Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Парное обучение

  Все выпуски  

Парное обучение


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Парное обучение

4 января 2001 года

Здравствуйте, дорогие мои! Плодотворного Вам четверга!

В новом году к нам присоединились еще три новых читателя. Просил бы Вас представиться, если можно…

Тема. Задание самому себе Бурова Валентина Андреевича про парное обучение.

Г.О.: Тут необходимы пояснения для тех читателей, которые не читали всех выпусков рассылки, а также для тех из них, кто “не держит их все в голове”…:-) Я, кстати, тоже не держу их все в голове… Далее мы такие пояснения будем отмечать буковкой (п). Теперь дадим собственно пояснения.

Г.О.(п): Дело было так. Валентин Андреевич Буров, студент двух факультетов МГУ, получил от нас бланк-формуляр “задания самому себе”, который и заполнил. Затем я прочитал его “самозадание” и послал автору с моими замечаниями. Валентин Андреевич вставил свои соображения и вернул мне. Таким образом, материал, который Вы читаете ниже, есть продукт нашей с ним парной работу “в два хода” – он-мне, я-ему, он-мне, я-Вам. Теперь мы ожидаем Вашего хода, уважаемые…

Для кого. Для экспертов этого задания.

Г.О.(п): Как написал В.А. в своем “самозадании” экспертом его задания может быть “любой человек, который захочет стать экспертом моего задания”. Но потом, когда я сказал, что “не годится, надо найти опытных в парном обучении людей, минимум двоих”, В.А. спрашивает нас с Вами “а есть эксперты в парном обучении? кто кроме вас занимался им?”. Поэтому я так думаю, что не “любой человек, который захочет”… Кроме того, экспертов ведь можно …:-) искать в “обычной жизни”, ну там, за окном, где нет компьютеров. Или?

В.А.: Дело вот в чем. Возникла у меня мысль на весенний семестр на полгода пойти поработать в школу. Взять 2-4 часа в неделю или факультатив. Почему я это хочу? Во-первых, мне это просто интересно. Вот хочется :) Во-вторых, я хотел бы попробовать парное обучение в классе. Как вы считаете, возможно ли это?

Г.О.: Я бы поступил бы следующим образом.

Вариант первый. Позвонил бы в управление образования Юго-Восточного округа Москвы и спросил бы у них, кто у них ведет КСО - коллективный способ обучения. Затем назначил бы встречу с этим человеком и спросил его совета о том, в какую школу и с каким предметом мне, - по его мнению, - было бы лучше пойти на практику. Затем посетил бы пару-тройку КСО-уроков в разных школах К сожалению, я не сохранил никаких адресов и телефонов...

Г.О.(п): Уважаемые наши читатели! Может ли кто-нибудь из Вас помочь нам связаться с этим районом Москвы? Через е-почту, конечно…:-)

Г.О.: Но я уверен, что это дело у них живо до сих пор. Этот вариант, - школа, уже использующая парное обучение, - в смысле Вашей тренировки слабый, так как там Вы окажетесь, скорее всего, в учениках у какого-нибудь опытного учителя-ксошника на подхвате...

Г.О.(п): “ксошник” – учитель, использующий КСО, то есть использующий коллективный способ обучения. Частью КСО является парное обучение.

В.А.: Сложновато. Ходить, договариваться... (Не подумайте что я такой лентяй - у меня работа на полный рабочий день и сессия в университете) Да еще серьезное ограничение свободы. И расписание мне навяжут, и прочее...

Г.О.: Вариант второй. Взять практику в школе, где есть все классы с 4 по 11, но всех учеников во всех классах вместе не более 100, - таких школ, - мне так говорили, - в сельской местности полно... Малокомплектные они называются. И поехать туда на полгодика.

В.А.: :) Ага. Бросить работу, которая мне дает возможность жить, бросить университет... Нет, такое мне сейчас не подходит. Школе я могу уделять только очень мало времени, причем в_удобное_для_меня_ время.

И потом, есть такая деталь. Для информатики обычно нужны компьютеры. Компьютеров обычно мало. Так что и работу надо организовать в малых подгруппах. Да и потом, в больших классах я опасаюсь потерять управление. Тут мне может не хватить чисто психологических навыков.

Г.О.: Валентин Андреевич, обратите, пожалуйста, внимание на то, что работа в малых группах принципиально отличается от парной работы. Главное отличие состоит даже не в том, что в малой группе работает с полной нагрузкой только один лидер группы… Главное отличие в том, что в малой группе слушающих больше одного, поэтому каждый имеет возможность подумать “а это он не для меня говорит, а для соседа, я же могу пока отвлечься на нечто, что волнует меня чуть больше”. За счет этого “маленького” психологического различия исчезает персонификация и вместе с нею исчезает персональная ответственность за качество восприятия, - “пусть сосед слушает”…

Я бы лично предпочел при малом количестве компьютеров использовать с еще большей нагрузкой парную работу: “хозяин компьютера” передает “гостю” новый кусочек, затем “гость” превращается в “хозяина” и передает следующему. “Бывший хозяин” идет в группу работать парным образом для подготовки к следующей встрече с “хозяином”. Таким образом, если представить себе класс в 20 человек и 2 компьютера, то 4 человека работают в парах с компьютером, а 16 человек готовятся к встрече, используя алгоритмы работы пары. Из них несколько человек могут работать самостоятельно… Например, с учебником.

Такая организация работы дает мне гораздо больше шансов не потерять этого самого “управления”…:-) Я взял это слово в кавычки потому, что за ним скрывается много чего интересного. Например, настоящее управление запрещает управляющему воздействия на человека, оставляя ему всего одну возможность – воздействовать на ситуацию. Но это – отдельный большой разговор-с.

В.А.: Думаю, что в моих силах обеспечить себе некоторую свободу от администрации (с учителями у них проблема, можно поторговаться).

В.А.: Посему я предпринял некоторые шаги самостоятельно и устроился в одну из московских школ на должность учителя информатики.

В результате торгов администрация выполнила мои условия! Этим я обязан замечательному директору, которая (она женщина) с пониманием отнеслась к моим проблемам и с энтузиазмом к моим творческим порывам. Она и поручила администрации буквально "обеспечить мне все условия"!

В.А.: План касательно этого дела я составил такой:

Г.О.(п): Здесь Валентин Андреевич возвращается к заполнению формуляра “задания самому себе”.

В.А.: Обдумал все хорошенько и составил это задание самому себе: Буров Валентин Андреевич . При этом я преследую цель: Заняться делом!

Г.О.: Правильно ли я понимаю эту цель как попытку выбора Пути?

В.А.: В общем, да. Попытка шагнуть по выбранному пути.

В.А.: Собственно задание состоит в том, чтобы заняться парным

обучением.

Продукты (результаты) работы:

1. Попробовать парное обучение, узнать насколько оно эффективно.

Г.О.: То есть первый продукт будет выражаться в наличии у Вас личного знания о том, насколько эффективно парное обучение? Так? При этом оно будет частично основываться на Вашем личном опыте? И в каком виде этот продукт можно будет осязать в реальной жизни? И кто его будет осязать?

В.А.: Да, мне нужно личное знание. А насчет осязательных продуктов?.. Ну, можно методичку выпустить с карточками...

Г.О.: Внимание!! Здесь – важное! Через полгода Вашей такой практики Вы получите несколько обкатанных алгоритмов парной работы, - это есть важнейший продукт!! Кроме того, ученики “произведут” (“произведут” в смысле разработают, сто раз проверят и перепишут набело) какое-то количество карточек, - это есть второй “осязательный продукт” Вашей группы.

Обратите внимание, пожалуйста! Здесь я не случайно заменил Вашу работу на работу учеников: карточки делаете не Вы!!! В этом главная Ваша производственная задача – научить их делать эти карточки! Иначе – хана!! Иначе – Ваша перегрузка!! Цейтнот и усталость! В этом все дело! Алгоритмы парной работы нужно проектировать так, чтобы на выходе получались карточки.

Техническая деталь: на обороте карточки обязательно писать “служебную информацию”! Кто сделал и какого числа, кто внес улучшения и когда. Сама “карточка” – это любой кусочек бумаги. Формат Вы выберите сами. Мой любимый формат А4. Мы сворачиваем его до четвертушки и храним в обычных почтовых конвертах. На конвертах делаем надпись крупными буквами “про что тут карточки”. Также ученики имеют именные конверты, в которых хранят свои авторские экземпляры карточек, - эти конверты они носят с собой.

В.А.: 2. Сделать педагогический диплом.

Г.О.(п): Тут мы снова возвращаемся к тексту “самозадания” Валентина Андреевича.

Г.О.: То есть в виде продукта, - в конце Вашей педпрактики, - Вы сможете нам назвать тему Вашей дипломной работы про парное обучение? А какая тема-то будет?:-) Хмм…мм…м.

В.А.: Тему пока не знаю. Надо же сперва попробовать что получится! Может еще ничего не получится? Или получится не так как задумывалось! Главный запланированный продукт - личное знание. Убеждение, что это работает. Навыки организации парной работы. Все остальные полезные продукты (карточки, методички, победы учеников на олимпиадах, готовые сотрудники) мне пока неизвестны и для меня непредсказуемы. Они будут, я надеюсь. Но пока мне трудно их сформулировать.

Г.О.: …:-) Человек получает не менее того, что он себе разрешает, и не более того, что может точно помыслить. Увы.

Г.О.: Я бы добавил еще один пункт как продукт: сделать план финансирования этого Пути. Ну, то есть в течение этих полугода такой план продумать, составить и проэкспертировать, чтобы он уже был вполне готов к жизни.

В.А.: Да, принимается. Подумаю над этим.

В.А.: Инструменты решения задачи:

Следовало, конечно, употребить термин "средства".

Г.О.: Мы тут немножко упростили формуляр “самозадания”… Следовало бы определить и “инструменты”, и “средства”, но не каждый может их различить. Инструменты есть то, что находится вне нас, то есть вне человека, а средства – как раз наоборот…:-)

В.А.: А что касается инструментов... Интеллект! Больше у меня пока нет инструментов. И даже карточек пока нет. Если будут карточки, можно, наверное, их причислить к инструментам.

Г.О.: …:-) Да, карточки можно, а вот “интеллект” по определению придется отнести к инструментам. Или?

В.А.: Планирование частичных шагов:

Шаг работы 1. К январю найти школу, в которую можно устроиться, обеспечив себе необходимую свободу.

Г.О.: Вполне реально, я думаю (а писали мы это где-то около 10 декабря, в рассылке вышло 12 декабря).

В.А.: Найдено. Мне обещали шесть часов. Три раза в неделю по два часа. Занятия в двух подгруппах одного класса. Т.е. по три часа в неделю на подгруппу. Программа не сложная. За семестр надо изучить Word, Excel, HTML. Естественно, детальное изучение не требуется. Просто дети должны уметь их использовать... Думаю, мне это по силам.

Г.О.: Мелкая идея: каждый ученик получает от Вас одно “базовое понятие”, которое он описывает самостоятельно, роясь в литературе или расспрашивая взрослых… Ваша задача – принести с собою и попросить учеников принести с собою побольше справочной литературы. Можно также пригласить на урок кого-нибудь из родителей, кто “соображает” и использовать его в качестве дополнительного “источника информации”.

Полученные в результате карточки используются в парной работе по алгоритму “тренер-ученик” – один читает определение, второй за ним повторяет. Выучил – возьми эту карточку и иди учить следующего. В листке учета – пометки: каждый выучивает все определения. Смена партнеров в парах каждые 5 минут.

В.А.: Шаг работы 2. Составить программу парного обучения.

Г.О.: В КСО говорят спланировать курс, то есть разбить его на темы и определить по времени, - в виде календарного плана , - когда будет микролекция, когда будет парная работа (и по какому алгоритму), когда будет самостоятельная работа с источниками и с заданиями. В каждом эпизоде парных занятий определить необходимую подготовку. Все алгоритмы опробовать на друзьях или еще где-то до урока, - алгоритм имеет качество более или менее после третьей реальной пробы ...:-( До начала занятий весь план целиком должен быть готов и обсужден с несколькими опытными в парном обучении практиками (не со мной).

Читали ли Вы выпуск рассылки от 22 декабря на тему “Алексей Калмыков готовит курс “Профессиональные болезни” для парного обучения студентов медицинского института”?

В.А.: Работа в этом направлении еще предстоит...

Г.О.: Я посылаю Вам в attach образец – блочный план темы “молекулярная физика”, сделанную учительницей Л.М.Маркиной, школа № 1, г. Сим, Челябинская обл.

Если бы Вы все же нашли время и посетили бы хотя бы одну московскую школу, в которой используют КСО, то Вы получили гораздо больше важной информации о подготовке и о подводных камнях, которые нас ожидают…:-(

В.А.: Шаг работы 3. Вместе с Григорием Олеговичем создать сайт, посвященный парному обучению.

Г.О.: Ну, это дело веселое! Однако, было бы полезно сделать какую-то увязку сайта с продуктами, получение которых запланировано Вами выше... Или?

В.А.: Методика, карточки, вообще рассказ о том, что это получилось... Этого не достаточно?

Г.О.: Рассказы о том, что получилось… И что – не получилось… Инструменты Вашей работы… Средства Вашей работы… Исходное Ваше “самозадание”… Гостевая книга с записями Ваших учеников… И с записями их родителей… Обязательно – их портреты в семейном интерьере… - побольше портретов!

В.А.: Шаг работы 4. Изучая материалы по парному обучению, применять их на практике.

Г.О.: То есть правильно ли я понимаю, применять на практике своего личного, - себя самого, - обучения? Было бы неплохо сделать письменно план этого применения, - изучаемый предмет, партнеры, подготовка, алгоритм.

В.А.: И для себя, и для организации парного обучения в школе.

Г.О.: Ну хорошо… А какие же такие “материалы” Вы будете “изучать”? Где они находятся? Как и когда их нужно взять? И что означает “изучать”? Просто читать? Или есть какие-то другие варианты? Кстати сказать, напомню, что человеческое знание состоит из трех различных видов: фиксированное знание, краевое знание и суперкраевое… Вы какое знание предпочитаете получать?…:-)

Эксперты данного задания, обоснование того, на каком основании выбраны:

1. Громыко Григорий Олегович, организатор рассылки о парном обучении.

2. Любой человек, который захочет стать экспертом моего задания.

Г.О.: Не годится... Слабо! Надо найти опытных в парном обучении людей, минимум двоих.

В.А.: А есть эксперты в парном обучении? Кто кроме вас занимался им?

Г.О.: Это вопрос я переадресовываю нашим читателям.

В.А.: Возможные проблемы:

Г.О.: Валентин Андреевич, почему Вы исключили первый пункт “проблем” - “1. Не возьмут в школу. Маловероятно - учителей в школах не хватает”, который был в исходном тексте “самозадания”? Ведь читателям интересно видеть, как оно происходит в динамике…

Это не было проблемой, все уже решилось. Так?

В.А.: 2. Не будет хватать времени на необходимую подготовку. Январь - все еще сессия. А еще я работаю... Это серьезная проблема. Надо очень постараться, чтобы хватало. Надо организовать свой быт.

Г.О.: План всего курса сделать вчерне, а детальное планирование делать лишь за два-три дня до... Часть подготовки нужно перевалить на учеников и их родителей, - это я подскажу, как это сделать...:-)

В.А.: Как это сделать?

Г.О.: Выше я уже сказал – включить родителей через составление определений базовых понятий, пригласить некоторых родителей на уроки. Также нужно привлечь учеников к “приносить на урок как можно больше вспомогательной литературы”. Можно предложить ученикам подобрать каждому по одной “статье на тему” и, - когда все подберут и принесут на урок! – провести парную работу по алгоритму “поабзацное чтение”. Очень эффективная штука, доложу я Вам!

Г.О.: Есть еще одна проблема: на первых уроках организовать тренинг необходимых для парной работы навыков. Причем, у себя и у учеников, - вместе. Это нужно сделать специально и интенсивно.

В.А.: Как?

Г.О.: Простейший способ такой. Ученики сидят за партами в обычном классе. Вы подходите к одному из них и кладете руку ему на плечо. Это означает, что он выбирает себе следующего партнера, идет к нему, спрашивает, - вслух, для всех, конечно, чтобы все слышали, - разрешения с ним работать, если разрешение получено, садится с ним рядом (а тот, кто сидел раньше с ним, идет дальше искать себе партнера). При этом можно дать что-нибудь простенькое для остальных, чтобы не скучали – например, “сел в пару с новым партнером – дай ему свою тетрадь, пусть запишет туда имя-отчество-фамилию родителей, профессию, адрес и телефоны, если есть - е-адрес”. Через малое время такой тренировки каждый получит полный список всех адресов, при этом он будет написан различными почерками, - это очень важно! Такую запись “просто невозможно забыть”! Но – это мой экспромт. Вы можете придумать для “записи в чужую тетрадь” что-то более прикладное относительно Вашего предмета – информатики.

В.А.: На данный момент мои общие соображения относительно парного обучения у меня таковы:

Каждому ученику поручается изучить то или иное свойство соответствующего программного продукта. Предоставляется материал для этого. Далее, необходимо организовать обмен знаниями между учениками.

Как готовить материал? Если help на местных компьютерах русский, то можно вообще только научить пользоваться им, а дальше пускай сами все делают. Поручить создать карточки (в том же Word) и распечатать их. А дальше пошел обмен знаниями и навыками... Если help английский... Придется переводить мне, изготавливать карточки самому... Либо купить какую-нибудь книжку и растерзать на карточки ее?

Это общие соображения. Мне хотелось бы, чтобы вы их оценили. Естественно, надо их детализировать.

Займусь этим в ближайшее время.

Г.О.: Вот пришли Вы в класс первый раз. Что Вы делаете в первые пять минут? Я этого не знаю, но могу сказать, что я делаю. Я говорю: “Уважаемые, мы будем работать чуточку не так, как вы, возможно, привыкли, - мы будем работать парным образом”, - смех в классе, - “Вот например, сейчас мы сделаем так. Приготовьте тетрадь и ручку. Возьмите их в руку. Приготовили? Взяли? Теперь замрите и слушайте”. Далее подхожу к одной самой симпатичной девушке, кладу ей руку на плечо… И объясняю, что нужно делать. Далее командую: “Начали!”. Идет тренинг навыка выбора “подходящего” партнера.

Десять минут у меня есть свободного времени, я могу просто отдохнуть. Через 10 минут я хлопаю в ладоши, - при этом объясняю, что так я буду делать всегда, когда нужно, чтобы “все немедленно остановились, “замерли”, повернули головы ко мне и послушали краткую информацию”, - я хлопаю в ладоши, дожидаюсь полного внимания и говорю: “Вот листок учета, работать с ним будете вы сами, так-то и так-то”. Пускаю листок по партам, чтобы каждый сам записал свое имя слева в колонку, - “можно писать просто имя, - каждый решает сам”. “Продолжайте!”.

Опять я свободен. Слежу за тем, как идет выбор партнера. И как происходит работа с листком учета, - если что-то сбоит, то участвую. Если вижу, что кого-то упорно не хотят выбирать, то принимаю меры. Через 10 минут останавливаю процесс – хлопаю в ладоши и говорю: “На сегодня хватит. Мы продолжим это в следующий раз. Сейчас займемся вот чем…”

С уважением, Валентин Буров.

Г.О.: Ну, что же, дорогие мои, на этом мы пока прервемся. Остается закрыть скобки выпуска.

Тема. Задание самому себе Бурова Валентина Андреевича про парное обучение.

Мы видим, что задание составлено достаточно практическое. Автор уже приступил к выполнению.

Можно еще добавить, что мы получили от Андрея Белякова, - читателя нашей рассылки, - прелестное “руководство” по формулировке утверждений, которое тут же и с большим удовольствием внесли в наш формуляр “самозадания”. Спасибо, Андрей!

Для кого. Для экспертов этого задания…

Ну, что тут сказать? Их нету.

Мораль выпуска рассылки. Похоже на то, что рассылка постепенно становится инструментом в руках тех читателей, которые имеют живое дело и хотят действительно улучшить качество своей работы. Или это лишь мне одному так кажется?

Пока, - Григорий Олегович.

gromyko@myokay.net

Сайт рассылки: www.paarschool.narod.ru

Весь комплект рассылки, - сегодня это около 250 Кб, - в виде гипертекста с тематическим оглавлением вышлю по запросу.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное