Занимательная философия человека: Девиз: Этические Максимы Культуры
Выпуск 8: Девиз: Этические Максимы Культуры (Похилько А.Д.)
В этическом словаре максима (лат. maxima — основное правило, принцип) определяется двояко: «1. Сентенция, афоризм, в к-рых формулируется жизненный принцип или характеризуются нравы людей (таковы, напр., М., составившие известные произведения Ф. де Ларошфуко и С.Р.Н.Шамфора). 2. Практический принцип, или правило действия, к-рые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе личного опыта»[Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и A.A.
Гусейнова. - М., 2001. С. 247.]. В современной этике термин «М.» используется редко, отмечается в словраре. И, тем не менее, используется. Расширительно трактует максимы культуры в аспекте духовной автономии Васечко[Васечко В.Ю. Максима как феномен культуры: Автореф … дис. д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001]. По мнению этого автора, максима культуры выполняет задачу формирования духовной автономности личности: задача культуры - преобразование внутреннего мира личности в автономную систему. Духовная автономность
дает возможность человеку быть живым человеком, а не. Благодаря личностной автономии максимы культуры несет в себе энергию творчества.
Свободный добровольно-принудительный выбор
своего собственного девиза-кредо, составленный в виде таблицы, честно говоря,
нетабулируемых этических максим культуры
Автономия
Гетерономия
Имей мужество …:
Имей мужество …:
- быть
- иметь
- защищать свободу
- вынести рабство
- отличиться в хорошем
- отличиться в плохом
- самостоятельно мыслить
- самостоятельно чувствовать
- сказать
- молчать
- стоять
- сидеть
- пробудиться
- спать
- любить
- ненавидеть
- сдержаться
- выйти из себя
- стать мужественным
- решиться бояться до ужаса
Литература
Васечко В.Ю. Максима как феномен культуры: Автореф … дис. д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
Кант И. Основы метафизики нравственности// Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4(1). М.: Мысль, 1965. С. 236-237, 260.
Ларошфуко Ф. де. Мемуары. Максимы. Л.: Наука, 1971.
Шам-фор С.Р.Н. Максимы и мысли, характеры и анекдоты. Л.: Наука, 1966.
Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. - М., 1984.
Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и A.A. Гусейнова. - М., 2001. С. 247.
Переходим от теории к практике
Наша задача – каждый должен задуматься о том, какой он может выбрать жизненый девиз, который мог бы стать его нравственным законом. Чтобы сделать такое страшное мероприятие делом приятным, сначала сделаем шуточную разминку умственных мышц. а затем перейдем к выбору деви-за, который делать совсем не обязательно. можно просто посмеяться над людьми. которые делают это сразу, не подумав над этим серьезным делом хотя бы полжизни.
Разминка. Практическое задание к теме Этические Максимы Культуры
В каждой шутке есть доля …,
остальное ….
В каждой шутке есть доля правды, остальное - шутка В каждой шутке есть доля шутки,
остальное - правда В каждой шутке есть доля страха,
остальное - смелость
В каждой шутке есть доля юмора, остальное - страх
В каждой шутке есть доля страха, остальное - секс
В каждой шутке есть доля секса, остальное - страх
В каждой шутке есть доля утки, остальное - ша!
В каждой шутке есть доля эроса, остальное - секс
В каждой шутке есть доля правды, остальное - кривда
В каждой шутке есть доля кривды, и остальное - тожекривда
В каждой шутке есть доля шутки, и остальное - тожешутка
В каждой шутке есть доля правды, и остальное - тожеправда
В каждой шутке есть доля спички, остальное - бомба
В каждой шутке есть доля чао, остальное - бамбино! В КАЖДОЙ ШУТКЕ ЕСТЬ ДОЛЯ ОСТАЛЬНОГО?