Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Занятие №33. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ (60-Е — 80-Е гг. XIX ВЕКА)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Занятие №33. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ (60-Е — 80-Е ГГ. XIX ВЕКА)

Важнейшие понятия и термины

  • Отработочная система
  • Издольщина
  • Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве
  • Кабальный наем
  • Вольный наем
  • Чересполосица
  • Аграрное перенаселение
  • Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве
  • Разложение крестьянства
  • Сельская буржуазия
  • Середняки и бедняки
  • Сельские пролетарии
  • Сельские полупролетарии
  • Община
  • Подворное землепользование
  • Земельные переделы
  • Круговая порука
  • Принудительный севооборот
  • Кризис перепроизводства
  • Депрессия
  • Промышленный переворот
  • Индустриализация
  • Стадии промышленного производства
  • Субсидии и кредиты
  • Таможенные пошлины
  • Налоговая политика
  • Протекционизм
  • Фабрика и мануфактура
  • Кустарные промыслы
  • Инвестиции

Действующие лица

Н.Х. Бунге

А.И. Вышнеградский

Уметь показать на карте

Черноземную и нечерноземную зоны

Правобережную Украину (Западный край)

Степные районы (Заволжье)

Основные индустриальные районы России: Юг, Урал, Северо-Запад, Центр, Бакинский район

Основные варианты экзаменационных вопросов:

Экономическое (социально-экономическое) развитие пореформенной России

Экономическое (социально-экономическое) развитие России во второй половине XIX века

Содержание ответа

1. Помещичье хозяйство в пореформенной России. Отработки и переход к капитализму.

После отмены крепостного права в сельском хозяйстве России сосуществовали две противоборствующие и, в то же время, тесно связанные между собой системы — помещичье и крестьянское хозяйство. Сохранив землю, помещики лишились бесплатной рабочей силы. Многие владельцы имений (особенно в Нечерноземье) до отмены крепостного права не вели собственного хозяйства и, следовательно, не имели ни скота, ни инвентаря. Поэтому после освобождения крестьян они оказались не в состоянии обрабатывать всю оставшуюся в их руках землю. Помещики с трудом приспосабливались к новым условиям хозяйствования и постепенно распродавали свою землю. При отмене крепостного права в руках дворян сосредоточилось 87 млн. дес. земли, к 1877 г. осталось 73 млн., к 1905 г. — 53 млн.

Переход на капиталистический путь ведения хозяйства — с применением наемного труда и собственных орудиями труда — требовал значительных капиталовложений, а помещики, как правило, не располагали необходимыми средствами. Поэтому помещик был заинтересован в том, чтобы бесплатно или за минимальную плату использовать труд крестьян с их инвентарем и лошадьми. Но потребность в деньгах вынуждала помещиков переводить крестьян на выкуп, вследствие чего временнообязанное состояние прекращалось и крестьяне переставали выполнять повинности в пользу барина.

У помещика была земля, которую он готов был сдать в аренду, а крестьянин был не в состоянии прокормиться со своего надела и нуждался в дополнительной земле, но не имел денег для ее аренды. Так возникла отработочная система.

Сущность отработочной системы заключалась в том, что крестьяне арендовали помещичью землю, но платили за аренду не деньгами, а работой в собственном хозяйстве помещика. Условия отработки могли быть различными. В одних случаях крестьяне выполняли весь цикл сельскохозяйственных работ, в других — только некоторые работы. Можно выделить отработки двух видов. В первом случае крестьяне работали на барском поле со своими лошадьми и орудиями, во втором использовали скот и инвентарь землевладельца. К отработочной системе примыкала издольщина (испольщина) — аренда господской земли с условием передачи владельцу части урожая.

В определенных случаях отработки за землю носили принудительный характер. Так, помещики нередко отказывались сдать в аренду за деньги оказавшиеся в их руках важные для крестьян пастбища и сенокосы или отрезки, отрезавшие деревни от надельной земли. Крестьяне не могли обойтись без этих угодий и вынуждены были отрабатывать за них на самых невыгодных условиях. Такая же ситуация возникала, когда крестьянские и помещичьи земли располагались чересполосно. В этом случае помещик принуждал крестьян к отработочной аренде, угрожая штрафами за неизбежные потравы своей земли крестьянским скотом (севооборот у помещиков и крестьян был разный, поэтому выпас скота на скошенном поле начинался в разное время).

Помимо отработок за землю распространились также отработки за хлеб. По-другому они именуются кабальным наймом. Поскольку своего хлеба многим крестьянам не хватало не только до нового урожая, но даже до Рождества, им приходилось занимать хлеб у помещика с условием последующей отработки. При этом условия диктовал наниматель, пользуясь нависшей над крестьянином угрозой голода.

Отработочная система сыграла определенную положительную роль в первые пореформенные годы, когда и крестьянское, и помещичье хозяйство еще только приспосабливалось к новым условиям. Однако отработочная система и кабальный наем имели очень серьезные негативные стороны. Крестьянский труд при отработках и кабальном зимнем найме ценился очень дешево (нередко в 2–3 раза дешевле, чем при летнем вольном найме за деньги). Поэтому летняя отработка оказывалась для крестьян разорительной: она отвлекала рабочие руки от собственного хозяйства, давая недостаточную компенсацию. (Отработка зимой была для крестьян более выгодной, но помещики почти не нуждались в зимней работе).

Отработочная система оказалась в конечном счете невыгодной и для помещиков. Она позволяла значительно снизить расходы на приобретение средств производства и рабочей силы, но, ввиду незаинтересованности крестьянина в результатах своего труда, доходность имений, применяющих отработки, была низкой. Этим объясняется постепенный отказ помещиков от использования отработок и переход к найму батраков. В конце 80-х гг. труд отработчиков использовался в основном на массовых работах: жатве и сенокосе, а обработку почвы и сев вели постоянные работники.

Быстрее всего перешли к использованию наемного труда и применению сельскохозяйственных машин помещики Прибалтики и Правобережной Украины (Западного края). Здесь у крестьян были самые маленькие наделы, имелось много безземельных крестьян. С другой стороны, помещикам было выгодно вести предпринимательское хозяйство, так как рядом находились морские порты, через которые экспортировались зерно и сахар (на Украине сахарная свекла стала одной из основных сельскохозяйственных культур). Можно сказать, что развитие капитализма в сельском хозяйстве Западного края шло по прусскому пути. Прусский путь характеризуется сосредоточением земли в руках помещиков, крайним малоземельем крестьянства, помещичьим предпринимательством. Как правило, этот путь связан с сохранением сильных феодальных пережитков, которые, однако, не составляют его сути.

Помещичье хозяйство центральных районов России, напротив, переходило на буржуазный путь крайне медленно. В Центрально-Черноземном районе помещики упорнее всего держались за отработки и кабалу. В нечерноземных районах страны, где зерновое производство постепенно приходило в упадок из-за конкуренции дешевого южного хлеба, помещики также не стремились вкладывать в развитие хозяйства большие средства. Многие из них полностью сдавали свои имения в аренду крестьянам, ведя только разработку леса. Поэтому в центре страны помещичье хозяйство так и не стало окончательно капиталистическим.

2. Пореформенная деревня

Главными проблемами пореформенной деревни стали малоземелье, несоответствие наделов платежам и сохранение общины. Крестьянские наделы оказались недостаточны даже для того, чтобы просто прокормить семью, а с них к тому же приходилось платить большие выкупные платежи и налоги. Значительная часть наиболее малоземельных крестьян вела хозяйство просто в убыток. Отказаться от надела было нельзя. Окончательно покинуть деревню можно было только с согласия общины (мира). Получить согласие мирского схода можно было только в случае, если общине было выгодно, отпустив крестьянина, использовать его землю и платить за нее. Поэтому многие крестьяне вынуждены были, даже забросив земледелие, продолжать выплаты за землю. Окончательное переселение в город сдерживали и другие факторы: нестабильность заработка и угроза безработицы, отсутствие нормальных бытовых условий для семьи и т.п. Все это вело к тому. что даже те крестьяне, которые систематически уходили на сторонние заработки, не порывали полностью с деревней, старались оставаться сельскими хозяевами. Но в условиях малоземелья и примитивной агротехники (что, в свою очередь, вызывалось нехваткой средств) сельское хозяйство не могло прокормить всю массу деревенского населения. Возникало аграрное перенаселение, приводившее к постепенному оскудению деревни.

В сравнительно благоприятном положении оказались крестьяне степных районов Поволжья (Астраханская, Самарская губернии), получившие большие наделы (до 15 дес. на душу). Местные крестьяне производили хлеб на продажу, разводили скот. Их хозяйство приобрело предпринимательский характер. Можно сказать, что в степном Поволжье, а также в Сибири и Северном Казахстане, капитализм в сельском хозяйстве развивался по американскому (фермерскому) пути, который характеризуется наличием большого количества свободной земли при отсутствии помещичьего землевладения. Оплотом капитализма в этом случае являются не помещичьи, а крестьянские хозяйства, превращающиеся в фермерские, работающие на рынок.

После отмены крепостного права имущественное расслоение деревни, которое развивалось в дореформенный период, перешло в стадию разложения крестьянства. Отношения между крестьянами стали приобретать характер отношений работника и работодателя. Социальная структура деревни постепенно приобрела следующий вид:

  • кулачество
  • среднее крестьянство
  • беднота
  • пролетарии и полупролетарии

Кулачество — сельская буржуазия. Ведет собственное хозяйство, как правило, с предпринимательскими целями, наряду с трудом членов семьи широко использует наемный труд батраков и поденщиков.

Бюджет среднего крестьянства основывается, главным образом, на собственном хозяйстве. Это хозяйство не предпринимательское. Его цель — не извлечь прибыль, а прокормить семью. Середняк нанимается на работу в чужое хозяйство эпизодически, но и сам эпизодически нанимает батраков или поденщиков.

Беднота — те, кто ведет собственное хозяйство, но вынужден систематически пополнять семейный бюджет сторонними приработками по найму.

Полупролетарии существуют в основном за счет продажи своей рабочей силы, но еще сохраняют собственное хозяйство, хотя и почти разорившееся.

Сельские пролетарии собственного хозяйства не имеют, существуют за счет продажи своей рабочей силы помещикам или богатым крестьянам.

Разложение крестьянства отчасти сдерживала община. В общине практиковались периодические переделы земли (через 6, 9 или 12 лет). Это давало шанс бедняку получить при переделе землю, удобренную прежним зажиточным хозяином. Существовавшая в общине круговая порука вынуждала зажиточных крестьян платить подати за своих разорившихся односельчан. Принудительный севооборот, существовавший на узких полосках крестьянской земли, не давал разбогатевшему крестьянину хозяйствовать по-иному, чем его соседи. Все это несколько замедляло разорение одних и препятствовало слишком богатеть другим. Однако община могла лишь задержать, а не приостановить разложение крестьянства.

Сохранение общины крайне отрицательно сказывалось на состоянии сельского хозяйства. Это понимали многие уже в 60-х гг. XIX в. Однако, власти не пошли на ликвидацию общины. Во-первых, она была удобным инструментом для сбора податей. Во-вторых, против ликвидации общины высказывались многие помещики, опасавшиеся, что в этом случае крестьяне начнут уходить из деревни и рабочие руки подорожают. Наконец, государственная власть считала, что сохранение общины необходимо из политических соображений, т.к. она препятствует разорению крестьянства и образованию «язвы пролетарства», опасной для существования режима. Только в Прибалтике, в Белоруссии, на Правобережной Украине существовало не общинное, а подворное землепользование.

Между тем, именно чрезмерная дешевизна рабочих рук сдерживала прогресс сельского хозяйства, поскольку делала невыгодным внедрение сельскохозяйственных машин и обновление агротехники.

3. Промышленность и торговля в пореформенной России

После отмены крепостного права резко изменилась ситуация на рынке рабочей силы. Ряды наемных рабочих пополняли теперь оставшиеся в результате реформы совсем без земли крепостные мелкопоместных помещиков, бывшие дворовы, а также получившие крохотные наделы дарственники. Усилился, несмотря на ограничения, связанные с существованием общины, и крестьянский неземледельческий отход. Стала увеличиваться численность кадровых рабочих.

В первые годы после крестьянской реформы сложный период пережила уральская горнозаводская промышленность. Часть посессионных рабочих покинула предприятия, в результате производство сократилось. Однако этот спад был кратковременным. В середине 60-х гг. в российской промышленности начался подъем. Правда, периодически он сменялся кризисами (1973–1875 гг., 1881–1883 гг.). После депрессии 1 1883–1887 гг. вновь начался индустриальный рост, достигший в 90-х гг. чрезвычайно высоких темпов. К 80-м гг. завершился начавшийся в 30-х гг. промышленный переворот. Это создало условия для развертывания индустриализации. Особенно быстро развивались добыча угля и нефти, черная металлургия. Уже в 80-х гг. Россия вышла на первое место в мире про темпам промышленного роста. Это объяснялось, помимо завершения технического переворота, использованием технического опыта передовых стран, а также активной поддержкой, которую оказывало промышленности государство. Экономическая политика, которую проводили министры финансов Н.Х. Бунге и А.И. Вышнеградский, имела ярко выраженный протекционистский характер и была направлена на подъем отечественного промышленного производства. Государство предоставляло предпринимателям льготные субсидии и кредиты, защищало их от конкуренции с помощью высоких таможенных пошлин на ввоз промышленных изделий, устанавливало выгодные условия налогообложения. В то же время создавались выгодные условия для иностранных инвестиций (капиталовложений) в российскую промышленность.

Однако государство было заинтересовано, в первую очередь, в развитии отраслей, имеющих оборонное значение. Поэтому очередность развития отраслей в России оказалась иной, нежели на Западе. В Западной Европе, прежде всего в Англии, раньше всего начался подъем текстильной промышленности, после этого — тяжелой, а развитие транспорта и кредитно-банковской системы происходило в последнюю очередь. В России быстро увеличивалась протяженность железных дорог и рост тяжелой промышленности. При этом широкое железнодорожное строительство использовалось как рычаг для подъема целого ряда отраслей, создавая рынок сбыта для угля, металла, машин, изделий деревообрабатывающей промышленности. В 60-х — 70-х гг. капиталовложения в железнодорожное строительство шли в основном от частных лиц, в 80-х гг. казна сама приступила к строительству железных дорог и выкупу частных. Легкая промышленность развивалась значительно медленнее, долго оставалась на мануфактурной стадии. Уже сформировались крупные банки, финансирующие развитие тяжелой индустрии, но еще долго отсутствовал мелкий кредит.

Если в Западной Европе стадии капиталистического производства сменялись последовательно (мелкотоварное ремесло — мануфактура — фабрика), то в России они существовали одновременно. Даже по завершении промышленного переворота сохраняли свое значение кустарные промыслы. Кустари, особенно сельские, обслуживали, главным образом, бытовые потребности крестьян, которые почти не покупали фабричных товаров, рассчитанных на более состоятельные слои общества. Продукция кустарей — простейший крестьянский инструмент, сбруя, бочки, полушубки, сапоги, валенки и т.п. Многие кустари работали по заказам фабрик, фактически являясь наемными рабочими. Устойчивость кустарных промыслов отчасти объяснялась сезонным характером сельскохозяйственного производства и стремлением крестьян найти дополнительный заработок в зимнее время.

В пореформенный период стала складываться новая география российской промышленности. Наряду с Уралом в крупный центр металлургии стал превращаться Юг — Донбасс, Криворожье, Приазовье. Отчасти это объяснялось тем, что на Урале использовался древесный уголь, а на Юге — каменный уголь Донбасса. Кроме того, предприятия Юга сразу создавались на новой технической базе. К концу 80-х гг. Урал утратил свое первенство в объеме выплавки металла.

Другими важнейшими индустриальными районами являлись Северо-Западный, с центром в Петербурге. Он специализировался на металлообработке и машиностроении. В Центральном районе, сформировавшемся вокруг Москвы, к традиционной текстильной отрасли также добавилось машиностроение. В Бакинском районе развивалась добыча и переработка нефти, на Украине — мукомольная и сахарная промышленность.

С ростом промышленности, городского населения и развитием железнодорожной сети быстро развивался торговый оборот. Внутренняя торговля постепенно переходит от ярмарок к стационарным магазинам и товарным биржам. Особенно быстро росла торговля хлебом, который теперь поступал в центральные и северные районы страны с Украины, Северного Кавказа и из степного Поволжья.

Хлеб стал и важнейшим экспортным товаром. За 35 лет после реформы объем хлебного экспорта возрос в 5 раз. В 60-х гг. за границу вывозилось 5% хлеба, в 70-х гг. — 10%, в 80-х гг. — 20%. Если во внутреннем потреблении хлеба преобладала рожь, то на экспорт шла, главным образом, более дорогая пшеница. Россия занимала первое место в мире по объему хлебного экспорта. Однако то был т.н. «голодный экспорт»: налоговая политика правительства вынуждала крестьян продавать хлеб, невзирая даже на угрозу голода. Министр финансов Вышнеградский, заботясь о пополнении казны и финансировании промышленности, провозглашал: недоедим, но вывезем!

Вторым по значимости экспортным товаром в пореформенные годы стал лес. Кроме того, вывозились технические культуры, прежде всего лен. В целом продукция сельского хозяйства и лесоводства составляла 75% российского экспорта, промышленные товары — 25%. На экспорт шла, в основном, продукция сахарной, хлопчатобумажной и нефтеперерабатывающей промышленности. Импортировала Россия ткани, краски, вина, чай, хлопок. Но к концу пореформенного периода первое место в структуре импорта заняли машины, прежде всего — сельскохозяйственные и транспортные.

Среди торговых партнеров России первое место в пореформенный период занимала Германия, второе — Англия.

Начиная с 80-х гг. российский экспорт значительно превышал импорт, что позволяло накапливать средства для финансирования промышленности.

Тем не менее, к концу пореформенного периода Россия оставалась преимущественно аграрной страной.

На что следует обратить внимание при ответе

Важно выдержать структуру ответа: сельское хозяйство — промышленность — торговля. Сельское хозяйство выносится на первое место, так как состояние дел в этой отрасли оказывало преимущественное влияние на другие отрасли экономики.

Не старайтесь уснащать ответ большим количеством цифр — их трудно запомнить, а их обилие заставит экзаменатора заподозрить списывание. Важнее продемонстрировать, что вы понимаете содержание основных происходивших в экономике процессов.

Говоря о развитии и состоянии экономики, не забывайте о влиянии на это развитие государственной политики.


Примечание

1 Депрессией называется угнетенное состояние экономики, характеризующееся отсутствием как спада производства, так и его роста.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное