22 февраля Госдума рассмотрит во втором чтении закон "О противодействии терроризму", который должен заменить действующий с 1998 года закон "О борьбе с терроризмом". Новый законопроект направлен не только на пресечение террористических акций, но, в первую очередь, на предупреждение преступлений этого рода во всех формах и проявлениях.
После второго чтения Госдума планирует провести дополнительное заседание 26 февраля, на котором документ будет рассмотрен в окончательном третьем чтении. Совет Федерации, в свою очередь, собирается его одобрить 1 марта. "Российская газета" не видит поводов для острых дискуссий: "четыре десятка принятых поправок сделали закон рамочным".
Причиной спешной доработки документа (первое чтение состоялось в декабре 2004 года) стал указ президента о создании Национального антитеррористического комитета, который может вступить в силу только после введения в действие закона "О противодействии терроризму". После подписания указа комитет Госдумы по безопасности в срочном порядке одобрил закон ко второму чтению. Хотя, как отмечают "Ведомости", депутаты впервые увидели новый текст с поправками за пять минут до заседания.
"Руководитель рабочей группы, председатель комитета Владимир Васильев сделал доклад, сообщив, что поправок поступило в группу несколько сотен. Депутатам, конечно, многое не понравилось в законе, но обсуждение было коротким. Нас фактически поставили перед фактом", - признается участник заседания.
Как сообщает "Коммерсант", первоначальный жесткий вариант документа, в котором содержались ограничения на работу СМИ в зоне теракта, а также вводился запрет на проведение массовых мероприятий в случае объявления "режима террористической опасности", в январе 2005 года был раскритикован президентом. Владимир Путин направил в Думу письмо, в котором потребовал исключить из законопроекта статью, ограничивающую деятельность СМИ, а также дополнить документ статьей о возможном участии в антитеррористических операциях
вооруженных сил. Не устроила президента и статья о создании федеральной антитеррористической комиссии, которая, по мнению главы государства, не имела четкого статуса, - в качестве решения вопроса Владимир Путин предложил отнести формирование любой антитеррористической структуры к компетенции президента. Поправки, подготовленные ко второму чтению, учитывают все замечания президента.
В качестве главной причины задержки с рассмотрением законопроекта СМИ называют положение о введении режима террористической опасности, которое вызывало много споров. Первоначальный вариант документа предписывал вводить этот режим по инициативе премьер-министра России или руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта федерации всего лишь при получении информации о возможной подготовке или угрозе террористической акции. А дальше, согласно законопроекту, любой руководитель регионов
легко мог бы ограничивать митинги и демонстрации под предлогом якобы имеющейся у него информации о возможном теракте. Эта норма вызвала острое неприятие со стороны общественности и в итоге была исключена из закона.
В результате доработок закон стал более либеральным. Вице-спикер Госдумы Владимир Катренко сообщил, что предложенные депутатами поправки "значительно уточняют содержание таких базовых понятий законопроекта, как "терроризм", "террористический акт", "контртеррористическая операция" и многих других. Уточнено и детализировано понятие "противодействие терроризму" и сформулированы организационные основы этой деятельности.
Пресса положительно оценивает изменения, касающейся регулирования деятельности СМИ во время теракта. Первоначально планировалось запретить журналистам самостоятельный сбор информации в зоне проведения контртеррористической операции. Как отмечает "Газета", "на деле это означало, что на любой теракт, даже масштаба "Норд-Оста" и Беслана, можно было опустить непроницаемый информационный колпак". Теперь ограничений для СМИ законопроект не прописывает. Единственное, что в нынешней редакции законопроекта
касается СМИ, - это назначение главой штаба по проведению антитеррористической операции специального уполномоченного для работы с журналистами и общественностью.
"Ведомости" в редакционной статье обращают внимание на самый спорный пункт статьи о действиях вооруженных сил - "пресечение терактов в воздушной среде". Он предписывает сбивать самолет, если есть подозрение, что он захвачен, "не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо экологической катастрофы". "Ведомости" отмечают неоднозначное отношение мирового сообщества к такой возможности (в США она поддерживается, а в ФРГ признана неконституционной) и подчеркивают,
что "в законе необходимо максимально подробно прописать все возможные случаи и механизм принятия решений. Сейчас в документе условия, при которых самолет можно сбивать, формулируются довольно округло".
"Газета" отмечает, что в ходе обсуждения закона депутаты могут вновь начать дискуссию о восстановлении смертной казни - такое предложение содержится в пакете поправок. Но Госдума в ближайшее время не намерена законодательно решать вопрос о смертной казни, ни в пользу ее применения, ни в пользу окончательной отмены.