Дорогие друзья и коллеги! Продолжаем публиковать главы из новой книги Дины Никуличевой
Вырабатываем позитивные
установки в изучении иностранного языка - 4
Thereisnofailure, onlyfeedback
«Поражений нет, есть обратная связь»
Success does not consist in
making mistakes
but in never making the same
one a second time (G.B. Shaw).
Успех состоит не в том, чтобы никогда не совершать ошибок,
а в том, чтобы никогда не повторять их.
Принцип
обратной связи активно используется в кибернетике, где обратная связь
понимается как сигнал на выходе, используемый для контроля за поведением
динамических систем. [W. RossAshby,AnIntroductiontoCybernetics, Chapman & Hall, 1956].
В 1960 году
вышла книга PlansandtheStructureofBehavior,
авторы которой (GeorgeA. Miller, EugeneGalanter, KarlH. Pribram) предложили
построенную на принципе обратной связи когнитивную модель, способную обобщить поведенческие
стратегии людей в самых разных сферах целенаправленной деятельности. Она
получила название модель Т.О.Т.Е. Эта мнемоническая аббревиатура ассоциируется
со значениями английских слов tote«тотализатор», а также tote«груз» или «нечто, предназначенное
для переноски груза» (например, totebag).
Согласно
этой модели, непременными шагами любой стратегии является:
1) Т –
тестирование текущего состояния системы, служащее пусковым механизмом, триггером
(от английского слова trigger)
целенаправленной деятельности;
2) О – операции,
то есть деятельность, направленная на изменение системы;
3) Т –
последующие тестированиясистемы, позволяющее получить обратную связь, сравнив исходное и новое состояние, и наконец,
4) Е – завершение
стратегии (от английского слова exit«выход»).
Модель
Т.О.Т.Е. нашла свое применение в самых разных областях деятельности от
программирования, менеджмента и психотерапии до теории эволюции научного
знания. В этой связи заслуживает упоминания книга философа науки Карла Поппера
«ObjectiveKnowledge.
AnEvolutionaryApproach». Согласно
К. Попперу, пусковым механизмом эволюции любого научного знания является
постановка проблемы (P1
- Problem). Затем
следует этап формулировки гипотезы (ТТ – TentativeTheory), вырабатываемой в процессе таких
операций как воображение, догадка, анализ случайностей, дедукция и т.п. Третьим
шагом является тестирование теории, состоящее в процессе проверки гипотезы на
предмет устранения ошибок (ЕЕ – ErrorElimination).
Наконец, завершающим этапом эволюции знания является формулировка новой научной
проблемы (Р2), выявленной на стадии верификации исходной теории.
Важно
подчеркнуть, что четырехшаговая модель применима не только к описанию успешных
стратегий, но и к описанию стратегий неудачи. Так, на одном из англоязычных
семинаров по психотерапии, переводчиком которого мне довелось быть, проводилось
сопоставление стратегий тех людей, которые неизменно достигают поставленных
целей, с поведенческими стратегиями тех людей, кто постоянно терпит неудачи . В
том числе – успеха или неудачи в изучении иностранных языков .
Шаги стратегии успеха и стратегий
неудачи мы проанализируем в следующей рассылке.