтесь понять, на какой цветок похож человек, с которым у вас «проблемы». Вы будете поражены вашему открытию! Постарайтесь какое-то время удержать эту картину, что это не человек, а цветок перед вами. В дальнейшем, при общении с человеком, вы можете представлять, что вы разговариваете с цветком. Люди даже неосознанно чувствуют хорошее отношение и ободрение, даже если вы ничего не говорите. А при таком раскладе «докрутить» технические детали задачи совсем нетрудно.  

Вместо заключения

 Определенно, в современном обществе есть трудности с тем, чтобы сделать творчество естественным и свободным. Тем не менее, им можно управлять. Необходимо помнить, что люди творят, чтобы утолить свой голод по удовлетворению и самораскрытию. Вот почему множество стандартных техник терпит неудачу на поле вдохновения творчества. Творческие люди маршируют под свой собственный барабан и ищут свою собственную, глубоко спрятанную награду. Они, как правило, не ищут награды, какой менеджеры обычно мотивируют людей к действиям.

  

С пожеланием прогресса,

Стутишил, Киев

 


 

архив предыдущих выпусков

 


другие рассылки Стутишила:

Пробег 3100 миль: запредельные возможности - внутри

 


www.Lebedev.org.ua – официальный сайт Стутишила


В избранное