Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюллетень Европейского Суда по правам человека


Бюллетень Европейского Суда по правам человека

Российское издание

Полный и без купюр русскоязычный вариант официального ежемесячного вестника Европейского Суда по правам человека, представляющего собой краткое изложение всех постановлений и решений, а также наиболее важных процессуальных действий Суда в Страсбурге. В журнале публикуются полные тексты постановлений Суда по жалобам против России.

Редакционная: необходимые пояснения и краткие замечания

Председатели Европейского Суда и Суда Европейского Союза договорились о разделении компетенции


В рамках регулярных встреч председатели двух европейских судов – Жан-Поль Коста и Вассилиос Скурис – огласили совместное заявление, определяющее ответ на один из ключевых вопросов присоединения Европейского Союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) и предусмотренное как Лиссабонским договором Европейского Союза, так и Конвенцией: жалобы, поданные в Европейский Суд по правам человека (далее – Европейский Суд) по вопросу соответствия законодательства Европейского Союза требованиям Конвенции, требуют предварительного рассмотрения Судом Европейского Союза. О чем же договорились председатели европейских судов? Цитируем.

«Применение Хартии об основных правах Европейского Союза в практике Суда Европейского Союза стремительно заняло одно их важнейших мест. С 1 декабря 2009 года, то есть с даты вступления в силу Лиссабонского договора, который наделил Хартию высшей юридической силой для стран Европейского Союза, на нее делались ссылки уже более чем в 30 судебных решениях. Таким образом, Хартия стала текстом, на который ссылаются, и отправным документом для Суда Европейского Союза при рассмотрении дел о фундаментальных правах, гарантированных ею. Поэтому огромное значение приобретает обеспечение соответствия между Конвенцией и Хартией, поскольку Хартия гарантирует права, сходные с теми, которые защищаются Конвенцией. Более того, пункт 3 статьи 53 Хартии предусматривает, что значение и содержание прав, гарантированных Конвенцией и Хартией, должны быть идентичны. В этой связи может оказаться полезным “параллельное толкование” обоих текстов.

Присоединение Европейского Союза к Конвенции является важным шагом для дальнейшей защиты фундаментальных прав в Европе. Государства – члены Европейского Союза предусмотрели возможность такого присоединения в Лиссабонском договоре. Что касается Совета Европы, Протокол № 14 к Конвенции, который вступил в силу 1 июня 2010 года, изменил статью 59 Конвенции, предусмотрев возможность присоединения Европейского Союза к ней. В результате этого присоединения акты властей Европейского Союза, также как и акты других Высоких Договаривающихся Сторон, подлежат контролю со стороны Европейского Суда на предмет соблюдения прав, гарантированных Конвенцией.

В контексте рассмотрения вопроса о соответствии Конвенции следует провести различие между прямыми и косвенными исками: с одной стороны, индивидуальными жалобами на акты органов Европейского Союза, с другой – жалобами на акты властей государств – членов Европейского Союза в ходе применения или исполнения законодательства Европейского Союза. В первом случае требование об исчерпании внутригосударственных средств правовой защиты, предусмотренное пунктом 1 статьи 35 Конвенции, потребует от граждан, желающих подать жалобу в Европейский Суд, обратиться сначала с соответствующей жалобой в Суд Европейского Союза в порядке, предусмотренном законодательством Европейского Союза. Соответственно, это станет гарантией того, что рассмотрению дела в Европейском Суде будет предшествовать разбирательство в Суде Европейского Союза, и, таким образом, принцип субсидиарности будет соблюден.

Во втором случае, наоборот, процедура более сложная. Заявитель будет вынужден подать соответствующую жалобу сначала в суд государства-ответчика, который, в соответствии со статьей 267 Римского договора об учреждении Европейского Союза, может, а в некоторых случаях обязан обратиться в Суд Европейского Союза для предварительного рассмотрения дела с целью получения его толкования и / или для оценки законодательства Европейского Союза. Однако, если по каким-либо причинам суд государства-ответчика не обратился в Суд Европейского Союза, Европейский Суд будет вправе вынести решение по делу, затрагивающему вопросы законодательства Европейского Союза, а Суд Европейского Союза будет лишен возможности рассмотреть дело на предмет соответствия законодательства Европейского Союза обязанностям по соблюдению и защите прав, гарантированных Хартией.

По всей вероятности, такая ситуация будет возникать нечасто. Тем не менее возникновение таких случаев вполне возможно, поскольку процедура предварительного решения в Суде Европейского Союза может быть инициирована только национальными судами или трибуналами, но не сторонами, которые конечно же вправе просить об обращении в Суд Европейского Союза, однако не имеют права инициировать такую процедуру. Это означает, что ходатайство о предварительном решении Суда ЕС не является правовым средством, которое должно быть исчерпано до обращения с жалобой в Европейский Суд.

В целях соблюдения принципа субсидиарности и в этой ситуации – в связи с присоединением Европейского Союза к Конвенции – должна быть предусмотрена гибкая процедура, которая бы гарантировала предварительное рассмотрение дела в Суде Европейского Союза, предшествующее рассмотрению дела Европейским Судом. Введение в действие такой процедуры, которая не требует внесения поправок в текст Конвенции, должно учитывать особенности рассмотрения дела в обоих судах. В этой связи важно, чтобы был определен круг дел, подлежащих рассмотрению в Суде Европейского Союза. Аналогичным образом проверка действий и актов властей на соответствие Конвенции не должна завершаться до тех пор, пока заинтересованным сторонам не предоставлена возможность оценить возможные последствия принятого Судом Европейского Союза решения, а также, где это возможно, предоставить свои объяснения Европейскому Суду с соблюдением сроков, установленных положениями, регулирующими судебное разбирательство в Европейском Суде. Во избежание необоснованной отсрочки разбирательства по делу в Европейском Суде должна быть предусмотрена ускоренная процедура рассмотрения дела Судом Европейского Союза».

Приглашаем оформить подписку на Бюллетень Европейского Суда по правам человека
Телефоны издательства: (495) 699-6500, (495) 506-8327.
http://www.sudprecedent.ru/
info@sudprecedent.ru
Можно оформить в почтовом отделении по каталогам:
1.  <<РОСПЕЧАТЬ>> индекс 85160;
2.  <<Пресса России>> индекс 44897;
3.  <<Почта России>> индекс 61945;
и в альтернативных подписных агентствах.

В избранное