Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЗАНЯТИЕ №35. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В 60-Х — 70-Х ГГ. XIX В.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЗАНЯТИЕ №35. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В 60-Х — 70-Х ГГ. XIX В.

Основные события

1861 г., 19 февраля-Отмена крепостного права

1862 г.-Образование первой «Земли и воли»

1863 г.-Роспуск «Земли и воли»

1863 г.-Польское восстание

1866 г.- Покушение Д. Каракозова на Александра II

1874 г.-Хождение в народ

1875 г.-Южнороссийский союз рабочих

1876 г.-Образование второй «Земли и воли»

1878 г.- Переход народников к индивидуальному террору

1878 г.-Северный союз русских рабочих

1879 г.-Раскол «Земли и воли»

1880 г.- Покушение С. Халтурина на Александра II

1881 г., 1 марта-Убийство Александра II

Важнейшие понятия и термины

Либерализм

Революционеры-демократы

Шестидесятники

Нигилизм

Крестьянский социализм

Народничество: либеральное и революционное

Три направления революционного народничества:

  • бунтарское
  • пропагандистское
  • заговорщическое (бланкистское)

Хождение в народ

Народнический террор

Действующие лица

К.Д. Кавелин

А.М. Унковский

Б.Н. Чичерин

А.С. Кошелев

Ю.Ф. Самарин

А.И. Герцен

Н.П. Огарев

Н.Г. Чернышевский

Н.А. Добролюбов

Н.А. Некрасов

Н.В. Шелгунов

П.Г. Заичневский

А.А. Слепцов

Н.И. Утин

А.А. и Н.А. Серно-Соловьевичи

Н.А. Ишутин

Д.В. Каракозов

С.Г. Нечаев

М.А. Бакунин

П.Л. Лавров

П.Н. Ткачев

С.М. Кравчинский

А.Д. Михайлов

А.И. Желябов

Н.А. Морозов

С.Л. Перовская

Г.В. Плеханов

В.И. Засулич

А.К. Соловьев

И.И. Гриневицкий

Н.И. Рысаков

Н.И. Кибальчич

Е. Заславский

В. Обнорский

С. Халтурин

Н.К. Михайловский

И.И. Петрункевич

М.Н. Катков

В.П. Мещерский

К.П. Победоносцев

Д.А. Толстой

Названия прокламаций 60-х гг.

«Великорусс»

«Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»

«К молодому поколению»

«Молодая Россия»

Наиболее важные печатные органы

Революционные

«Полярная звезда»

«Колокол»

«Современник»

Либеральные

«Юридический вестник»

«Вестник Европы»

«Русская мысль»

«Русские ведомости»

Консервативные

«Русский вестник»

«Московские ведомости»

«Гражданин»

Революционные организации

«Земля и воля» (60-е гг.)

«Земля и воля» (70-е гг.)

«Народная воля»

«Черный передел»

«Южнороссийский союз рабочих»

«Северный союз русских рабочих»

Основные варианты экзаменационных вопросов:

Общественное движение в России во второй половине XIX в.

Общественное движение в России в 60-х гг. XIX в.

Общественное движение в России в 70-х — 90-х гг. XIX в.

Содержание ответа

  1. Подготовка отмены крепостного права и общественное движение в России
  2. Реакция в обществе на отмену крепостного права
  3. «Земля и воля» 60-х гг.
  4. Польское восстание
  5. Шестидесятники. Нигилизм
  6. Кружок ишутинцев. Покушение Д. Каракозова
  7. Нечаевщина
  8. Народничество
  9. «Хождение в народ»
  10. «Земля и воля» 70-х гг.
  11. Начало народнического террора. Раскол «Земли и воли»
  12. Народовольцы
  13. Рабочее движение 70-х — 80-х гг.
  14. Либеральное движение 70-х гг.
  15. Российские консерваторы

1. Подготовка отмены крепостного права и общественное движение в России

Во второй половине 50-х гг. XIX в. общественное движение России заметно оживилось в связи со смертью Николая I и началом подготовки крестьянской реформы. Некоторые губернские дворянские собрания, в которых были сильны позиции либералов (Тверское, Ярославское), подали Александру II «адреса» с призывом освободить крестьян с наделением их землей за выкуп. З а освобождение крестьян с землей выступали как либералы-западники (К.Д. Кавелин), так и славянофилы (А.С. Кошелев, Ю.Ф. Самарин). Идея освобождения крестьян с землей стала общей платформой всех антикрепостнических сил России и, в конце концов, была принята властью и положена в основу правительственной программы реформы.

Другими важнейшими либеральными требованиями являлись введение представительного правления, реформа судопроизводства и местного самоуправления.

Наряду с либералами в общественном движении в России значительную роль играли революционеры-демократы. Сложилось два революционно-демократических центра: в Петербурге —редакция журнала «Современник» (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов), в Лондоне — Вольная русская типография А.И. Герцена. А.И. Герцен и Н.П. Огарев с 1855 г. издавали альманах «Полярная звезда», с 1857 г. — журнал «Колокол».

На первом этапе подготовки реформ Герцен поддерживал Александра II, неоднократно обращался к царю, убеждая его в неизбежности преобразований.

Либералы (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, А.М. Унковский и др.) допускали исключительно мирный ход преобразований и полностью отвергали революционное насилие. Герцен писал о предпочтительности реформаторского ненасильственного изменения общества, но предупреждал, что, если преобразования не будут проведены властью, то осуществятся революционным путем. Сторонники «Современника» считали надежды на царские реформы неоправданными и рассматривали крестьянскую революцию как неизбежную. Разное отношение к роли самодержавия в преобразовании России предопределило значительные расхождения между позицией «Колокола» и «Современника». Герцен оказался в определенной изоляции, так как его позицию не могли полностью разделить ни либералы, ни радикальные революционеры. В 1867 г. издание «Колокола» было прекращено.

Другое различие между либералами и революционерами-демократами заключалось в отношении к выкупу. Если Кавелин считал выкуп земли крестьянами обязательным, т.к. безвозмездное изъятие земли у помещиков означало бы нарушение принципа частной собственности, то Герцен и Огарев полагали, что заплатить за землю должно правительство, а Чернышевский вообще отвергал выкуп и настаивал на безвозмездном выделении земли крестьянам.

2. Реакция в обществе на отмену крепостного права

После провозглашения «Положений 19 февраля» и жестокого подавления крестьянских волнений в Бездне и Кандеевке отношение разночинной интеллигенции к правительственным реформам изменилось. Огарев с горечью писал: «Народ царем обманут!» В Казани состоялась студенческая демонстрация-панихида по погибшим в Бездне. Даже либералы высказывали недовольство проведенной реформой. Наиболее решительными среди либералов оказались представители тверского дворянства. Тверские мировые посредники заявили о неудовлетворительности «Положений 19 февраля», а в начале 1862 г. тверское дворянское собрание во главе с А.М. Унковским потребовало созыва бессословного представительства. В ответ 13 мировых посредников подверглись заключению в крепость на 2–2,5 года. В 1865 г. о созыве народных представителей просило московское дворянское собрание, а вслед за ним — петербургское земство. Однако в 60-х гг. симпатии разночинной интеллигенции оказались скорее на стороне радикальных демократов, нежели либералов.

В Петербурге началась т.н. «прокламационная кампания». Прокламация «Великорусс», вышедшая в трех номерах, обращалась к «образованным классам». В ней содержались требования возвращения крестьянам отрезков, выплаты выкупа «за счет всей нации», освобождения Польши, введения демократической конституции и политических свобод, суда присяжных и реформ местного самоуправления.

Авторство «Великорусса» иногда приписывается Чернышевскому. Многие историки считают его также автором гораздо более радикальной прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», которая призывала крестьян не бунтовать порознь, а готовиться к общему восстанию и ждать сигнала к выступлению. Именно по обвинению в написании этой прокламации, не получившей широкого распространения, т.к. тираж ее был конфискован, Чернышевский был арестован и приговорен к 7 годам каторги.

Чернышевский признавал революцию практически неизбежной, но все же страшился ее (он писал, что восставший народ «не пощадит ни нашей науки, ни нашей поэзии, ни наших искусств, он станет уничтожать всю нашу цивилизацию». Но молодые последователи Чернышевского видели в революции единственный выход.

Н.В. Шелгунов писал в прокламации «К молодому поколению»: «Мы смело идем навстречу революции, мы даже желаем ее… Наступила пора действовать… Если бы для осуществления наших стремлений, для раздела земли между народом пришлось бы вырезать сто тысяч помещиков, мы не испугались бы этого».

20-летний студент П.Г. Заичневский в прокламации «Молодая Россия» провозглашал готовность пролить реки крови для установления социальной республики. Заичневский предлагал в качестве метода борьбы заговор и террор. Он не довольствовался пропагандой общественной собственности, но призывал к общественному воспитанию детей и ликвидации семьи. «К молодому поколению» и «Молодая Россия» свидетельствовали о росте в молодежной среде крайне радикальных настроений 1.

Герцен и Чернышевский осудили ультрарадикализм «Молодой России».

3. «Земля и воля» 60-х гг.

В 1862 г. группа соратников Чернышевского (А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов, Н.И. Утин, А.А. и Н.А. Серно-Соловьевичи) создали тайную организацию, которую назвали словами из статьи Н.П. Огарева «Что нужно народу?» — «Земля и воля». Программа организации требовала возвращения крестьянам отрезков и самоуправления общин, введения народного представительства. Средством достижения этих целей считалось крестьянское восстание, которое ожидалось уже в 1863 г. Однако крестьянское движение после всплеска 1861 г. пошло на спад. В связи с польским восстанием в обществе также усилилась лояльность к властям. В результате в 1863 г. «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.

4. Польское восстание

В 1863 г. в Польше произошло национально-освободительное восстание. Цели и лозунги этого восстания оказались преимущественно шляхетскими (дворянскими). Привлечь на свою сторону крестьян восставшие не смогли, т.к. отказались от раздела земли между крестьянами. Большая часть российского общества, в т.ч. либерального, заняла националистическую позицию, призывая к скорейшему подавлению восстания. Выступления Герцена в поддержку свободы Польши либеральная общественность сочла изменой России. Восстание было жестоко подавлено, его участники отправлены на каторгу и в ссылку. Вместе с тем в Царстве Польском (в т.ч. в Литве и в Белоруссии) была проведена аграрная реформа, более выгодная для крестьян, чем реформа 1861 г. в России. Это должно было противопоставить крестьян польским помещикам и лишить польское национально-освободительное движение социальной базы.

5. Шестидесятники. Нигилизм

60-е годы в целом были временем широкого распространения, особенно среди молодежи, нигилистических идей. Поколение «шестидесятников», вдохновляемое идеями популярного критика Д. Писарева, стремилось к «реальному делу», приносящему конкретную пользу, увлекалось точными науками, отрицая поэзию, литературу, отвлеченную философию, религию 2 . Именно на этом эмоционально-психологическом фоне складывались многочисленные революционные кружки.

6. Кружок ишутинцев. Покушение Д. Каракозова

В середине 60-х гг. в Москве сложился кружок ишутинцев, названный по имени лидера — Н.А. Ишутина. Считая себя последователями Чернышевского, ишутинцы пытались на практике организовать артели по образу и подобию предложенных в романе «Что делать?», и мечтали о крестьянской революции. Но исподволь в кружке зрели заговорщические идеи, вплоть до цареубийства. В 1866 г. член кружка Д.В. Каракозов неудачно покушался на жизнь Александра II. Каракозов был казнен, ишутинский кружок разгромлен, политика самодержавия значительно ужесточилась (см. тему 55).

