Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Написать и заработать - Секреты Прибыльного Копирайтинга" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Литературная мастерская - Структура произведения (#7)
Информационный Канал Subscribe.Ru |
литературная
мастерская |
||
#7
|
Структура произведения | |
Сегодня: | Я расскажу о том, какие структурные
единицы выделяют в художественном тексте. Толковый словарик к статье. Первые Правила Писателя (итоги рассылки). Первый рассказ для критической оценки. Несколько слов от хозяина мастерской. |
|
А также: | Не забудьте прочитать первый
выпуск, чтобы узнать все о мастерской. Если желаете, загляните в архив рассылки. |
|
А
|
Немного теории | |
Здравствуйте, дамы и господа. Всякое драматическое произведение (верно это и для повествовательной литературы) строится по одной и той же схеме: 1. Экспозиция. Заметили что-то знакомое? Еще бы. Примерно
так нас учили писать сочинения еще в школе. Итак: 2. Независимо от экспозиции следует рассматривать завязку. Если первая показывает когда, с кем и в какой обстановке разворачивается сюжет, то вторая объясняет читателю в чем же состоит само действие. Экспозиция статична. Завязка же - это уже динамика. Типичная завязка драмы - любовь, наталкивающаяся на препятствия. Не помню уже у кого (у Марины и Сергея Дяченко?) прочитал о том, что настоящая драма как переживание - это когда все правы, но правда у каждого своя, вступающая в противоречие с другими... 3. В общем случае, в литературе мы видим изображение преодоления препятствий. Борьба с препятствиями и поиск путей разрешения загадок и есть то, что изображается писателем в развитии интриги. Эта часть произведения традиционно самая большая по объему. 4. Кульминация. Пик. Наивысшая точка, точка кипения страстей, лобовое столкновение интересов и обострение связавшихся в узел противоречий. Кульминация - это действие или событие, после которого наступает развязка. Так, утопление Муму в одноименном рассказе - это, собственно, и есть кульминация. 5. Развязка подводит итог всему произведению. По словам того
же Леонида Жуховицкого, писатель должен "слышать" аплодисменты зрителей
в конце написанной им пьесы. Конечно, понятие это достаточно условное. Аплодисменты
- это написанный, получившийся, стопроцентно дошедший до адресата финал. После
прочтения книги читатель должен чувствовать, что где-то внутри его душу крепко
встряхнули и оставили вверх ногами. Именно так пишут супруги Дяченко. Впрочем,
ничего удивительного: Марина профессионально связана с театром, где концовка -
половина успеха спектакля. При написании статьи были использованы следующие материалы: В следующий раз я расскажу немного о композиции произведений.
|
||
Б
|
Толковый словарик | |
ФАБУЛА (о лат. fabula - басня, рассказ), в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. Иногда фабулой называют порядок, ход и мотивировку повествования о событиях. СЮЖЕТ (франц. sujet, букв. - предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (коллизия художественная), противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения - один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и "энергией") развивающегося действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них свое сюжетное разрешение. ЭКСПОЗИЦИЯ, в литературном произведении изображение расстановки персонажей и обстоятельств, непосредственно предваряющей начало развертывания фабульного действия (ср. с прологом). Располагается в начале, реже в середине или конце произведения. ПРОЛОГ (от греч. prologos - вступление), вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения. В литературном (театральном) прологе рассказывается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора. ЗАВЯЗКА, событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими лицами. КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. culmen, род. п. culminis - вершина), момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий конфликт художественный. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку (сцена "мышеловки" в "Гамлете" У. Шекспира). РАЗВЯЗКА, компонент фабулы, завершение действия литературно-художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения. ЭПИЛОГ (греч. epilogos), в античной и более поздней драме заключительный
монолог - обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым
разъяснением содержания; в литературе с кон. 18 в. - заключительная часть произведения,
в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий,
а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого. |
||
В
|
Первые Правила Писателя или Небольшой итог по семи выпускам рассылки. |
|
1. Писатель должен писать Ежедневно. Аппетит приходит во время еды, а литературный опыт - во время писательства. 2. Чтобы научиться писать хорошо нужно еще и читать, причем не только учебники и шедевры литературы, но и откровенно плохие произведения, чтобы критически оценить, как писать НЕ надо. 3. Рассказ и роман пишутся по-разному уже хотя бы потому, что это разные жанры. Отличаются они глобальностью и количеством идей, в них заложенных. Количеством персонажей и качеством их прорисовки, объемом, в конце концов. Что писать сложнее? Крупные произведения. Попробуйте-ка удержать читательское внимание на протяжении нескольких сотен страниц! 4. Большинство произведении состоит из экспозиции, завязки, развития сюжета, кульминации, развязки. 5. В любом произведений должен произойти какой-то перелом. В характере героя, обществе, сознании читателя. Чем глобальнее и невероятнее будет это изменение, тем лучше для произведения. Причем писатель не должен разжевывать читателю, что герой был трусом, но ценой невероятных усилий совершил геройский поступок. Читатель должен понять это сам. Лучший пример того, о чем здесь сказано - "Шрам" М. И С. Дяченко. 6. Когда вы что-то пишете, забудьте обо всех правилах построения композиции. Пишите, как пишется. После того, как рукопись некоторое время полежит (С. Кинг говорит о трех месяцах), внимательно прочитайте ее и перепишите, уже с учетом всех правил, традиций и ваших желаний. 7. Главное правило: читайте все инструкции данной рассылки,
а также любые другие советы и делайте все по-своему. |
||
Г
|
Рассказ "Самоубийца" |
|
Автор - Пирогов Сергей. Самоубийца Первым его увидал дворник Лексеич. То ли
услышал чего, то ли чутье что-то подсказало, а может старик просто решил передохнуть,
прислонил метлу к стене, потянулся и... А ведь будь улица поуже мог бы просто
не заметить - высота-то метров двадцать, поди. май 2002 г. |
||
Д
|
Несколько слов напоследок | |
Может быть кому-то это покажется несправедливым, но критический разбор рассказов я решил начать со своего творения. Единственная беда здесь в том, что не вышло у меня объективно разобрать его по косточкам. Присылайте свои отзывы и замечания, а я их с удовольствием опубликую. Спасибо всем, кто прислал свои рассказы. Они обязательно будут опубликованы, но я прошу вас в будущем присылать сами тексты ваших произведений, а не ссылки, по которым их можно найти в сети. Всего доброго.
|
||
Ведущий
рассылки всегда соблюдает авторские права, почти не отвечает на письма и не рецензирует
Ваши произведения "просто так", вне рассылки. В мастерской принимаются "малоформатная" проза и поэзия объемом не более 10 000 знаков, включая пробелы. Мастерская всегда ждет и с распростертыми объятиями приветствует мастеров - профессиональных писателей и критиков. Спасибо тебе, Солнышко за то, что ты есть По всем вопросам обращаться к хозяину мастерской: litmas@yandex.ru |
13
июля 2002 |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||