Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путь полиглота. Быстрое освоение любого языка!


Развернутое оглавление книги

Предисловие. Что это за книга?

Глава 1. Работа с ограничивающими убеждениями в изучении иностранных языков

◘ Типы «негативных мыслительных программ» в связи с изучением иностранных языков

Приравнивание субъективного восприятия ситуации объективной реальность

Глазами лингвиста: языковые средства, которые люди привычно используют, когда говорят о своих проблемах

«Навешивание ярлыков» - привычка к негативным определениям себя и других

«Причинно-следственная ловушка» - готовность заранее оправдать неудачу

  • Упражнение: «Снятие причинно-следственных ловушек»

Драматизация ошибок

  • Глазами преподавателя: Ошибка ошибке – рознь

«Чтение мыслей» - привычка ожидать от собеседника негативную реакцию

  • Глазами лингвиста: совпадение или несовпадение взглядов участников на ситуацию, передаваемое грамматическими средствами разных языков
  • Глазами лингвиста: «супертипы» языков в зависимости от приоритетной ориентации их грамматических систем на действительность, говорящего, слушающего

◘ Позитивные постулаты, важные для дальнейшего изложения

«Карта мира не есть его территория

  • Глазами лингвиста: селективность отражения объективной реальности и языковая картина мира

Каждый человек имеет все необходимые ресурсы для достижения цели, если цель правильно сформулирована

Человек делает наилучший выбор из возможных для него в данный момент

Поражений нет, есть обратная связь

  • Глазами переводчика: стратегия успеха и стратегия неудачи
  • Глазами лингвиста: о роли активности субъекта в грамматических системах русского и английского языков

Вселенная дружественна

Глава 2. Работа с постановкой цели в изучении языка

Глазами переводчика: «двухфокусность» смысла слова outcome

Модель S.M.A.R.T

Модель SMART PEA

  • Глазами лингвиста: о концептуализации положительной и отрицательной оценки в языке
  • Глазами переводчика: от отрицания нежелательного к утверждению желаемого
  • Упражнение: «Мотивирующая анкета"
  • Упражнение: «Таблица самооценки в изучении иностранного языка»

Глава 3. Моделирование ресурсного речевого поведения

  • Упражнение: «Человек, на которого хотелось бы быть похожим»

◘ Эксперимент по моделированию ресурсного речевого поведения

  • Упражнение: «Моделирование ресурсных состояний в общении на иностранном языке»

Таблица моделирования ресурсных состояний в общении на иностранном языке (в изучении иностранного языка)

  • Глазами лингвиста: исследование аудиальных параметров голоса человека при переходе с родного языка на иностранный

Разбор результатов эксперимента по моделированию ресурсного речевого поведения. Case studies

◘ Наиболее типичные отличия состояний ресурсного и нересурсного общения на иностранном языке

Фокусировка внимания

Внутренний аудиальный комментарий

  • Упражнение: «Guardian angel»

 Глава 4. Моделирование стратегий полиглотов

◘ Полиглоты прошлого

  • Путь Гумбольдта
  • Путь Вамбери
  • Путь Шлимана

◘ Изучение полиглотов - наших современников

  • Моделирование стратегий Поуля Дженьюлуса…
  • Моделирование стратегий Сергея Халипова

◘ Моделирование структуры личности полиглота

Иерархическая организация структуры личности

  • Глазами лингвиста: вопросительные слова в когнитивном освещении

Пирамида личности полиглота

История Катарины Крель

  • Упражнение: «Интеграция изучения языка в структуру личности

Глава 5. Активизация аудиальных стратегий в изучении иностранных языков

  • Упражнение: «Аудиальная настройка»

◘ Почему прежде всего произношение?

  •  «Страна советов» : работа с произношением
  • Упражнение: «Переход на английскую артикуляцию согласных»

◘ Аудиальные стратегии полиглотов

◘ Модели и факты языка: немного об английских правилах чтения

  • Языковая игра: «Сказка о шести поросятах»
  • Узелок на память: модели чтения английских гласных

◘ Четыре типа английской интонации

  • Упражнение: «Сенсибилизация английской интонации»

◘ Развитие стратегий понимания иностранной речи на слух

Вхождение в режим слушания

  • Глазами преподавателя: из опыта одной учебной поездки

Развитие навыков понимания высказывания на слух

  • Упражнение: «Узнавание ключевых слов»
  • Упражнение: «Подстройка к ритмической, просодической и интонационной структуре высказывания»
  • Упражнение: «Метод брода».
  • Упражнение: «Перемотка услышанного в оперативной памяти»

Развитие навыка прогнозирования последующих реплик и понимания смысла сообщения в целом

  • Упражнение: «Продолжи реплику»
  • Узелок на память: пространственная модель смысловой организации высказывания
  • Глазами лингвиста: текст и дискурс
  • Упражнение: «Открывание ушей»

Развитие навыков общей «подготовки понимания»

  • Глазами переводчика: фоновые знания как необходимые условия понимания

Глава 6. Развитие визуальных стратегий в изучении иностранных языков. Работа с лексикой

  • Упражнение: «Визуализация фрукта»

◘ Моделирование естественного процесса запоминания слов родного языка

◘ Лексические стратегии полиглотов

◘ Мнемонические техники и запоминание лексики иностранных языков

Метод создания словесных сетей

  • Экскурс в нейрофизиологию: реакция мозга на слова одного семантического поля
  • Глазами преподавателя: лексическая игра «Связи мира»

Метод ассоциаций: логические и ребусно-игровые ассоциации

  • Глазами переводчика: ребусные ассоциации как оперативная зацепка для памяти

Метод мультисенсорного ввода информации

  • Глазами лингвиста: о роли сенсорного фактора в запоминании фразовых глаголов

◘ Эксперимент по исследованию индивидуальных стратегий запоминания слов

Стадия первичного ввода новой информации

Стадия закрепления новой информации в памяти

  • Анализ результатов эксперимента: особенности запоминания лексики людьми разных перцептивных типов

Стадия организации доступа к ранее усвоенной языковой информации

◘ Стадиальность изучения лексики

  • Блиц-упражнение: «Стратегии отбора лексики»

Дифференциация лексических стратегий на разных стадиях изучения языка

  • «Страна советов»: основные принципы заучивания готовых фраз

Глава 7. Работа с грамматикой

◘ О трех типах грамматических явлений

Грамматические факты

  • Упражнение: «Оркестр»

Грамматические модели

  • Метафора грамматической формы
  • Метафора грамматических конструкций
  • Игра «Муха»: активизация навыка визуализации таблиц
  • Упражнение: «Семь нот английского предложения»

Грамматические варианты

  • «Страна советов»: стратегии работы с грамматикой

◘ Ритмико-мелодический аспект усвоения грамматики

Глава 8. Стратегии полиглотов и интенсивные методики изучения иностранных языков: в поисках стратегий обучения, созвучных работе мозга

Экскурс в нейрофизиологию: мозговое обеспечение речи

Обучение, созвучное работе мозга

  • Глазами лингвиста: интенсивные языковые курсы Шарля Балли

Вместо заключения

Список литературы


В избранное