Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Изучение языка? "Проще пареной репы!"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 19, 22 октября 2002 года


Еще письмо



Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня на рассмотрении письмо Игоря. Ну и немного моих комментариев в конце. Итак:

«Приветствую...
Наверно, одни из самых популярных вопросов, которые слышат люди более-менее сносно владеющие ИЯ (иностранным языком), - это "С чего мне начать? Как мне выучить английский (например)?"
Я постоянно слышу их от своих друзей и знакомых. И мне есть что им сказать, может и Вашим подписчикам это будет полезно...

Мне кажется - первое, с чем надо определиться человеку, желающему начать заниматься ИЯ - это личная мотивация. Для чего, для кого, зачем учить ИЯ? Я закончил высшее Морское гражданское училище по специальности штурман и практически абсолютно не знал английский. Как такое может быть?
Ну, во-первых, я был невыездной из-за своего антисоветского склада ума и характера, во-вторых, я был спортсменом :), которому очень многое прощалось. Вот и отсутствие мотивации.
Несколько лет я не выходил за морские границы СССР, потом наступила перестройка и пр. И мне "открыли визу" ...

И вот мой первый зарубежный порт - Стокгольм, белый пассажирский лайнер, я в белом красивом кителе. Заходит какой-то мужичок и что-то начинает меня спрашивать. Единственное, что я понял - это "fresh water". Сказал 'No" и отвернулся с умным видом.
Вот это и был ключевой момент. До чего же мне стало обидно! Даже стыдно! Не перед мужичком этим, а прежде всего перед собой.
В этот же вечер я сел за учебники, благо, что "Уважаемая Бонк" уже каталась со мной пару лет :)
Никто никогда не мог меня упрекнуть в тупости или неспособности к обучению... Но у меня никогда не было внутренней мотивации для серьезных занятий английским. И только стыд и обида на себя смогла толкнуть меня - да еще как!
Через год я совершенно спокойно разговаривал практически на любые темы, причем не просто разговаривал, а именно общался, улавливая оттенки интонаций, смыла, сленга, которые и сам активно использовал.

Теперь о процессе обучения, так сказать...
В наличии у меня был учебник Бонк и некий школьный минимальный запас.
Затем я приобрел аудио курс "Streamline English".
Самым сложным периодом были первые два месяца - во 1-х, через 4 года после окончания училища так трудно снова себя заставить учиться, во 2-х , в изучении ИЯ есть определенные правила и принципы, до которых мне приходилось доходить самому.
3 месяца у меня ушло на изучение грамматики - ну никуда без нее. А также пополнение словарного запаса.
Слова не зубрил, а брал английские тексты и выписывал незнакомые слова на отдельной странице. И затем читал и перечитывал, пока слова не станут знакомы и понятны в контексте. Через неделю-другую тексты повторял. Постоянно, при любой возможности ставил кассеты с уроками, не всегда все понимал, но слушал и слушал.
Постоянно работал с текстами аудио курса - наговаривал сам на магнитофон, прослушивал - ошибки сразу заметны. Снова наговаривал тексты и снова слушал. Рядом со мной было несколько человек, довольно сносно знающих английский, - как я их замучил ! - заставлял со мной разговаривать на английском - сколько им пришлось от меня натерпеться. :)))
И в один прекрасный момент, где-то через полгода, почувствовал прорыв - вдруг я заметил, что ребята начали со мной говорить без напряжения, что тексты стали понятными, что английская речь стала различима и понимаема. Это было удивительное чувство.
И если раньше я стеснялся разговаривать с лоцманами, агентами, торгашами на свободные темы, то теперь использовал любую возможность зацепиться языками. Дальше больше - язык сам по себе интересен - идиомы, сленг, пословицы, стихи, книги, песни - если начинаешь понемногу понимать о чем идет речь, то удовольствие от узнавания нового непередаваемое.

Уходило у меня в день около 4 часов довольно интенсивных занятий - в море это можно себе позволить. Несколько раз до того уставал или надоедало, что был огромный соблазн забросить все это. Но "через не могу" смог - спортсменам не привыкать. :)
Затем были курсы при Министерстве морского флота, где я постоянно спорил с преподавателями, и, в конце концов, получил индульгенцию на посещение целого ряда занятий. Самостоятельные занятия по 6-8 часов ежедневно. Кроме выходных - это святое - за город - лыжи, баня, пиво.
Курсы длились два месяца - сдал экзамен на 10ти процентную надбавку, но на этом не остановился. Постоянно до сих пор читаю книги художественные и не очень :))
С морями завязал, но и сейчас по работе постоянно приходится общаться с иностранными заказчиками, много технической литературы.
И могу сказать смело, что знание английского очень серьезно повлияло на мою жизнь.

В общем, резюмируя, могу сказать, что пожалуй самое важное - это мотивация. Необходимо четко понять для чего это нужно, красиво обрисовать себе картинки своих будущих достижений.
Цели не должны быть абстрактными - только конкретными и максимально яркими. Ну и не забывать про них в процессе :), а наоборот, подпитывать ими свой характер ...

Удачи всем,
Игорь
igor@nasmnogo.ru»

Ну, а теперь немного собственных рассуждений.
У Игоря были хорошие-прехорошие (почему-то, в широко распространенном понимании – только пособия западных издательств) учебники, по которым (якобы) так и хочется заниматься? Или он использовал то, что есть?
У него был рядом репетитор, который бы чуть ли не каждый день должен был бы сидеть рядом и заниматься с ним? Или он сам находил нужных ему людей, не ожидая, когда ему принесут все на блюдечке с голубой каемочкой?
Уклонялся ли он от слушания, под предлогом того, что не понимает, и потому нечего слушать всякую белиберду?
Почему он вначале решил осваивать грамматику? Почему такой вывод, что без нее никуда?
И еще кое-что.
«И в один прекрасный момент, где-то через полгода, почувствовал прорыв…»
Прорыв. Одно из ключевых слов. Многие ли из изучающих язык долгое время достигали такого результата? Ведь можно долгое время осваивать и осваивать язык, но так и не чувствовать результата?
Почему у Игоря количество перешло в качество? Почему у многих других изучающих такое редко?
Здесь, надеюсь, не будет выглядеть неуместной ссылка на собственный опыт. После 2 с небольшим месяцев полурегулярного изучения турецкого языка, похоже, произошел переход на второй уровень. 8)
Если попытаться вкратце описать, то выглядит примерно так: вплоть до 14 октября все уроки проходили стандартно. В отношении выписываемых слов за занятие, - их количество составляло не больше 7-8 слов. Потому что чувствовал, что в голову больше ничего не лезло. Ну и следует также учитывать тот факт, что, так как одна из основных установок: постижение языка должно быть в удовольствие, - то больше прорабатывать и запоминать даже и не пытался. Но, начиная с понедельника, был какой-то мини-прорыв. На каждом занятии смысл текста проявлялся более разборчиво, чем прежде. Количество выписываемых слов стало доходить до 14-18 за занятие. И это, не считая тех слов, которые были просто просмотрены в словаре. Естественно, впереди будут еще уровни. Но и достижение этого уровня тоже неплохой результат. Как вам такая гипотеза, что основной причиной подобного перехода является знакомство ученика, хотя бы поверху, не менее чем с 60-65 процентами самых встречаемых грамматических конструкций в тексте. Ну и приобретенный минимальный словарный запас. Похоже, что именно это помогает на начальных этапах понимать целое и нащупывать непонятное.
Как вам такая идея, что может, именно это и должно составлять первую цель новичка? Как вы думаете? Или «подводный камень» рассказа - регулярность занятий, на который, почему-то думается, мало кто обратил внимание. (Помните:
«нет таких тайн, кроме одной – как ухитриться заниматься, не переставая, изо дня в день?»)

На сегодня, пожалуй, все. Осталось только упомянуть о письмах. Хочу поблагодарить всех написавших и опять-таки не могу не попробовать порекомендовать задуматься над такой идейкой – ну так как все-таки насчет создания собственной рассылки? 8)

С наилучшими пожеланиями,
Искренне ваш,
Ертур


Свои мысли вы можете отправлять по адресу practician@pisem.net
Следует учесть, что если не будет оговорено условие о конфиденциальности, за ведущим рассылки остается право на открытый ответ через рассылку.





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное