Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Парное обучение

  Все выпуски  

Парное обучение


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Парное обучение

16 января 2001 года.

Здравствуйте, дорогие мои! Веселого Вам вторника!

Тема. Первый урок информатики Валентина Андреевича Бурова.

В этом выпуске рассылки я даю почти полностью нашу переписку с Валентином Андреевичем (далее “В.А.”) по поводу подготовки его первого урока информатики, с описанием самого урока и “разбором полетов"…

Для новых читателей рассылки скажем, что Валентин А. Буров – студент двух факультетов МГУ (информатики и педагогического) и работает программистом на полную ставку…

В.А.: Оччень тороплюсь! Поэтому - кратко. Завтра первый урок. 45 минут с полным классом. План (пока не детализированный до минут, но вечером займусь) таков. Представиться. Вкратце рассказать, чем мы будем заниматься (о программе). Далее тренинг парной работы. Какой - пока не решено. Видимо, создание списка фамилий с телефонами как вы мне предлагали. Что-то в этом роде.

Материал на этом уроке давать в оставшееся время не хочу - следующий урок по причине моих экзаменов только через неделю, разрыв большой. Чем занять оставшееся время? Дам еще описание проекта, который они должны будут сдать в конце изученной темы.

Первая тема - текстовый редактор Word. На нее отведено 16 часов по программе. Планирую уложиться в 9 часов. Что касается материала. Есть учебник по программе. В нем изложено все ясно, кратко, и с картинками. На эту тему планирую отсканерить его и сделать карточки. Работы не много - два часа. Там эта тема занимает 17 страниц или 8 параграфов. Соответственно, восемь карточек на подгруппу из 12-14 человек. (Карточки дублируются).

Создание карточек группой в данный момент считаю нецелесообразным. Пусть сперва к парной работе привыкнут, к тому же учебника вполне достаточно. Можно, конечно, поставить задачу изучить Word лучше чем в учебнике, но мне кажется это нецелесообразным. Когда надо будет - изучат сами. К тому же, у них полгода не было информатики (по причине отсутствия учителя), и я думаю дать им годовую программу в полгода. У меня 48 часов в этом полугодии (по моим расчетам), а в программе - 64. Так что, - учитывая потенциал парного обучения, - должно получиться.

Но обучение - это все потом. Сейчас главное - что делать завтра? Итак. Знакомство (со мной и программой). Небольшой тренинг. Описание требуемого проекта (по нему и оценка будет за тему). Мне кажется это недолго. Чем еще можно занять? Или можете ли вы еще предложить варианты тренингов парной работы? Или что-то еще? Комментарии?

Пожалуйста, напишите мне сейчас же! Я еще полчаса на работе, а потом надо уйти! Валентин.

 

Г.О.: (надо сказать, забегая вперед, что мое письмо не успело к уроку…:-() Я просто дам "мое видение урока", а Вы возьмите то, что приглянется.

Называю свое имя и мои "другие" интересы и занятия. Теперь запишите домашнее задание: "рассчитайтесь по порядку номеров, начиная с номера 4 (здесь я называю номер страницы учебника, с которой начинается собственно текст учебника)". Рассчитываются - направление счета я показывают вдоль по вариантам. Запишите каждый свой номер в дневник.

На этой странице дома Вы найдете самую важную и самую интересную лично для вас фразу (указываю длину фразы, например, в знаках, скажем от 70 до 90 знаков, включая пробелы) и запишите ее на небольшой листок (моя традиция - четвертинка А4). На обороте листка напишите свое имя полностью, дату и номер страницы, с которой вы работали. Листок принесите на следующий урок обязательно. Конец домашнего задания (в следующий раз домашнее задание такое же, но уже начиная с той страницы, на которой закончили в прошлый раз). На все-про-все 6 минут, - остается 39.

Говорю, что мы будем учиться не совсем обычным способом - в парах. Чтобы это делать эффективно, нужно потренироваться сначала.

Сначала мы потренируемся ходит по классу.

Предлагаю всем закрыть глаза (тренинг взят из “Коллективное взаимообучение”, Практическое руководство, Санкт-Петербург, 1993 г, фирмы “Элиана”) и внимательно послушать окружающий мир. Ребята слушают… Сначала вроде бы тихо, но потом начинают различать, как звенит капель, или гудят пароходы, или слышат еще что-нибудь, на что раньше не обращал внимания. Говорю:

- Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, открывает глаза и садиться на свободное место в классе как можно тише, ничего не задевая по дороге. После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой, где теперь образовалось свободное место. Прошу всех открыть глаза, но руки, указывающей направление, пока не убирать. Отмечаю тех, кто правильно справился с заданием. Снова - закрыть глаза... и так далее несколько раз. Подобные тренинги можно проводить в качестве физкультминуток. Они хорошо переключают внимание ребят и снимают усталость. На все-про-все 10 минут, - остается 29.

Теперь мы потренируемся слушать партнера и слышать то, что он говорит.

Заранее готовлю на каждую пару небольшую карточку, где написана всего одна, но довольно длинная фраза (на каждой карточке – своя, например: “Word - это программа для работы с документами сложной структуры”, “окно программы Word имеет вверху строку меню, чуть ниже - панель инструментов и в самом низу строку состояния”... - чем взрослее (или более тренированы) ученики, тем сложнее фраза). На 20 учеников нужно всего 10 фраз. В следующий раз уже можно использовать фразы, которые ученики сделают как "домашнее задание".

Примечание: нужно так планировать урок, чтобы по его окончанию появлялся новый материал для работы в следующий раз.

Один ученик из пары (тренинг взять там же) берет карточку, изучает ее внимательно про себя. Убедившись, что он хорошо, выразительно читает эту фразу, он произносит ее вслух партнеру, но только один-единственный раз. Тот внимательно слушает и старается дословно запомнить эту фразу. После чего ученик, который читал эту фразу, переворачивает карточку (чтобы нельзя было прочитать) и уходит искать свободного партнера. Оставшийся проговаривает пришедшему к нему ученику эту фразу один только раз и уходит тоже искать свободного партнера. Оставшийся ученик проговаривает следующему то, что запомнил… И так до тех пор, пока учитель не остановит эту работу. После его сигнала ребята записывают фразы (а точнее то, что от них осталось) на листок. После чего карточки “торжественно” переворачиваются, и класс заливается дружным смехом… Учитель просит прочитать несколько "образцов". На все-про-все 15 минут, - остается 14.

Повторяю тренинг "с закрытыми глазами". На все-про-все 6 минут, - остается 9.

Откройте оглавление учебника и найдите тот параграф, номер которого "ваш", - тот же, что и номер страницы в домашнем задании (фиксирую второй раз насчет домашнего задания). Откройте каждый свой параграф и медленно в полголоса, но внятно все читаем, - приготовились? начали!! Через 2 минуты останавливаю - хлопками в ладоши!! всегда одинаково!!! хлопками, - и говорю, - "когда я хочу остановить работу, то хлопаю в ладоши, все "замирают", поворачивают головы ко мне и слушают, что я скажу. Читаем дальше - поехали!!". Через две минуты снова хлопаю в ладоши: "дома прочитайте свой параграф, на следующием уроке мы будем работать каждый со своим параграфом. Как - я скажу в следующий раз, а пока просто дома почитайте, - это ваш "собственный" параграф. Вы за него отвечаете перед остальными, чтобы правильно его объяснить, но ничего не нужно запоминать, - просто прочитайте его дома." На все-про-все 6 минут, - осталось 3.

На этом - урок закончен. До свиданья. Делаю ручкой...:-) Привет.

Также "привет" и Вам, Валентин, успеха завтра! Часы на руке? - это обязательно!!!

В.А.: Подумал я подумал... Конечно письма серьезные не пишутся за полчаса минус время доставки... Поэтому не жду ответа. На завтра я сам придумаю подробный тренинг. Так чтоб минут на двадцать-тридцать. И пятнадцать минут на все остальное. И еще, я хочу взять диктофон, тихонечко весь урок записать. А дома послушать. В четверг или пятницу постараюсь выдать отчет. И тогда подробные мысли изложу на тему дальнейшего обучения. С уважением, Валентин Буров.

Г.О.: Ну, не за "пол часа", но пишутся. Всего самого доброго, надеюсь, что письмо еще будет прочитано, - у Вас всего 22.06. Г.О.

В.А.: К сожалению, письмо я так и не прочитал... Ну да ладно. Вечером во вторник я думал над будущим уроком. Мне еще над этим очень помогала моя жена Наталья. Как я уже писал, материал на первом уроке давать не хотелось, поэтому общий план был составлен такой: 5 минут на вступление, минут 20-30 тренинг парной работы, а в оставшееся время дать задание, которое ученики должны будут сделать к завершению первой темы (первая тема - "Технология обработки текстовой информации в Word"). Пусть изучая материал, сразу соображают, где, что и как можно использовать. За это задание пойдет и оценка. Какой сделать тренинг парной работы?

На обсуждение был поставлен вопрос: каково будет содержание парной работы (с формой – понятно, в парах будут работать). Ученики должны обмениваться информацией а) уникальной (т.е. у каждого своя) и b) значимой (т.е. для них более менее интересной). Была идея сделать словарь терминов информатики. Т.е. каждый выписывает на листок все знакомые ему термины, а дальше идет парный обмен списками. Если одному ученику не понятен какой-то термин, другой должен объяснить. Т.е. в конце работы у каждого должен был оказаться объединенный словарь терминов, с которыми знаком класс. Вообще, по моему, идея хорошая, но все-таки была нами отклонена, поскольку возникло подозрение, что знания учеников во первых слишком поверхностны, а во-вторых - более-менее равны. Но на заметку, кажется, взять идею стоит.

Какой еще уникальной информацией могут обменяться ученики? Дни рождения. Замечательно! Но телефон и День Рождения - маловато по объему. Что еще? Возникла великолепная идея! Один человек диктует другому три на его взгляд характерных черты напарника. А тот записывает их. Затем наоборот. Потом обмен в парах. То есть к концу парной работы каждый ученик получает список мнений класса о своей личности! Ну и мне, как преподавателю, такое, конечно, интересно.

Тут надо сделать отступление. До этого я разговаривал с двумя учителями (а точнее учительницами), преподающими в этом классе. Обе заметили, что с коллективной точки зрения класс неинтересен. Каждый сам по себе, никакой дружности, никаких общественных мероприятий... Оно и понятно - в этот 10-й класс собрали лучших учеников из 3-х прошлогодних девятых классов. В сборных классах всегда есть подобные проблемы. Поэтому я поставил себе задачу как-то поработать в этом направлении.

Разумеется, парная технология сама по себе должна оказать благотворное влияние на взаимоотношения в классе. Но и придуманный тренинг должен был оказаться весьма кстати! Итак: телефоны, дни рождения, характеристики. Встал вопрос - собирать эту информацию в одном парном тренинге (или как лучше назвать - один парный заход?) или в двух? Т.е. за две парные работы или за одну? Вроде за одну оптимальнее, но я почему-то боялся, что тогда все пройдет слишком быстро. Быстрее чем нужно. Не знаю почему, но в общей сумятице и спешке (в мозгах) этот вопрос додуман не был. Сам собой забылся, и, как показал опыт, напрасно.

Получилось все не совсем так, как я хотел, но тоже интересно и полезно (для меня особенно). Скажу только, что за работу с первой подгруппой ставлю себе "3", за работу со второй - "5-". Опыт приобретается на лету! :)

Теперь про ваши идеи. Очень жаль, что я не получил Вашего письма до урока… Очень интересная идея с закрыванием глаз и слушанием мира. Обязательно попробую ее в качестве физкультминуты на уроке.

По организации парной работы сейчас в вашем письме я вижу много важных деталей. Особенно сравнивая со своим теперь уже опытом. Но есть и проблемы. Чтобы ученики все делали как задумано, нужно для начала им объяснить что делать. Ответить на вопросы. Но это оказалось очень трудно!

Парная работа действительно (это уже проверено) заводит их, но на этапе подготовки к парной работе возникают сложности с дисциплиной. Свои соображения, проблемы и анализ ошибок я изложу завтра. Но факт в том - начинающий преподаватель может завалить что угодно :) Ну невозможно учесть всего! Впрочем, я, к счастью, не все завалил. :) В целом я доволен :)

И еще про учебник. Я в прошлом письме написал, что по программе есть хороший учебник... Мне не пришло в голову написать одну существенную деталь, которая ввела вас в заблуждение. Учебник по программе есть, но есть он у меня. А вот в школьной библиотеке, и, соответственно, у учеников его нет :( Так что домашнее задание по учебнику давать не получится.

Из своего экземпляра я сканером наделаю карточек. Можно ли давать задание по карточкам? Как лучше, чтобы число карточек превосходило число учеников или нет? Какой объем карточек лучше?

Кстати, до того, как я познакомился с учебником, я все-таки накупил литературы по Word-у. Три толстых издания, включая один двухтомник. Всего четыре книжки. Вообще говоря, можно для домашнего задания их разорвать и использовать (мне не жалко, они дешевые). Но только тогда надо закладываться на то, что домашнее задание может оказаться не сделанным. У кого-то точно, а скорее всего у 80% класса. Себя помню школьником :) - не так давно это было...

На сегодня все. С уважением, Валентин.

В.А.: Здравствуйте, Григорий Олегович. Я много напишу, может быть излишне подробно... Что вставлять в рассылку - на ваше усмотрение. Надо заметить, что я заранее поинтересовался у учительницы математики о лидерах в классе. Оговорившись, что, вообще говоря, лидеров как таковых нет, поскольку все индивидуалисты, тем не менее она назвала четырех учеников - двух юношей и двух девушек. Я еще не очень конкретно представлял, зачем мне такая информация, но посчитал ее важной. Все-таки на лидеров стоило, на мой взгляд, обратить внимание.

Итак, первый урок. В школу я пришел минут на десять раньше, но на урок на пять минут опоздал. В общем то, умышленно опоздал. Не знаю, насколько это было оправдано, но мне не хотелось, чтобы после начала урока приходили опоздавшие (лучше пусть меня подождут), и еще мне казалось, что моя программа урока коротка, и я боялся, что останется время, которое неизвестно чем занять. Ну и взял для себя лишние пять минут, чтобы сосредоточиться...

Впустил детей в класс… здесь сама собой мне пришла на помощь старая педагогическая традиция, психологический смысл которой я осознал только теперь. Достаточно оказалось спросить: "Вас не учили приветствовать учителя?" Вот он рефлекс начала урока! Все кто сидел - встали, все кто стоял - выпрямились. И все, конечно же, стихли. Далее, приветственные слова с моей стороны и разрешение сесть.

Вы, в своем видении урока писали: "Называю свое имя и мои "другие" интересы и занятия". На момент проведения урока, как я уже писал, я еще не читал вашего письма... Да, надо было обязательно кратко рассказать о моих "других интересах и занятиях", а не мельком, как это было у меня. Из прошлого своего учительского опыта я усвоил, что взгляд учеников на преподавателя очень ограничен.

Перед ними человек, “который-должен-их-учить”, и никакой другой его жизни они не представляют. И, по-моему, они подсознательно не ценят его (типа: в школе сейчас последние люди работают, кто ж на такую зарплату еще пойдет). Поэтому краткий рассказ о других интересах и занятиях должен бы сделать фигуру учителя более объемной в их глазах, следовательно, более уважаемой.

Сразу я не представился. Подумал, может быть, это будет интереснее, когда начнется парная работа, и если я в ней сам буду принимать участие... Но учеников в итоге оказалось четное число… Я пошел дальше и в итоге совсем забыл представиться :) Но, думаю, это не самая страшная ошибка.

Дальше - тренинг парной работы. Тут я немножко все запутал. Попросил достать два листочка. Думал - один для телефонов и Дней Рождения (чтобы у них остался), а другой - для характеристик (чтобы я забрал на экспертизу). Но тренинг я объявил пока только один - запись телефонов и дней рождения. Вообще, сама постановка задачи вызвала протест у некоторых активных девушек (а девушки более активны в классе). "Зачем? У меня есть все телефоны" - "У всех есть все телефоны?" - "Ну, почти у всех"... Конечно же у всех всех телефонов не было. Но цель была поставлена ими под сомнение - это плохо.

Ладно, сказал, что цель - тренировка парных навыков. Почему так поздно сказал? Ведь очевидно же, что это должно было быть первой фразой. Вот мелочь, а как все портит. Выводы... Вся подготовка к заданию должна быть как можно более ясной (для учеников), четкой и лаконичной. Цели задания должны быть как можно более весомыми и естественными (т.е. не надуманными), не вызывающими вопросов. Всегда следить за этим!

Дальше... Подошел к двум девушкам за первой партой, узнал их имена (одна из них, кстати, оказалась названным лидером). Объяснил, как работать в паре. Ответил на вопросы. Объяснил, как меняться в парах. По-моему, это очень важно, что я объяснял не всему классу, а двум конкретным ученикам. Им двум - понятно. А всему классу - интересно узнать, что другим объясняют, поэтому остальные тоже слушали. Если бы объяснял всему классу - всем, то есть никому. Слушали бы неохотно.

Пошла работа

 

Г.О.: Уважаемые читатели, в этом выпуске рассылки поместилось около одной трети материала о первом уроке Валентина Андреевича Бурова, - на сервере есть ограничения, к сожалению…:-(

Те из Вас, кто хочет прочитать все описание урока, могут прислать заявки мне, - я с удовольствием вышлю Вам полный текст этого выпуска.

Мораль выпуска рассылки. Вот я и сделал “все в первозданном виде”… А судить, - Вам, уважаемые.

Пока, - Григорий Олегович.

gromyko@myokay.net

Весь комплект рассылки, - сегодня это около 270 Кб, - в виде гипертекста с тематическим оглавлением вышлю по запросу.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное