Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЗАНЯТИЕ №36 КУЛЬТУРА РОССИИ в ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЗАНЯТИЕ №36 КУЛЬТУРА РОССИИ в ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Ближайшие два занятия будут посвящены культуре XIX века. Материал, помещенный здесь - не конспект ответа, а лишь некоторые наиболее важные вехи, которые следует отметить. Обратите внимание, что в тексте рассылки нет ни слова о литературе: о ней большинство знает существенно больше, чем может пригодиться на экзамене по истории.

Основные события

1802—Образование Министерства народного просвещения

1802—Открытие Дерптского университета

1804—Создание шести учебных округов

1804—Основание университетов в Харькове, Вильно и Казани

1814—Открытие Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге

1817—Создание Министерства духовных дел и народного просвещения

1819—Основание Санкт-Петербургского университета

1819—Введение в университетах курса богословия

1819—Ревизия М. Л. Магницкого в Казанском университете

1827—Запрет принимать крепостных в университеты и гимназии

1835—Ликвидация автономии университетов

Действующие лица

Государственные деятели:

А. Н. Голицын

М.Л.Магницкий

С. С. Уваров

Ученые:

М. П. Погодин

С. П. Шевырев

Издатели и критики:

Н. А. Полевой

Н. И. Надеждин

Ф. В. Булгарин

Н. И. Греч

А. А. Краевский

И. И. Панаев

А. С. Пушкин

Н. А. Некрасов

В. Г. Белинский

Архитекторы:

А. Н. Воронихин

А. Д. Захаров

К.И. Росси

О. Монферран

О. И. Бове

Д. И. Жилярди

А. Л. Витберг

К. А. Тон

Художники:

О. А. Кипренский

А.А. Иванов

А. Г. Венецианов

П. А. Федотов

Драматурги:

Н. В. Кукольник

А. Н. Островский

Актеры:

П. С. Мочалов

М. С. Щепкин

Композиторы:

А. А. Алябьев

А. Е. Варламов

М. И. Глинка

Архитектурные памятники

в Санкт-Петербурге:

  • Казанский собор
  • Адмиралтейство
  • Здание Сената и Синода
  • Михайловский замок
  • Исаакиевский собор

в Москве:

  • Торговые ряды
  • 1-я Городская больница
  • Большой театр
  • Московский университет
  • храм Христа Спасителя

Содержание ответа

1. Просвещение

В первой половине XIX в. круг образованных людей в России значительно расширился. Просвещение стало доступно не только высшему, но и среднему дворянству, а также разночинцам. В начале царствования Александра I были проведены реформы в области образования. В 1802 г. создано Министерство народного просвещения. В 1804 г. Россия была разделена на шесть учебных округов. Центрами округов стали университеты: Московский, Дерптский (открыт в 1802), Виленский, Харьковский и Казанский (1804), Санкт-Петербургский (преобразован из Главного педагогического института в 1819).

Несколько позднее наряду с университетами появились специализированные учебные заведения: Межевой, Лесной и Педагогический институты, Техническое училище, Земледельческая школа.

В губернских городах открылись гимназии, в уездных — уездные училища. Образование для крестьян ограничивалось церковно-приходскими школами.

Система народного просвещения испытывала постоянное влияние общественно-политической обстановки в стране. В 1817 г., когда Александр I начал увлекаться мистицизмом, Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с председателем Библейского общества князем А. Н. Голицыным. В 1819 г. во всех университетах был введен курс богословия и учреждены соответствующие кафедры (в XVIII в. в Московском университете богословие не изучалось).

В том же году чиновник Министерства духовных дел и народного просвещения М. Л. Магницкий провел ревизию Казанского университета. 11 профессоров были уволены, из университетской библиотеки изъяты вольнодумные книги, усилен контроль за студентами. Став попечителем Казанского университета, Магницкий перестроил учебный процесс на основах православного благочиния: ликвидировал преподавание естественного права и новейшей истории, расширил изучение богословия. На таких же основах он предлагал построить университетское образование в целом. Однако вскоре после воцарения Николая I Магницкий был отрешен от должности за финансовые злоупотребления и его проекты остались нереализованными.

В целом при Николае I политика в области образования, особенно университетского, изменилась к худшему. В 1827 г. было запрещено принимать в университеты и гимназии детей крепостных, в 1835 г. введен новый университетский устав, отменивший автономию университетов. Строго ограничивалась численность студентов, печатать лекции профессоров разрешалось только с дозволения попечителя учебного округа. В университетах поощрялось преподавание в духе теории официальной народности С. С. Уварова.

Численность учебных заведений и учащихся в первой половине XIX в. значительно возросла. К середине 50-х гг. в каждой губернии насчитывалось около 130 начальных школ. (В начале XIX в. по всей стране существовало лишь немногим более 150 училищ.) В основном школы были сосредоточены в городах. Если в столицах и крупных губернских городах в начальной школе обучалось 3—5% населения, то в целом по стране — 0,7% .

В царствование Николая I усилилась сословность в системе образования. Для крестьян и городских низов были предназначены приходские одноклассные училища, для детей купцов и мещан — трехклассные городские училища, для детей дворян, чиновников и высшего купечества — семиклассные гимназии. Преемственность между учебными заведениями различных типов была ликвидирована.

2. Книгоиздание и периодика

Важной чертой городской культуры первой половины XIX в. стал рост интереса к книге и периодической печати. К концу 50-х гг. XIX в. печаталось около двух тысяч наименований книг в год. Практически в каждом дворянском доме теперь имелась библиотека. Платные библиотеки стали возникать при книжных магазинах в столицах и губернских городах. В 1814 г. открылась Публичная библиотека в Санкт-Петербурге.

К 1810—1820-м гг. относится расцвет литературных салонов и объединений. Наиболее известна борьба между «Беседой» и «Арзамасом».

Первая половина XIX в. стала временем подъема русской журналистики. В 1800 г. в России насчитывалось всего 64 периодических издания, в 1850 г. — 230. Наряду с газетами выходили ведомственные журналы и альманахи. Журналистика 30— 40-х гг. играла очень важную роль в общественно-политической жизни России.

К консервативному и охранительному направлениям относились «Русский вестник» С. Н. Глинки, «Северная пчела» Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина, «Московский вестник» и «Москвитянка» М. П. Погодина, «Московский наблюдатель» С. П. Шевырева.

Среди журналистов либерального и демократического направлений можно отметить «Европеец» И. В. Киреевского (издавался в 1832), «Московский телеграф» Н. А. Полевого (1825 - 1834), «Телескоп» Н. И. Надеждина (1831-1836), «Современник» (основан в 1836 А. С. Пушкиным, с 1847 перешел к И. И. Панаеву и Н. А. Некрасову), «Отечественные записки» А. А. Краевского (после 1839). Особенно важная роль в развитии русской журналистики принадлежит Н. М. Карамзину, издававшему «Вестник Европы», и В. Г. Белинскому, возглавившему в 1842 г. отдел критики «Отечественных записок».

3. Архитектура

В начале XIX в. в русской архитектуре господствовал классицизм, традиции которого развивала архитектура стиля ампир. К этому стилю относятся творения А. Н. Воронихина (Казанский собор и Горный институт), А. Д. Захарова (здание Адмиралтейства), К. И. Росси (здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, Михайловский дворец, в котором ныне располагается Русский Музей, здание Сената и Синода, Александринский театр). Все перечисленные памятники находятся в Петербурге.

Крупнейшим сооружением, возведенным в столице империи в первой половине XIX в., стал Исаакиевский собор, построенный под руководством О. Монферрана.

В московском зодчестве ампир представлен творчеством О. И. Бове (Торговые ряды, Большой театр, 1-я Городская больница) и Д. И. Жилярди (реконструкция ансамбля Московского университета).

Неосуществленным остался проект храма на Воробьевых горах в честь победы России в 1812 г., предложенный А. Л. Витбергом. Впоследствии вместо этого сложного комплекса был построен храм Христа Спасителя по проекту К. А. Тона, ставшего одним из ведущих архитекторов русско-византийского стиля.

4. Живопись

В живописи начала века на смену классицизму постепенно приходил романтизм. Романтические черты заметны в творчестве художника-классициста К. П. Брюллова («Последний день Помпеи»). Романтический портрет представлен произведениями О. А. Кипренского (портреты П. А. Оленина, Хвостовой, А. С. Пушкина).

Крупнейшим произведением русской живописи первой половины XIX в. стало монументальное полотно А. А. Иванова «Явление Христа народу».

С творчеством А. Г. Венецианова в русское изобразительное искусство вошла бытовая тема, образы крестьянского труда.

П. А. Федотов положил начало реалистической и сатирической живописи («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Ан-кор, еще анкор!»).

5. Театр и музыка

Самыми известными драматическими театрами России были Александринский в Петербурге (открыт в 1832) и Малый в Москве (открыт в 1824). Петербургский театр отличался большей приверженностью к официальной парадности, московский был демократичнее. Среди официальных драматургов, работавших в духе теории официальной народности, следует выделить Н. В. Кукольника, автора верноподданнической пьесы «Рука Всевышнего Отечество спасла».

В первой половине XIX в. театр постепенно переходит от романтизма к реализму, к драматургии А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и особенно А. Н. Островского.

Крупнейшим романтическим актером эпохи был П. С. Мочалов. Утверждение реализма на русской сцене связано с творчеством великого актера М. С. Щепкина.

В музыкальной культуре первой половины XIX в. особое место занял романс. Особенно популярны были романсы A. A. Алябьева и А. Е. Варламова.

Крупнейшим русским композитором эпохи стал М. И. Глинка. Наиболее известны его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила», которые положили начало народно-героическому и сказочному направлениям русского оперного искусства.

На что следует обратить внимание при ответе:

Начиная ответ, необходимо отметить, что в первой половине XIX в. произошли большие перемены в быту, прежде всего дворянства и горожан, в то время как быт крестьянского населения почти не претерпел изменений.

Значительная часть ответа должна быть посвящена «золотому веку» русской литературы. Однако увлекаться рассказом о творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя не следует. Главное внимание — преобладающим литературным стилям, причинам их смены, а также связи литературного процесса с духовной жизнью общества в целом.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное