Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЙОГИ


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве
Йога в Киеве
             

    Найдите Йогу КПП в своем городе:
  • на сайте Федерации Йоги КПП
    представлены более сотни инструкторов,
    которые обучались у нас.
    Более 40 городов в разных странах мира.
    Наш девиз: "Йога - это просто".

  • Доброго времени суток, уважаемый Читатель!

    Уже давно канули в лету те времена, когда знание о йоге было окутано покровом тайны. Сейчас, при желании, можно найти любую интересующую информацию. В современном обществе йога уже приобрела статус некоего архетипа, которым искусно пользуются, в том числе в рекламных целях.
    Но, несмотря на обилие информации, как правило, представления наших сограждан о йоге сводится к понятию о некой экзотической гимнастике, изначально придуманной в Индии. Давайте попробуем обратиться к истории и пролить свет на такую загадочную и мистическую йогу.
    Итак, само слово «йога» имеет несколько трактовок: союз, единение, узда, упряжь. Значение последних двух трактовок связано с наиболее ранним упоминанием о йоге, а именно в одной из четырех частей древних священных текстов – Вед. Тысячу лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индо-арийская культура. Примерно с XV по VI в. до н.э.в Индии появились Веды — священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним — Упанишады. Появление этих письменных текстов, а также дальнейшее развитие философской мысли в Индии, поспособствовало возникновению 6-ти ортодоксальных (признающих авторитет Вед) дисциплин (6 брахманических даршан):  миманса, веданта, санкхья, йога, вайшешика и ньяя. Именно йога позиционировалась как некое прикладное знание, целью изучения которого было познание себя и мира в целом.
    Здесь сразу следует оговориться, что Веды – самые древние тексты, сохранившиеся до наших дней. И тот факт, что это писание датируется 1700 – 1100 гг. до н.э., свидетельствует о том, что тексты эти были известны задолго до того, как были непосредственно записаны. В частности в самом раннем из них – Ригведе – есть описание колесницы бога Индры: в колесницу впряжены буйные кони, обузданные и запряженные в упряжь. Здесь кони были символом мыслей, чувств человека, упряжь – символ контроля. В одном из поздних гимнов Ригведы упоминается, что Брахма (космический творец) преподал йогу Хиранья Гарбхе («золотой зародыш»). И слово «йога» тогда применялось в связи с обучением молитвам и обрядовым действиям. Собственно это сейчас и наблюдается в т.н. брахманической йоге, что существенно отличается от преподавания йоги в современном обществе.
    Во времена появления буддизма слово «йога» было неразрывно связано с понятием избавления от уз, свободой от обусловленности тела и ума, от шаблонов восприятия мира и себя.
    Помимо текстов, существуют также археологические артефакты.
    При раскопках  древнего центра цивилизации долины реки Инд Мохенджо-Даро были найдены печати из обожженной глины с изображениями, которые можно назвать йогическими. Обратите внимание, что все изображения симметричны и на них нет никаких сложных и замысловатых положений тела.
      Печать Пашупати
    Печать Пашупати («Владыка животных» - один из эпитетов Рудры, а позже Шивы)

     

    Логично сделать вывод, что к моменту создания печатей, йога уже представляла собой некий архетип.
    Теперь немного о том, что же представляла собой индская цивилизация. Это было арийское поселение, мирно сосуществующее с дравидами. Изначально арийская цивилизация состояла из разрозненных кочевых племен, обосновывающих свои города-государства по всей Евразии. Наибольшее количество поселений древних ариев обнаружены в России, на Южном Урале. Примерно с середины II тысячелетия до н. э. через горные перевалы на северо-западе Индостана эти степные племена, носители арийской цивилизации, проникли в Индию. Дравиды - народы, населяющие главным образом Южную Индию и говорящие на дравидийских языках. До сих пор среди ученых нет единого мнения относительно того, куда относилась индская цивилизация – к ариям или к местным дравидам. Однако, исторически подтверждено взаимное влияние ариев и дравидов. Например, найденные фигурки коней, которые были известны только в южной Азии, но не были известны доарийскому поселению. Также описание в историческом памятнике индийской цивилизации «Махабхарата» деревянных храмов, что имеет сходство с деревянными постройками стародавних славян. То есть, очевидно взаимное проникновение культур этих двух народностей.
    Далее упоминания о йоге встречаются в Упанишадах – заключительная часть Вед. На данный момент известно около 200 упанишад, из них около 20-ти относят к йога-упанишадам. Они представляют собой собрание более ценных сведений о йоге, однако в основном они носят описательный характер. Вышеприведенные цифры весьма условны по той причине, что каждая школа йоги старалась оставить свой текст. И только в 19в. учеными были произведены попытки, на основании сравнительных анализов, систематизировать эти тексты. Так часть из них по определенным признакам была причислена к йога-упанишадам.
    Следующий исторический источник, где упоминается йога – «Бхагават – Гита» (датируется началом нашей эры). По некоторым сведениям это произведение позиционируется как часть «Махабхараты». В «Бхагават – Гите» можно наблюдать продвижение идей любви и взаимопонимания. Также в этом тексте содержатся некоторые пояснения о йоге. Йога – есть:
     - ровность в успехе и неудаче (ч.2, гл 48);
     - искусность в действии (ч.2, гл. 52);
     - самое тайное (ч.3, гл.3);
     - спокойствие (ч.6, гл. 3);
     - истребление страданий (ч.6, гл.17)
    Однако, текст «Бхагават –Гиты» весьма тесно был переплетен с религией.
    Тогда, примерно в 400 г.н.э., мудрец Патанджали написал великий труд «Йога Даршана» («даршана» - зреть, видеть), в котором систематизировал разрозненные данные. Структура и характер изложения текста свидетельствует о более позднем написании его, нежели тексты Упанишад. Йога-сутры («сутра» - нить) Патанджали носят атеистический характер и уже близки к философии как таковой. Так был создан текст, который могли бы принять любые школы с любыми религиозными мировоззрениями. Суть йоги описана Патанджали во 2-й, 3-й и 4-й шлоках:
     - йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму;
     - затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе;
     - иначе она имеет ту же форму, что и вритти (волнения).
    Вторая печать Индской культурыСтоит также упомянуть, что в Тибете так называемая индийская йога считается первоначальной, т.к. привнесена она была из Индии вместе с учением буддизма мастером Падмасамбхавой. В Тибете на тот момент существовала шаманская традиция Бон («бон» - начитывать). Здесь стоит отметить, что учение буддизма было более прогрессивным по сравнению с учением Бон. Существует такая мистическая история: местные шаманы восприняли приезд Падмасамбхавы как вторжение. Шаманы вызвали на бой мастера Падмасамбхаву (а ранее знания магии, мистических ритуалов тесно переплетались со знаниями йоги).  В бое Падмасамбхава одержал победу над местными шаманами и духами, служившими шаманам. Он пощадил духов и оставил их охранять учение буддизма в Тибете. И ввиду того, что в Индии на тот момент были частые войны, йога «осела» в Тибете.
    Оставаясь долгое время «законсервированной» в Тибете, йога все же претерпела некоторые модификации в следствие китайской экспансии в Тибет. И здесь уже заметны отличия в техниках, классификациях, некоторых понятиях так называемых индийской йоги и тибетской йоги.
    И все же, несмотря на богатую историю, различие в классификациях составных частей йоги, суть йоги остается одна и та же: познание себя и мира путем практики медитации и созерцания. Здесь совет один: надо пробовать и быть внимательными ко всему, что происходит с Вами и вокруг!

     Статья подготовлена Набокой Юлией, инструктором йоги КПП
     


    ukryoga@gmail.com
    www.ukryogin.blogspot.com
    www.facebook.com/ukryoga 

    Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.


    В избранное