Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Всемирная история" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
ЗАНЯТИЕ №32. РЕФОРМЫ 60-Х — 70-Х ГГ. И КОНТРРЕФОРМЫ 80-Х ГГ. XIX ВЕКА
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ЗАНЯТИЕ №32. РЕФОРМЫ 60-Х — 70-Х ГГ. И КОНТРРЕФОРМЫ 80-Х ГГ. XIX ВЕКА
Основные события
1863 г.-Новый университетский устав
1864 г.-Земская и судебная реформы
1864 г.-Реформа школы
1870 г.-Городская реформа
1874 г.-Военная реформа
1880–1881 гг.-«Диктатура» М.Т. Лорис-Меликова
1881 г.-Убийство Александра II
1881–1894 гг.-Царствование Александра III
1882 г.-«Временные правила» о печати
1884 г.-Университетская контрреформа
1887 г.-Циркуляр «о кухаркиных детях»
Важнейшие понятия и термины
- Земские собрания
- Земские управы
- Земские гласные
- Городские думы
- Курии
- Состязательность
- Гласность
- Всесословность
- Бессословность
- Присяжные заседатели
- Присяжные поверенные
- Кассационная жалоба
- Мировой суд
- Волостной суд
- Вердикт
- Народные училища
- Гимназии и прогимназии
- Реальные училища
- Автономия университетов
- Акцизные сборы
- Всеобщая воинская повинность
- Военные гимназии
- Юнкерские училища
- Вольноопределяющиеся
- «Временные правила» о печати
- Циркуляр о «кухаркиных детях»
Действующие лица
Александр II
Д.Н. Блудов
С.И. Зарудный
К.П. Победоносцев
А.Ф. Кони
Н.П. Карабчевский
Ф.Н. Плевако
Д.А. Милютин
М.Т. Лорис-Меликов
Д.А. Толстой
Основные варианты экзаменационных вопросов:
Реформы 60-х — 70-х гг. XIX в.
Внутренняя политика России во второй половине XIX в.
Внутренняя политика России в 60-х — 90-х гг. XIX в.
Содержание ответа
1. Причины проведения политических реформ
Отмена крепостного права создала в России принципиально новую социально-политическую ситуацию. Прежде все местное самоуправление находилось в руках поместного дворянства. Помещики обладали и судебной властью над своими крестьянами. После того, как крестьянство приобрело личную свободу и гражданские права, местное управление и суд необходимо было реформировать. Кроме того, правительство стремилось привлечь общество к решению таких важных проблем как обеспечение населения медицинской помощью, развитие образования, организация продовольственных запасов, строительство дорог и т.п. Наконец, рубеж 50-х — 60-х гг. ознаменовался ростом либеральных настроений. После многолетнего безраздельного господства бюрократии в николаевское время российская общественность стремилась повысить свою роль в жизни страны.
2. Реформы местного самоуправления
Важнейшей реформой, способствовавшей вовлечению представителей общественности в управление, стала земская. В январе 1864 г. в уездах и губерниях были учреждены земские собрания. Депутаты уездных земских собраний — гласные — избирались населением на всесословной основе на трехлетний срок. Избиратели делились на три группы — курии. Первую курию составляли местные землевладельцы, вторую — городские избиратели, третью — крестьяне. Первая и вторая курии формировались на основе имущественного ценза. В землевладельческую курию входили собственники 200–800 дес. (в зависимости от местных условий). Уездные собрания, в свою очередь избирали гласных губернских собраний. Среди гласных уездных земских собраний 29 губерний России в 1865–1867 гг. дворяне составляли 41,7%, крестьяне — 38,4%, купцы — 10,4%, прочие — 9,5%. В общей сложности земства были учреждены в 34 губерниях, но открытие земских органов происходило постепенно.
Земские собрания являлись распорядительными органами. Они избирали исполнительный орган — земскую управу во главе с председателем. Председателя уездной земской управы утверждал губернатор, губернской — министр внутренних дел.
Функции земств были ограничены местными хозяйственными вопросами: строительством школ, больниц, дорог, развитием страхования, агрономической и ветеринарной помощи крестьянству, созданием продовольственных складов на случай неурожая, борьбой с пожарами и т.д. Для решения этих вопросов земство наимало служащих и взимало с населения специальные земские налоги. Земство вообще не было создано в Сибири и на Европейском Севере, где почти не было дворянства, а также на Правобережной Украине, в Белоруссии и в Литве, где среди дворян было много поляков, которым правительство не доверяло.