7. Нечаевщина

В 1869 г. бывший студент С.Г. Нечаев, вернувшись из-за границы, где он вошел в доверие к видным революционерам М.А. Бакунину и Н.П. Огареву, создал в Петербурге организацию «Народная расправа». Нечаев выдавал себя за уполномоченного несуществующего «Всемирного революционного совета». Свои взгляды Нечаев изложил в «Катехизисе революционера». Он провозглашал, что революционер, служа высшей цели, свободен от обычных моральных запретов. Ради революции, по Нечаеву, можно и лгать, и убивать. Среди членов своей организации Нечаев внедрял слепое повиновение. Студент Иванов, усомнившийся в полномочиях Нечаева, был по его приказу убит. После этого Нечаев вновь бежал за границу, но Бакунин и Огарев отвернулись от него. Нечаев был выдан российским властям и пожизненно заключен в Петропавловскую крепость. «Нечаевщина» стала предупреждением об опасности фанатизма, революционного авантюризма и диктаторства в среде революционеров-подпольщиков.

8. Народничество

На рубеже 60-х — 70-х гг. на основе нескольких кружков («чайковцев», «долгушинцев» и др.) формируется народническое движение. Народничество обладало рядом специфических признаков. Народники являлись последователями крестьянского социализма Герцена и Чернышевского, считали, что Россия должна, опираясь на крестьянскую общину, миновать капиталистическую стадию развития и перейти к социализму. В городе они считали необходимым развивать мелкое артельное производство. Народники вдохновлялись идеей «возвращения долга» интеллигенции народу.

В народничестве выделялись революционное и либеральное направления. По мнению народников-революционеров, путь к социализму лежал через революцию, главной движущей силой которой должно было явиться крестьянство. Роль интеллигенции, с их точки зрения, состояла в том, чтобы помочь народу осуществить революцию.

По мнению либеральных народников, например, Н.К. Михайловского, главная цель интеллигенции состояла в том, чтобы внести в крестьянскую среду социалистические идеи и ценности, показать крестьянству преимущества коллективного ведения хозяйства.

В среде революционного народничества, в свою очередь, можно выделить три идеологических направления.

Первое — пропагандистское, лидером которого являлся П.Л. Лавров. Лавров полагал, что революция будет иметь смысл лишь тогда, когда и народ, и сама революционная молодежь будут подготовлены к ней, когда будут усвоены социалистические взгляды.

Второе — бунтарское, идеологом которого был один из основателей анархизма М.А. Бакунин. В отличие от Лаврова, Бакунин полагал, что русский крестьянин — «стихийный социалист», а потому нужно не убеждать его в правоте социализма, а непосредственно призывать к бунту. Свергнув существующую власть, народ построит свободное коллективистское общество без всякой власти. Политическую борьбу Бакунин, по существу, отрицал, считая, что народу демократические свободы ничего не дают.

Третье направление — заговорщическое. Его идеологом являлся П.Н. Ткачев. Он утверждал, что единоборство интеллигенции с режимом вполне реально, т.к. самодержавие не имеет опоры — «висит в воздухе». Последователей Ткачева иногда называли «русскими бланкистами» по имени знаменитого французского революционера-заговорщика О. Бланки. Ткачев считал, что революционная интеллигенция должна своими силами свергнуть существующий режим и, создав диктатуру, обеспечить проведение социальных преобразований.

Все эти теории сосуществовали в народнической среде, причудливо переплетаясь. Однако в целом вначале преобладали романтические бунтарские взгляды, затем они сменились надеждами на пропаганду, а на поздних этапах своего развития революционное народничество склонилось к заговору и индивидуальному террору.

9. «Хождение в народ»

В 1874 г. началось т.н. «хождение в народ». Разночинная молодежь, большей частью студенты, под видом бродячих ремесленников, торговцев, сельских работников отправились в деревню. Среди участников «хождения в народ» преобладали бунтарские бакунистские взгляды. Однако надежды на то, что крестьянство только и ждет призыва к бунту, не оправдались. Крестьяне охотно беседовали на близкие им темы о малоземелье и непосильных платежах, но с подозрением относились к призывам выступать против властей. Крестьянство было настроено монархически, ждало решения о разделе земли от царя. Поэтому призывы бороться против царской власти, да еще исходящие от бар, переодетых мужиками, были им подозрительны. Поэтому нередко крестьяне выдавали «пропагандистов» полиции. Хождение в народ потерпело неудачу. Около тысячи участников было арестовано. По итогам «хождения в народ» прошел ряд судебных процессов, в т.ч. самый крупный — процесс 193-х.

10. «Земля и воля» 70-х гг.

В 1876 г. народники основали тайную организацию, которую назвали «Земля и воля», подчеркивая преемственность с движением 60-х гг. Организаторами и активными участниками второй «Земли и воли» явились С.М. Кравчинский (Степняк), А.Д. Михайлов, М.А. Натансон, Г.В. Плеханов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.

Неудача «хождения в народ» побудила землевольцев создавать поселения, в которых они собирались вести коллективное хозяйство, своим примером убеждая крестьян в его преимуществах. Можно сказать, что на этом этапе бакунистские иллюзии начали уступать место долгосрочной пропагандистской работе в духе Лаврова. Однако большая часть основанных поселений потерпела крах из-за неготовности молодых народников к сельскому труду и раздоров созданных ими коммунах.

Пропагандистская работа в среди крестьян не приносила быстрых успехов и казалась народникам бесплодной. Более успешно шла пропаганда среди городских рабочих. В среде землевольцев складывалось убеждение, что именно рабочие, сохранившие связь с деревней, должны стать проводниками народнических идей в среде крестьянства. Постепенно работа в деревне была практически свернута.

Программа «Земли и воли» не предусматривала политической деятельности, но правительственные репрессии подталкивали землевольцев к политике, т.е. борьбе с существующей властью. В конце 1876 г. состоялась т.н. Казанская демонстрация. У Казанского собора в Петербурге состоялся митинг с антиправительственными лозунгами. Участники были арестованы и отправлены в ссылку.

1878 г. ознаменовался постепенным поворотом народничества к террористическим методам борьбы с режимом. Начало ему положило покушение В. Засулич на петербургского губернатора Трепова. Засулич не была террористской по убеждению. Она хотела отомстить Трепову за приказ о телесном наказании подследственного студента 3. Трепов был легко ранен. Засулич судили судом присяжных и оправдали. Полиция пыталась задержать Засулич, чтобы отправить ее в административную ссылку, но толпа отбила ее. Результат процесса свидетельствовал о широком общественном сочувствии противникам режима. В то же время, оправдав террористку, присяжные фактически оправдали самосуд.

11. Начало народнического террора. Раскол «Земли и воли»

Первоначально террористические акты совершались в отместку за казни революционеров. Так в 1878 г. С. Кравчинский убил шефа жандармов Н.В. Мезенцева. Но постепенно, по мере того, как члены «Земли и воли» разочаровывались в возможности скорой народной революции и убеждались в необходимости политической борьбы, террор превращался в главное оружие. Так народничество начало переход от пропагандистского образа действий (по Лаврову) к террору (по Ткачеву). В апреле 1879 г. народник А.К. Соловьев, не являвшийся членом «Земли и воли» совершил покушение на Александра II. Поддержку ему оказали некоторые видные землевольцы, например А.Д. Михайлов и Н.А. Морозов.

Внутри «Земли и воли» усилилось противостояние сторонников и противников террора. В 1879 г. состоялся съезд организации в Воронеже. Большинство съезда одобрило применение террора для «дезорганизации правительства». Против этого решительно выступил и в результате покинул съезд Г.В. Плеханов, возглавлявший в «Земле и воле» пропаганду среди рабочих.

В том же году «Земля и воля» распалась на две организации. Сторонники политической борьбы и террора взяли название «Народная воля», сторонники пропагандисткой деятельности назвали свою организацию «Черный передел». Таким образом, «земля» осталась «Черному переделу», «воля» — «Народной воле». «Черный передел» не успел развернуть серьезной деятельности — он был разгромлен полицией в 1880 г., его лидеры эмигрировали.

12. Народовольцы

Программа «Народной воли» сочетала социалистические требования с провозглашением демократических свобод. Народовольцы считали необходимым захват власти силами революционной организации и созыв Учредительного собрания. Во главе «Народной воли» стоял исполнительный комитет, членами которого были около 25 человек. Лидерами «Народной воли» являлись А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Л.А. Тихомиров, В.Н. Фигнер и др. Хотя народовольцы много внимания уделяли пропаганде, выпуску газет и листовок, их главным делом, привлекавшим к себе всеобщее внимание, оказался террор. Народовольцы совершили многочисленные террористические акты против правительственных сановников и агентов тайной полиции. Но особенно упорно они старались уничтожить Александра II — царя-освободителя. Это объяснялось надеждой на то, что гибель царя, с одной стороны, напугает власть и вынудит ее принять требования революционеров, а с другой — всколыхнет политически пассивную Россию и будет способствовать революции.

В феврале 1880 г. народоволец С. Халтурин осуществил взрыв в Зимнем дворце, но царь не пострадал, т.к. задержался с обедом, а погибли более 50 солдат, находившихся в караульном помещении под царской столовой.

1 марта 1881 г. группа народовольцев во главе с С.Л. Перовской совершила покушение на Александра II. Н. Рысаков бросил бомбу в царскую карету, ранив конвойного казака. Вышедший царь был смертельно ранив второй бомбой, которую бросил И. Гриневицкий, сам при этом погибший. На допросах Рысаков выдал Перовскую, изготовившего бомбы Н.И. Кибальчича, третьего «метальщика» Т. Михайлова. Арестованный ранее Желябов добровольно заявил о своем участии в подготовке покушения. «Первомартовцы» были судимы и 3 апреля 1881 г. казнены.

После убийства Александра «Народная воля» обратилась к новому царю Александру III с предложением созвать Учредительное собрание и провести реформы. Народовольцы обещали в этом случае прекратить террор. Однако правительство пошло по пути репрессий. Вскоре большая часть исполкома «Народной воли» была репрессирована (главным образом, благодаря провокатору С.П. Дегаеву), меньшинству удалось скрыться за границей.

В 1884 г. попытку возродить «Народную волю» предпринял нелегально приехавший в Россию Г.А. Лопатин, но в том же году он был арестован.

В 1887 г. возродить народовольческий террор попыталась группа студентов Петербургского университета, в т.ч. Александр Ульянов. В ходе подготовки покушения на Александра III они были арестованы и казнены. Революционное народничество к концу 80-х гг. практически сошло на нет.

13. Рабочее движение 70-х — 80-х гг.

В пореформенной России появилось принципиально новое явление — рабочее движение. Если в 60-х гг. происходили лишь единичные рабочие волнения, больше похожие на традиционные крестьянские беспорядки, то в 70-х гг. число стачек превысило 300. Наиболее известные стачки произошли на Невской бумагопрядильне в Петербурге в 1870 г. и на Кренгольмской мануфактуре в Нарве в 1872 г. Участников первой из этих стачек суд присяжных оправдал. Стачка на кренгольмской мануфактуре была подавлена войсками, а ее руководители были приговорены к каторге. В российской печати заговорили о «рабочем вопросе». Рабочие стачки того времени были посвящены исключительно экономическим вопросам. Политические задачи ставили перед собой только крайне немногочисленные рабочие организации.

В 1875 г. в Одессе была создана первая тайная рабочая организация — «Южнороссийский союз рабочих». В союзе состояло 30–50 чел., имелось до 150–200 сочувствующих. Руководителем союза стал бывший студент Е. Заславский. Программа союза предусматривала осуществление прав рабочих путем насильственного переворота. В конце 1875 г. союз был разгромлен полицией.

В 1878 г. в Петербурге был создан «Северный союз русских рабочих» во главе с В. Обнорским и С. Халтуриным. Союз насчитывал около 200 чел. В его программе отмечалась важность завоевания политических свобод. Союз добивался ограничения рабочего дня, запрещения детского труда, передачи частновладельческой земли крестьянским общинам. В 1880 г. руководство «Северного союза» было арестовано.

14. Либеральное движение 70-х гг.

В конце 70-х гг., особенно в связи с окончанием русско-турецкой войны, в результате которой в Болгарии при помощи России был введен конституционный строй, оживилось российское либеральное движение. Либералы, опиравшиеся главным образом, на земство, неоднократно обращались к царю, призывая его ввести в России конституцию, подобную болгарской. О необходимости введения в России политических свобод и «увенчании здания» земства созданием всероссийского земского органа либералы говорили в ответ на призывы власти к поддержке против революционеров. Либеральные взгляды проповедовали журналы «Русская мысль», «Юридический вестник», «Вестник Европы», газета «Русские ведомости».

Либеральная общественность в целом сочувственно относилась к народнической деятельности. Представители либерального общества помогали революционерам деньгами, предоставляли им явки, хранили у себя нелегальную литературу. Некоторые либералы во главе в видным земским деятелем И.И. Петрункевичем пытались вести переговоры с революционерами-народниками о совместных действиях, но те не согласились прекратить террор. В 1879 г. земские либералы провели в Москве съезд, решивший организовать пропаганду конституционных идей и образовали «Земский союз». Однако развернуть широкую деятельность либералы не сумели.

После 1 марта 1881 г. либеральное движение резко поправело, решительно отмежевалось от революционеров, перестало настаивать на дальнейших реформах.

15. Российские консерваторы

В эпоху великих реформ оформилось консервативное направление русской общественной мысли. Ведущую роль в нем в 60-х — 70-х гг. играли бывший либеральный публицист М.Н. Катков, издатель газеты «Московские ведомости» и князь В.П. Мещерский, издававший газету «Гражданин», а среди правительственных сановников — министр просвещения Д.А. Толстой и К.П. Победоносцев. Они вели непримиримую борьбу против нигилизма и либерализма, настаивали на неприкосновенности самодержавного строя и усилении репрессий. Но до убийства Александра II консервативные идеи имели ограниченное влияние в обществе.

На что следует обратить внимание при ответе

Необходимо четко выделять этапы развития общественного движения, связывая их с внутренней политикой страны.

В ходе ответа обязательно должно упоминаться много имен.

В ходе ответа необходимо показать, что террористический путь развития революционного движения был тупиковым. Вместе с тем, следует объяснить, что террор объяснялся не особой жестокостью революционеров, а фанатизмом и нетерпеливым стремлением быстро улучшить жизнь российского крестьянства.

Говоря о революционерах, либералах, консерваторах, следует показать, что все эти люди искали свой путь к лучшему будущему России, но видели его по-разному.


Примечания

1 Помимо перечисленных были выпущены прокламации «К народу», «К солдатам», «К крестьянам» и др.

2 Нигилиста, каким его представляли в либеральном обществе, выведен в романе «Отцы и дети» в образе Базарова. И.С. Тургенев ввел в употребление и сам термин «нигилист».

3 По российским законам телесным наказаниям можно было подвергать лишь осужденных, да и за по уголовные преступления. Телесные наказания подследственных, тем более политических, были запрещены.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное