Кандзи САЙТ, пользуясь эксклюзивным правом, предоставленным автором, публикует несколько глав из книги, посвященной методике изучения японских иероглифов.
Метод, разработанный Адилем Талишхановым, основан на мнемотехнических приемах активизации памяти, базирующихся в совокупности на зрительной, ассоциативной, моторной памяти и на символическом представлении. Важным является тот факт, что все изобретенные автором ассоциации тесно связаны с русской культурой и ее феноменами, а, значит, специально ориентированы на русскоязычную аудиторию, изучающую японский язык.
Нельзя не отметить, что сама сущность иероглифов такова, что она дает широчайшую, и, порой, неожиданную возможность себя интерпретировать. Это означает, скорее, необходимость, чем один из вероятных методов, применять творческий подход и игровой момент в освоении и запоминании иероглифов. Именно эту необходимость Адиль Талишханов обнаружил и новаторски применил при разработке своего метода.
Мы благодарны автору за предоставленную возможность опубликовать на Кандзи САЙТЕ часть текста из его книги.
Вебмастер русской версии Кандзи САЙТА Антон Ивлев Берлин.
“Путь бесхвостой птички” или Люблю кандзи
Основная цель этой книги - как можно быстрее избавить вас от страха перед иероглифами и показать, как при помощи несложных мнемотехнических приемов можно научиться распознавать в тексте очертания знакомых составных элементов иероглифа и логически закреплять в памяти смысл каждого нового знака.
Я не следовал каким-либо научным рекомендациям при создании этой книги; скорее меня вдохновляли поэтические образы, возникающие при созерцании отдельных кандзи и их бесконечных сочетаний. Отдельные графические элементы, созданные тысячелетия тому назад, остались настолько ясными, что не требуют дополнительного истолкования. Другие, из числа тех, которые подверглись значительным изменениям и стали неузнаваемыми графически, я попытался истолковать более или менее оригинальным путем, допуская иногда “насилие” над здравым смыслом (пусть простят меня серьезные специалисты) и пытаясь найти в изображении иероглифа то, чего там, возможно, никогда и не было.
Иероглиф от обычной буквы алфавита отличается тем, что несет в себе не только звук, но и законченный смысл, образ (представьте себе букву “Я”, используемую только в качестве личного местоимения - в данном смысле ее тоже можно было бы считать иероглифом). Рожденный много веков тому назад, Его Величество Иероглиф видоизменялся, переосмыслялся, оттачивался миллионами умов (и рук каллиграфов); в современную жизнь он вошел наполненным зрелым и глубоким смыслом, однако, при этом, начисто лишенным признаков дряхлости, обладая своеобразным секретом философского камня. Японские трехстишия и пятистишия не могли бы появиться на свет божий, если бы в их создании не участвовали самым активным путем сами иероглифы. Сами японцы не поражали весь мир своим упорством в переосмыслении достижений заморских умов, если бы их не воспитывали на основе иероглифического письма. Мир иероглифики - чудесный и загадочный, открывающий (если вы желаете этого) поразительные глубины восприятия внешнего мира и внутреннего естества, охотно вступающий в неспешный диалог с дремлющими в нас поэтическими и художественными чувствами, несущий в себе мощный эстетический заряд, который позволяет вырваться сознанию из рутинного, подчас зомбирующего окружения. Давайте войдем хотя бы на окраину этого реального и, в то же время, фантастического мира, давайте сделаем по глотку свежего воздуха и поймем, насколько недостойны и примитивны причины большинства наших забот и огорчений по сравнению с космическим восприятием природы!
I. От “единицы” до “дерева” или Догоним и перегоним японских школьников!
Всегда в любом деле нужно с чего-нибудь начинать, в том числе, и в изучении кандзи, поэтому начнем, мысленно произнеся “раз-два-три!”, - и в прорубь, в джунгли, в неизведанный мир иероглифики.
Первый иероглиф наверняка удивит вас своей простой для запоминания формой. Не нужно посвятить жизнь каллиграфии для того, чтобы нарисовать вполне приличную по форме горизонтальную черточку -
Однако, как это ни удивительно, перед вами на самом деле настоящий и полноправный иероглиф. Он означает “единицу” при обозначении или перечислении чего-либо. Добавив еще одну параллельную черточку, получим иероглиф “два” -
Добавив еще одну черточку (параллельно предыдущим) -
можно провести первый тест на интеллект, из которого читатель наверняка выйдет отличником, сказав “три”. Вы, возможно, уже решили, что через пару часов подобного обучения по данной методике, можно будет отправить иероглифическое послание в редакцию книги рекордов Гиннеса, однако, не торопитесь, давайте без “головокружения от успехов”.
Черточки обозначают пальцы на руке, которыми древние китайские (а затем и японские) торговцы на базаре указывали цену, эффектно выбрасывая руку среди неимоверного рыночного гвалта. Более красивый вариант запоминания первых трех иероглифов (если их вообще придется с усилием вспоминать) - это обозначение “земли”, “неба” и “человека” между ними, то есть цифру “три” можно вспринять как предельно упрощенную модель окружающего мира. Данный вариант истолкования пригодится в дальнейшем для истолкования некоторых других иероглифов, в составе которых наличествует, к примеру, “небо”.
...
Отвлечемся от счета и познакомимся с иероглифом “король” (вы, надеюсь, почувствуете себя в данной роли после прочтения книги). Итак, “король”-
Подумаем над тем, как нам лучше узнавать этот знак в будущем. За нас, правда, это уже сделали древние китайцы, скромно обозначая великого вождя простенькой вертикальной черточкой, символизирующей связь, объединение “неба”, “земли” и “человека” (абстрактно - “человечества”) в единый божественно-смысловой узел.
...
Мы видим, что иероглиф “король” включает в себя три “элемента”. В свою очередь он является составным элементом других иероглифов, придавая определенное значение для истолкования значения последних.
Продолжение следует...
Все отзывы направлять автору книги, Адилю Талишханову, по адресу: adiltal@orientation.com