Занимательная философия человека: Манипулирование массовым политическим сознанием
Выпуск 17: МАНИПУЛИРОВАНИЕ МАССОВЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СОЗНАНИЕМ (Похилько А.Д.)
Можно исследовать данный вопрос в контексте рассмотрения относительной самостоятельности и автономности политического сознания, учитывая изменения структуры и функций всего общественного сознания в целом в ХIХ и особенно в ХХ веке. Общественное сознание все больше становится массовым. Отсюда и возможность манипулирования им. Феномен массового сознания анализировался в отечественной литературе Б.А.Грушиным, Г.Г.Дилигенским, Г.К.Овчинниковым, Л.Г.Судас,
В.П.Поповым и другими. Среди зарубежных ученых имеется солидная традицая, идущая от Ф.Ницше, Г.Тарда, Г.Лебона, З.Фрейда и других. Особенно можно выделить таких современных ученых и философов как Х.Ортега-и-Гассет, Э.Канетти, С.Московичи, Г.Блумер, У.Липман, Д.Рисмен, М.Лернер, Ж.Эллюль, В.Шрамм, А.Моль, Д.Белл, А.Тоффлер и др.
Массовое сознание отличается меньшей системностью, возрастающим уровнем атомизированности, «мозаичности» (А.Моль). Пародоксальным образом усиление чувства свободы индивида, его независимости от общества сопровождается большими возможностями для манипулирования его сознанием.
В своей работе «Восстание масс» Ортега-и-Гассет рассматривает государство как главную опасность современности. Его усиление объясняется массовизацией общества и его сознания. Массовый человек склонен отождествлять себя с силой государства, ждать от государства решения всех его проблем. Это, в свою очередь, облегчает возможность манипулирования политическим сознанием.
В чем особенности манипулирования сознанием? Исследователи считают, что оно представляет собой вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие или угроза насилия (см.: 4. – С.12-13). При манипулировании происходит скрытое воздействие на подсознание, в обход разума и здравого смысла. Манипулирование предполагает и специальные знания по технологии управления сознанием, профессионалов, например, специалистов в области рекламы,
деятелей массовой культуры.
Именно возрастание относительной самостоятельности общественного сознания в сочетании с массовизацией общества ставит проблему манипулирования сознанием вообще и политическим, в частности.
Главное следствие массовизации общества – это иррациональные элементы, их увеличение в общественном сознании, т.е. страсти и верования, управляющие поведением обезличенных, похожих друг на друга индивидов. Объектом поклонения этих индивидов становится государство, вождь. Массовизация общества, как показывает Х.Арендт [1] может привести к тоталитаризму. А в «нормальном» виде происходит именно манипулирование массами.
В связи с этим встает интересный вопрос: было ли в советском обществе манипулирование сознанием? С.Г.Кара-Мурза, Н.Лимнатис [3, 4] отвечают на этот вопрос отрицательно. Пропаганда и агитация – это не манипуляция, - таков их аргумент. Действительно, прямое насилие и его атрибуты делают манипулирование излишним. Тоталитаризм исключал манипулирование, поскольку массовый террор и вызываемый им страх однозначно детерминировали поведение людей.
Но тоталитарный режим в СССР существовал в чистом виде только с 1929 по 1953 г.. Вне рамок этого периода можно вполне говорить (в той или иной мере) о манипулировании сознанием (и поведением) людей. Например, 20-е годы – это период омассовления российского (советского) общества. И как следствие – неизбежное манипулирование сознанием. Аналогично в 50-80 годы возрастают элементы манипулирования со стороны советского государства, КПСС, политических организаций. Усложнение
общественного и индивидуального сознания, возрастание степени его относительной самостоятельности было вызвано ростом образования, прогрессом технической культуры, преодолением определенного порога нищенской психологии, характерной для огромных масс сельского и, в значительной мере, городского населения. Запуск спутника – это символический рубеж, который свидетельствовал о том, что с советским человеком уже нельзя обращаться по-старому. Первый фестиваль молодежи и студентов приоткрывает окно в мир потребления.
Возникает мода на зарубежную музыку, появляются «стиляги». Идеология начинает внедряться в сознание не прямо, а косвенно – через искусство, формирование образа жизни. В одном из своих наиболее характерных аспектов менталитет – это образ жизни, совпадающий с образом жизни, сознание, трансформирующееся в бессознательные установки и стереотипы. Деликатно элементы манипулирования получили название «управление культурой». Доминирование манипулирования личностью, ее сознанием и поведением мы явно видим в российском
обществе после распада СССР. В этом отношении консервативная критика подчеркивает отрицательные стороны манипулирования, но забывает о неизбежности этого процесса в связи с переходом к «постиндустриальному» («информационному») обществу. Расслоение всей культуры на низшую («массовую») среднюю («медиа») и высшую («элитарную») порождается самим общественным прогрессом, модернизацией общества. Эти три вида культуры дифференцированно и избирательно адаптируют различные слои населения к социальным изменениям: массовая
культура социализует и помогает реализоваться подавляющему большинству населения к условиям рыночной экономики.
Положительным в манипулировании является отказ от насилия в грубой физической форме, уважение неотчужденных прав человека на жизнь, собственность, безопасность. Отрицательные стороны - обезличивание индивидов, «бегство от свободы» [10] и предпосылки для возникновения восточной или западной модели деспотизма.
Литература:
1. Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Ханна Арендт. Пер. с англ. –М.: Центр Ком. , 1996. – 672 с.2. Канетти Э. Элементы власти // Психология и психоанализ власти: В 2т. Т. 1. – Самара: Изд. дом «БАХРАМ», 1999. – С. 120-168.
2. Канетти Э. Элементы власти // Психология и психоанализ власти: В 2т. Т. 1. – Самара: Изд. дом «БАХРАМ», 1999. – С. 120-168.
3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием в России сегодня. / С. Г. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2001. - 544 с.
4. Лимнатис Н. Манипулирование: сущность, проявления, пути снятия (филос. и социально-политич. анализ) / Н. Лимнатис. –М.: Экон. демократия, 2000. – 216 с.
5. Моль А. Социодинамика культуры: / Абраам Моль; Пер. с фр. / Вступит. ст. ред. и примеч. Б. В. Бирюкова, А. Х. Заринова, С. Н. Плотникова. - М.: Прогресс, 1973. – 406 с.
6. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. / Абраам Моль. - М.: Мир, 1966. – 351 с.
7. Московичи С. Век толп = L’Age des foules: Ист. трактат по психологии масс: Пер с фр. –М.: Центр психологии и психотерапии. – 1998. – 477с.- (Б-ка соц. психологии. То же изд. в РАН. Ин-т психологии. 1996. 478 с..
8. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. / Хосе Ортега-и-Гассет. - М.: Весь Мир, 1997. – 701 с.
9. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994.- №4.- С. 14-34.
10. Фромм Э. Бегство от свободы / Эрих Фромм; Пер с англ.М.: Прогресс, 1990. – 269 с.
11. Черникова В.Е. Масс-медиа в культуре информационного общества / В.Е. Черникова, Е.Н. Молчанова, Л.Е. Климова; Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь: Мир данных, 2007. - 141 с.