Земство было решительно отстранено от участия в политике. Даже содержание обучения в земских школах находилось вне компетенции земств. Земства были созданы лишь на уездном и губернском уровне. Несмотря на то, что в обществе и даже в правительственной среде раздавались голоса в пользу «увенчания здания» земства созданием всероссийских земских органов, правительство не пошло на это, считая, что такой шаг будет означать создание парламента и приведет к замене самодержавия конституционным строем. Земствам различных губерний было даже запрещено сноситься друг с другом.
Несмотря на все ограничения компетенции земств, реформа имела чрезвычайно большое значение. Впервые со времен земских соборов было создано выборное самоуправление, в работе которого совместно принимали участие представители различных сословий. Благодаря деятельности земских врачей и учителей резко выросла грамотность сельского населения и улучшилось его медицинское обслуживание. Земская статистика позволила исследовать реальное положение деревни.
Земства стали важнейшим оплотом либерализма. Особенно велика в этом отношении роль земских служащих. Среди земских гласных либеральных взглядов придерживались почти исключительно образованные дворяне.
По образу и подобию земской в 1870 г. была осуществлена городская реформа. В соответствии с принятым «Городовым положением» были созданы всесословные городские думы. Исполнительным органом самоуправления являлась городская управа во главе с городским головой. Избирательное право было основано на имущественном цензе. Избиратели делились на три курии, каждая из которых уплачивала 1/3 городских налогов. Первая курия состояла из самых богатых и была самой малочисленной. В нее входили богатые купцы и финансисты, владельцы промышленных предприятий и доходных домов. Третья курия была самой многочисленной и состояла из лавочников и владельцев ремесленных мастерских. Поскольку каждая курия избирала 1/3 гласных городской думы, городское самоуправление оказалось в руках наиболее обеспеченных горожан. Городскими головами, как правило, выбирали дворян или богатых купцов.
Так как городские налоги платили только владельцы городской недвижимости, избирательных прав при выборах городских дум не получили не только прислуга, наемные рабочие, многие ремесленники и торговцы, но и интеллигенция, жившая большей частью не в собственных домах, а в съемных квартирах. (Во время разработки первых проектов Городового положения некоторые городские комиссии предлагали отменить имущественный ценз или заменить его цензом образования, но эти предложения были отвергнуты).
Полномочия городских дум, как и земств, касались исключительно вопросов городского благоустройства: строительства школ, больниц, сиротских домов и богаделен, освещения, мощения улиц, попечения о торговле и промышленности и т.п. Городское самоуправление не получило административных функций, в частности — контроля над полицией.
В отличие от земств, городские думы, находившиеся под влиянием политически пассивного купечества, не играли существенной роли в общественно-политической жизни и, за редким исключением, не становились опорой либеральной оппозиции.
3. Судебная реформа
Самой последовательной среди всех реформ 60-х — 70-х гг. явилась судебная. Разработка новых основ судопроизводства началась еще в 1857 г. и продолжалась до 1862 г. под руководством Д.Н. Блудова и С.И Зарудного. В разработке судебной реформы принимал участие также К.П. Победоносцев. Позднее крупнейшим защитником новых судебных уставов стал выдающийся российский юрист А.Ф. Кони. В 1864 г. Александр II утвердил новые судебные уставы. Судебная реформа основывалась на следующих принципах:
Гласность. В судебные заседания допустили публику и представителей прессы. Отчеты о судебных заседаниях публиковались в газетах. Правда, в 70-х гг. публичность судопроизводства по политическим делам и освещение его в печати были ограничены.
Бессословность. Все российские подданные, независимо от сословной принадлежности, вероисповедания или материального положения, судились в единых судах и по общим для всех законам. Фактически равенство перед законом нередко нарушалось, но это являлось именно отклонением от установленной нормы, а не правилом.
Вместе с тем имелись исключения из принципа бессословности. Так, сохранились сословные суды для военных и духовенства, ведавшие делами по церковным и воинским преступлениям. Но главным исключением был крестьянский волостной суд, который судил за мелкие проступки и правонарушения не по общероссийским законам, а по местным обычаям и мог приговаривать к телесному наказанию.
Независимость суда. Страна была разделена на судебные округа. Решение окружного суда можно было обжаловать в судебной палате. Назначал членов окружных судов и судебных палат министр юстиции, а утверждал император. Высшей судебной инстанцией, рассматривавшей кассационные жалобы, т.е. правильность применения закона судами низшей инстанции, являлся Сенат. Суд был независим от исполнительной власти и местной администрации. Учреждалось не подведомственное полиции и Министерству внутренних дел судебное следствие, ведшее предварительное расследование. Независимость судов обеспечивалась высокими окладами и несменяемостью судей и судебных следователей. Сместить судью с должности можно было только в судебном порядке за совершение преступления или должностного правонарушения.
Участие в судебном заседании выборных представителей населения. В судебном заседании по уголовным делам участвовали выборные представители местного населения — присяжные заседатели в количестве 12 человек. Присяжные заседатели выносили вердикт: виновен, невиновен, виновен, но заслуживает снисхождения. На этой основе судьи определяли приговор. Присяжным заседателем мог стать человек, проживший в данной местности не менее двух лет, обладающий определенным имущественным цензом. Присяжными заседателями не могли быть духовные лица, военные, прислуга. Позднее был введен ценз грамотности.
Состязательность и право на защиту. Судебный процесс приобрел состязательный характер. Обвинение поддерживал прокурор, подсудимого защищал адвокат — присяжный поверенный. В суде присяжных, где вердикт выносили не профессиональные юристы, а представителями населения, роль адвоката была очень велика. Выдающимися адвокатами второй половины XIX — начала XX вв. были Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако и др. Русская адвокатура отличалась преобладанием либеральных взглядов.
Мелкие правонарушения и гражданские дела на сумму до 500 руб. рассматривал в упрощенном порядке мировой суд. Мировой судья разбирал дела единолично, мог приговаривать к штрафу или тюремному заключению на срок до года. Мирового судью выбирало местное земское собрание (в крупных городах — городская дума), а утверждал Сенат. Стать мировым судьей мог лишь человек, имевший значительную недвижимую собственность и среднее образование.
4. Цензурная реформа
Смягчение цензурного гнета произошло уже в первые месяцы царствования Александра II. Гласность стала важнейшим средством ускорения реформ. В 1857 г. была создана комиссия при МВД для разработки нового ценурного устава. Вскоре было разрешено обсуждать в печати вопросы современной общественной жизни и деятельности правительства. В 1862 г. появились «Временные правила» о печати, а в 1865 г. появился новый закон о печати. Была отменена предварительная цензура для периодических изданий, но создана карательная цензура — за нарушение законов о печати издание могло быть закрыто в судебном порядке. На практике полной ликвидации предварительной цензуры для периодики так и не произошло. Сохранилась и предварительная цензура книгоиздания.
5. Реформа образования
Низкий уровень образования населения России являлся препятствием на пути развития страны. Это сделало необходимой реформу системы образования. В 1864 г. были утверждены «Положение о народных начальных училищах» и «Устав гимназий и прогимназий». Начальное образование осуществлялось в государственных, церковноприходских, земских школах. Срок обучения составлял 1–3 года. Преемственность между начальными училищами и гимназиями не устанавливалась.
В городах были созданы четырехклассные прогимназии и семиклассные гимназии. Гимназии делились на классические, дававшие преимущественно гуманитарное образование, и реальные, в которых большее внимание уделялось естественнонаучной подготовке. В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища. Имея сокращенный курс древних языков, они не давали своим выпускникам права поступления в университет.
Реформа школы была направлена на создание бессословного образования. Однако на практике достичь этого не удалось. Начальное образование не стало бесплатным и обязательным, поэтому значительная часть детей из низших слоев общества не посещала школу. Классическая гимназия оставалась доступной лишь представителям высших слоев общества, преимущественно дворянства (дети купечества посещали в основном реальные училища, дававшие лучшее математическое образование).
Важной составной частью реформы образования стала университетская реформа, осуществленная уже в 1863 г. Университеты получили автономию, выйдя из под власти попечителей учебных округов. Создавался университетский совет, избиравший ректора, проректора, университетских судей, утверждавший смету расходов. Полиция потеряла право вступать на территорию университета. Были расширены университетские программы, возросло число кафедр. Министерство просвещения сохранило право назначать и увольнять преподавателей, утверждать университетские инструкции и правила.
6. Финансовая реформа
К концу царствования Николая I российский бюджет испытывал сильный дефицит, усилившийся расходами по проведению крестьянской реформы. Именно поэтому платежи помещикам производились «не живыми деньгами», а ценными бумагами, передача которых из рук в руки была ограничена во избежание их обесценивания. В 1860 г. был создан Государственный Банк, стали появляться акционерные банки. Это позволило удешевить кредит. Правда, систему мелкого кредита, доступного крестьянству, создать в те годы не удалось. В 1862 г. была создана система Государственного контроля за правильным расходованием ассигнуемых средств. Государственный бюджет и отчеты государственного контроля стали публиковаться.
Попытка провести денежную реформу, разрешив свободный обмен кредитных билетов на драгоценные металлы провалилась. Значительная часть запаса драгметаллов была истрачена, а курс рубля увеличить не удалось.
Изменению подверглась налоговая система. В 1860–1863 гг. были отменены откупа. Товары, продажа которых ранее отдавалась на откуп (вино, табак, сахар), стали продаваться свободно, но облагались акцизным сбором.
Была отменена подушная подать для мещан. Однако для крестьян подушная подать выросла, достигнув 1 руб. 75 коп. Кроме того, дополнительным бременем явились земские налоги. Общество настаивало на введении всесословного налогообложения на подоходной основе. Однако власть не решилась на введение подоходного и квартирного налога по политическим соображениям, опасаясь, что такая система налогообложения приведет к расширению избирательного права в городах.
7. Военная реформа
Поражение в Крымской войне продемонстрировало, что российская армия, формируемая на основе крепостнической по своей сути рекрутской системы, не способна бороться с армиями передовых держав. Это сделало необходимой военную реформу. Первым шагом на этом пути, предпринятым сразу после смерти Николая I, стала ликвидация военных поселений в 1855 г.
Военная реформа осуществлялась под руководством выдающегося военного организатора Д.А. Милютина. В ходе реформы были сокращены вспомогательные и нестроевые войска, что позволило сократить армию с 1,5 млн. до 742 тыс. чел., не снижая ее боевых возможностей. Была проведена реорганизация структуры армии и военного управления. Изменилась также система военно-учебных заведений. Вместо кадетских корпусов были созданы военные гимназии, появились военные и юнкерские училища, куда принимались лица со средним образованием.
Реформа военно-судебной системы ликвидировала в армии телесные наказания и ввела в практику военного судопроизводство гласность и состязательность.
Но важнейшая задача военной реформы заключалась в сокращении армии в мирное время и создании условий для быстрого развертывания подготовленных резервов в случае войны. Рекрутская система, при которой солдат служил 25 лет, исключала такую возможность. В связи с этим в 1874 г. рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской повинностью. Срок службы ограничивался шестью годами (во флоте — семью), пребывание в запасе — девятью годами. Если рекрутчина распространялась только на податные сословия, прежде всего на крестьян, то теперь служить в армии должны были представители всех слоев общества. Правда, для лиц, имеющих среднее или высшее образование, устанавливался сокращенный срок службы и именовались они не нижними чинами, а вольноопределяющимися. От военной службы освобождались единственные сыновья в семье, единственные кормильцы, а также представители некоторых национальных меньшинств — жители российского Севера, Средней Азии и Казахстана.
Военные реформы призваны были ликвидировать сословный характер российской армии. В полном объеме осуществить это не удалось. Офицерский корпус, несмотря на некоторую демократизацию, оставался преимущественно дворянским, нижними чинами по-прежнему становились выходцы из бедных слоев общества. Процветало и официально запрещенное рукоприкладство. И все же военная реформа способствовала значительным переменам в русской армии и повышению боеспособности.
8. Внутренняя политика и общественное движение. «Конституция М.Т. Лорис-Меликова»
Темпы проведения реформа существенно зависели от политической ситуации в России. В 1866 г., после покушения Д. Каракозова на Александра II (см. тему 58) усилилось давление на демократическую печать и университеты. Были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово». Подверглись ограничениям полномочия земств, задержалась подготовка реформы городского самоуправления. Зато значительно укрепилась власть губернаторов.
После покушения в Зимнем дворце (1880 г.) царь воздал наделенную чрезвычайными полномочиями Верховную распорядительную комиссию во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. Став фактическим диктатором, Лорис-Меликов пытался сочетать подавление революционной деятельности с уступками «обществу». Ликвидировано III Отделение, ослаблена цензура. Лорис-Меликов предусматривал привлечь выборных представителей населения к участию в работе Государственного Совета. Хотя предложенные меры были более умеренными, чем даже создание всероссийского земства, а сам диктатор представлял их как направленные против конституционного строя, его проект вошел в историю под наименованием «Конституция Лорис-Меликова». Александр II собирался подписать его 1 марта 1881 г.
9. Контрреформы Александра III
Убийство Александра II положило конец конституционным намерениям. Проект Лорис-Меликова был отвергнут. Вскоре он ушел в отставку. Вслед за ним правительство покинули другие либеральные сановники эпохи Александра II: военный министр Д.А. Милютин, министр финансов А.А. Абаза. Новый царь Александр III взял курс на отказ от реформаторской политики отца, с которой он связывал рост революционного движения. Министром внутренних дел стал крайний реакционер Д.А. Толстой.
В 1881 г. было введено распоряжение, согласно которому любая местность могла объявляться на чрезвычайном положении. В этом случае власти могли закрывать органы печати и учебные заведения, прекращать деятельность местного самоуправления, предавать жителей военному суду или ссылать их на пять лет без суда. Это распоряжение считалось временным, но возобновлялось каждые три года вплоть до падения царизма.
В 1882 г. были введены «временные правила» о печати, усилившие карательную цензуру. Радикальные и многие либеральные газеты и журналы были закрыты.
В 1887 г. министр просвещения И.Д. Делянов издал циркуляр о «кухаркиных детях», запретив принимать в гимназии детей прислуги, мелких лавочников и т.п. людей. Выпускники реальных училищ потеряли право поступать в университеты. Новый университетский устав, принятый в 1884 г., урезал университетскую автономию. Ректоры, деканы, профессора вновь стали не избираться, а назначаться. Попечители учебных округов получили право надзора за студентами и преподавателями. Плата за обучение значительно увеличилось, что лишало возможности получения университетского образования выходцев из малоимущих слоев. Была закрыта большая часть высших женских курсов, что означало практическую ликвидацию женского высшего образования в России.
В начале 90-х гг. контрреформы коснулись местного самоуправления. Землевладельческая курия была преобразована в дворянскую. Доля гласных от этой курии увеличилась, а от крестьянской и городской — сократилась. При выборах городских дум был значительно увеличен имущественный ценз, что привело к сокращению числа избирателей в несколько раз. Земства и городские думы были поставлены в еще большую зависимость от губернаторов.
Судебная система также пострадала в результате контрреформ. С введением судебных уставов 1881 г. гласность судопроизводства по политическим делам была ограничена. Прекратилась и публикация отчетов по таким делам. Дела о насилии против должностных лиц были изъяты из ведения судов присяжных.
В 1889 г. была введена должность земского участкового начальника. В каждом уезде создавалось 4–5 земских участков. Земских начальников назначал министр внутренних дел из местных дворян-землевладельцев. Земским начальникам были переданы функции упраздненного мирового суда (последний сохранился лишь в Петербурге, Москве и Одессе). Земские начальники обладали широкими полномочиями. Они могли отменять постановления сельских и волостных сходов, подвергать крестьян телесным наказаниям и штрафам. Введение института земских начальников серьезно подрывало принципы судебной реформы 1864 г. и было направлено на восстановление власти помещиков над крестьянами.
Правительственная политика в крестьянском вопросе оставалась противоречивой. В 1881 г. был издан закон об обязательном переводе на выкуп оставшихся временнообязанных, а выкупные платежи были понижены. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк, кредитовавший покупку земли крестьянами. В 1886 г. была отменена подушная подать. Все эти меры должны были облегчить положение крестьянства.
С другой стороны, были значительно увеличены косвенные и прямые налоги. Правительство приложило немало усилий для поддержания патриархальных отношений в деревне. С этой целью оно максимально затруднило семейные разделы, запретило досрочный выкуп крестьянами земли и выделение из общины. Были ограничены переделы земли в общине, запрещено закладывать крестьянские наделы и сдавать их в аренду вне своей общины.
Таким образом правительство стремилось максимально поставить крестьянина под контроль: семьи, общины, земского начальника.
В целом политика контрреформ была направлена на пересмотр и «исправление» результатов реформ 60-х — 70-х гг. Однако полностью осуществить программу контрреформ не удалось. Восстановление прежних порядков было уже совершенно невозможно.
На что следует обратить внимание при ответе
Важнейшими являются четыре реформы: земская, городская, судебная, военная. Важно понимать, что реформы производились не моментально, а постепенно, готовились в течение нескольких лет. Важно представить проведенные реформы в целостной системе, увязав их с главной — крестьянской. Именно целостное понимание реформ дает основание именовать 60-е — 70-е гг. XIX века «эпохой великих реформ».
В том случае, если вопрос требует изложения внутренней политики второй половины XIX в., рассказ о политических реформах следует за материалом об отмене крепостного права.
Ответ может быть построен по-разному. Материал о контрреформах можно сгруппировать по хронологическому принципу, а можно рассказывать о контрреформе в каждой области вслед за изложением сведений о соответствующей реформе. Например: судебная реформа — контрреформы в области судопроизводства. Однако в любом случае завершать ответ должны общие выводы.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||