Законопроекты "О персональных данных" и "Об информации, информационных технологиях и защите информации", второе чтение которых запланировано на февраль, подверглись жесткой критике со стороны фракций КПРФ и "Родина". В ходе "круглого стола", организованного КПРФ 6 февраля, было высказано мнение о том, что законопроекты
нарушают права российских граждан и не соответствует Конституции РФ.
Как заявил депутат от КПРФ Владимир Кашин, законопроектом вводится "идентификатор персональных данных" - личный код, заменяющий имя человека. По мнению фракции КПРФ, документ "позволяет создать автоматизированную систему тотальной слежки и контроля за гражданами страны". "Фактически в России появляется независимый надгосударственный орган управления,
некое всесильное "электронное правительство", - утверждал Кашин.
Депутат от фракции "Родина" Александр Чуев заявил, что основная цель закона - в том, чтобы коммерческие структуры, аффилированные с Министерством информационных технологий и
связи, заработали огромные, выделенные из бюджета деньги. "Унифицированная база данных открывает большие возможности для спецслужб", - считает депутат.
По итогам заседания были утверждены рекомендации, в которых
законопроект, уже прошедший первое чтение в нижней палате, был категорически отвергнут. Конструктивные и содержательные недостатки законопроекта, по мнению участников "круглого стола", не позволяют провести его доработку путем внесения поправок".
СМИ широко освещают позицию разработчика законопроектов - Министерства
информационных технологий и связи. В министерстве убеждены, что законы полностью соответствуют Конституции РФ и нормам международного права. Как сообщило Мининформсвязи в заявлении, распространенном накануне "круглого стола", ни одним из законопроектов не предусмотрен "сбор электронных досье на каждого человека, включающего, в том числе, биометрические данные (сетчатка глаза, отпечатки пальцев)". "Напротив, в них однозначно отражен запрет на сбор и обработку такой информации. Не предусмотрено
законопроектами присвоение гражданам "пожизненного идентификационного номера". Министерство подчеркивает, что принцип создания и использования госрегистра населения никак не ведет к установлению "тотального контроля над гражданами".
Центральные
газеты отметили необоснованность претензий КПРФ и "Родины" к законопроектам. "Известия" называют депутатов этих фракций "горе-патриотами", которые пытаются любыми способами "заработать политический капитал". Издание указывает, что в выступлениях участников "круглого стола" содержалась прямая дезинформация, а рассуждения большинства выступивших были далеки от сути дела.
"Время новостей" подчеркивает, что "законопроекты долго обсуждались и тщательно дорабатывались с учетом мнений всех заинтересованных сторон, в том числе с представителями различных религиозных конфессий. В результате были внесены поправки, которые не противоречат убеждениям верующих граждан и не оскорбляют их чувства. Сверялись и с зарубежным опытом. Проекты полностью соответствуют Конвенции Совета Европы по защите физических лиц
при автоматизированной обработке персональных данных, давно принятой европейскими государствами и ратифицированной нижней и верхней палатами Федерального Собрания РФ".
Председатель комитета Госдумы по информационной политике Валерий Комиссаров считает, что давно назрела необходимость "на основе современных систем коммуникаций обеспечить свободный доступ граждан и организаций к информации органов государственной власти
и местного самоуправления, чтобы сделать власть прозрачной, а ее решения - доступными для широкого использования".
Отвечая на вопросы журнала "Профиль", заместитель министра информационных технологий Дмитрий Милованцев подчеркнул:
"Закон "О персональных данных" позволит человеку стать хозяином информации о себе. Если гражданин передает персональные сведения сети универсамов в обмен на дисконтную карту, он должен понимать, что эти сведения могут быть сохранены и обработаны. Поэтому данные можно сообщать, а можно и отказаться от этого. Этот же принцип мы хотим ввести и в отношениях между гражданином и государством".
В интервью "Независимой газете" директор департамента правового обеспечения Министерства информационных технологий и связи РФ Михаил Якушев сформулировал философию и основные принципы нового закона:
"Каждая личность вправе сама определять, что составляет ее идентичность, - это философия закона. Человек
должен знать, где и что о нем хранится. Это имеет серьезное психологическое значение. Закон вводит несколько основных принципов. 1. Принцип законности обработки ПД; объем и способ обработки должен специально оговариваться. 2. Принцип согласия субъекта на обработку ПД. В ряде случаев требуется письменное согласие. 3. Любые персональные данные носят характер конфиденциальной информации. У субъекта персональных данных - только права, у оператора персональных данных - только обязанности. Это необычная для нас форма,
предусмотренная в законе".
Эксперты склонны считать, что сама идея составления баз данных на человека правильная.
"Другое дело,
как эта идея будет воплощена в законе. Боюсь, что закон будет направлен на облегчение жизни не граждан, а властных структур", - говорит глава исследовательского фонда "Индем" Георгий Сатаров. Но самое большое опасение у эксперта вызывает все-таки перспектива "утечек из электронных досье и торговля этими досье чиновниками".
Журнал "Итоги" в аналитической статье, посвященной законопроектам, также выражает сомнения в возможности обеспечить надежную защиту персональных данных. Правозащитники, ссылаясь на международные нормы, говорят, что персональные данные должна аккумулировать и защищать независимая служба. Замначальника отдела информационной безопасности ФСБ Константин Дробаденко выражает уверенность,
что лучше всего с этой задачей справится ФСБ. "Но кто защитит персональные сведения от государства?" - вопрошают правозащитники.