Русская душа … Сколько о ней спето песен, сколько написано … И все-таки мы снова и снова пытаемся ее разгадать, постичь все ее тайны, найти ответы на множество вопросов…
Наиболее точно, лаконично выражает русскую душу такое стихотворение:
Коль грозить, так не на шутку.
Коль ругнуть, так сгоряча.
Коль рубнуть, так уж сплеча.
Коли спорить, так уж смело.
Коль карать, так уж за дело.
Коль простить, так всей душой.
Коли пир, так пир горой».
Проанализировав духовную культуру русского народа через фольклор, пословицы поговорки, его обряды и обычаи, я пришла к следующим основным результатам и выводам:
1. В духовной культуре, менталитете каждого народа обычно преобладает либо «мужское», либо «женское» начало. Именно оно определяет тот основополагающий пласт ментальных установок, который составляет «лицо нации». «Есть известное выражение, что у россиян пассивная женская сущность. Они привлекают к себе того, кто окажется сильнее их и позволяют властвовать над собой». «Большинство людей, отвечая на вопрос о «самом положительном русском качестве» назовут
какое-либо свойство из ряда между добросердечием и миролюбием. Самым главным отличительным качеством русского человека является доброта и ее проявления в отношении к людям (доброжелательность, радушие, душевность, отзывчивость, сердечность, милосердие, великодушие, сострадание и сопереживание)- около 1/3 всех ответов о «главных чертах национального характера»». «По мнению ряда исследователей, источником добра в традиционной русской культуре является община, которую сами крестьяне называли миром. Именно она как
психологическая общность выполняла для своих членов ценностно-ориентационную функцию. Там существовала взаимопомощь, вынужденная щедрость, общинная земля, разделение труда, многочисленные формы совместного проведения досуга».
Русские, как носители женского начала в культуре, по мнению специалистов, имеют более развитое правое полушарие головного мозга, что обуславливает эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость русской души, ее богатое воображение и созерцательность. Представители школы аналитической психологии К. Юнга отнесли бы данный тип к интуитивно –чувственному, сильной чертой которого является способность к предчувствию, прежде всего, когда это касается сферы человеческого,
слабой же - в отношениях с объектной, материальной стороной мира».
2. Русские очень ценят дружбу, но ее глубина, направленность своеобразны. Русские дружелюбны со многими, но сила их дружбы в основном невелика, часто под этим словом скрываются только приятные приятельские отношения. «Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность
последних. Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном регионе».
3. Своеобразна оценка русскими судьбы своего народа, его места в мире. Мир русского воспринимается во многом как свободный от культурных условностей, лишенный своей культурной грамматики. «За спиной у русского не маячит жесткий контур его этнической культуры. Русская культура в глазах иных наций оказалась «съежившейся» до набора конструктов общего пользования. Мир русских фрагментирован, неустойчив, беден условностями, «отдан на откуп» самому деятелю».
4. Важный показатель для сравнения русской и армянской культуры - это понимание и принятие себя в духовной культуре: сразу становится очевидно, что у русских часто встречается заниженная самооценка. Например, «русскому православному человеку всегда было свойственно сознание своего несовершенства, неприязнь к самодовольству и самохвальству. Наша церковь воспитывает своих чад в настоящей готовности к покаянию. Это наблюдение постоянно подтверждается не только
на бытовом уровне, но и в сфере культуры. Вот, например стихотворение А.Н. Некрасова, написанное в 1867 году:
Умру я скоро. Жалкое наследство,
О, Родина! Оставлю я тебе.
<…>
Но жизнь любя. К ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой.
Чайковский же на склоне лет пришел к выводу: жизнь не удалась. А.Ф. Тютчев в письме к жене от 9 июля 1851 года сетовал: «Право же, я чувствую себя весьма жалким существом». Примеров подобной самооценки выдающихся деятелей русской культуры можно было бы привести множество. Из-за такой заниженной самооценки русские наделены такими качествами, как уступчивость и терпимость. «В деловой активности стремление к глубокой мотивации партнеров. При угрозе конфликта чаще готовность
уступить, сохранив нормальные взаимоотношения». «Терпимость – важное качество русского менталитета, а нетерпимость выражается в крайних ситуациях. Пословицы, выражающие терпимость, признаются большинством населения: «Доброе слово пуще дубины» - 81,9%; «Худой мир лучше доброй ссоры» - 68,6%; «Зла за зло не воздавай» - 46,8%.
5. У русских в процессе культурного становления сформировался свой взгляд на будущее, настоящее и прошлое, на поиски культурного идеала. Причем русские идеализируют либо прошлое, либо будущее, Например, вера в светлое будущее: «русскому народу присуща тяга к высшей материи, ожидание счастье в скором будущем. Вспомним мечты гоголевского Манилова о хрустальном мосте. Современный русский человек, как и его далекий предок, склонен верить в чудо. В недавнем
исследовании стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях факторный анализ способов совладения продемонстрировал, что самым значимым фактором у русских оказалось «обломовщина» - «фантазирование, уход в мир воображаемого и желаемого».
6. Оценка самих себя как личностей влияет и на формирование отношения к своей стране, своей Родине. У русских часто отсутствует национальная гордость. «Мы позволяем притеснять своих соотечественников в так называемом ближнем зарубежье; мы с легкостью отдали телевидение и другие СМИ в руки антинациональных сил и назвали это «свободой слова»; наши кинотеатры и видеосалоны заполнены антироссийскими фильмами, а книжные прилавки - антироссийскими опусами, в
то время как произведения патриотические и не производятся и не издаются; мы не возражаем против таких определений нашей страны, как «империя зла» или «верхняя Вольта с ракетами», и сами постоянно употребляем их». Наиболее распространенным среди всех негативных чувств, испытываемых россиянами, является чувство стыда за нынешнее состояние своей страны. Самая большая роль для рядовых россиян - не то, что происходит лично с ними, а то, что происходит со страной в целом».
7. Русская душа проявляется особо и в культуре распития спиртных напитков. «Возлияние в русской культуре есть механизм трансцендирования … Его участники оказываются вне времени и пространства, ибо все социальные временные ритмы, рамки, нормы, лежащие на русском человеке тяжким бременем социализации, благодетельно снимаются; теряют смысл и пространственные ситуативные привязки … конструирование мифа о русском питие как о характерной, если не базовой, культурной
черте можно описать, исследуя, в частности продукты современного русского киноискусства. Например, фильмы об особенностях национальной охоты, рыбалки и прочие творчески продолжают традицию изобретать русскую специфику через сакрализацию пития. Русские воспринимают питие, как удальство. Но другие нации видят в русском пьянстве прежде всего бегство от проблем, как способ прорыва к искренности».
Это лишь некоторые характеристики загадочной русской души. Она многогранна и своеобразна. И сколько бы историков, философов, социологов, антропологов и психологов не пыталось ее изучить, все будет казаться, что не сказано ничего…
Литература:
1. Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология.- Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 448 с.
2. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения народов СССР. - М.: Экзамен, 2002. – 448 с.
3. Лепихова А. Русский национальный характер // Диалог. - 1998. - №9. - С. 23-26.