Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Написать и заработать - Секреты Прибыльного Копирайтинга" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Литературная мастерская - Композиция (#8)
Информационный Канал Subscribe.Ru |
литературная
мастерская |
||
#8
|
Композиция | |
Сегодня: | Несколько слов от хозяина
мастерской. Михаил Веллер и его "Технология рассказа" помогут нам разобраться с композиционными вариантами рассказов. Толковый словарик к статье. Советы бывалого начинающим. |
|
А также: | Не забудьте прочитать первый
выпуск, чтобы узнать все о мастерской. Если желаете, загляните в архив рассылки. Текущий рассказ для критики можно найти в #7 рассылки. |
|
А
|
Несколько слов | |
Здравствуйте, дамы и господа. Позвольте сегодня немного отступить от правил
и начать рассылку с благодарностей и небольших объявлений. |
||
Б
|
Немного теории | |
Технология рассказа Композиция (построение, структура, архитектоника) рассказа - это расположение отобранного материала в таком порядке, которым достигается эффект большего воздействия на читателя, чем было бы возможно при простом сообщении фактов. Перемены в последовательности и соседстве эпизодов обусловливают разное ассоциативное, эмоциональное смысловое восприятие материала в целом. Удачная композиция позволяет добиться максимума смысловой и эмоциональной нагрузки при минимуме объема. 1. Прямоточная композиция. Наиболее
древний, простой и традиционный способ передачи материала: какая-то несложная
история с минимальным количеством значимых действующих лиц рассказывается в последовательности
событий, связанных единой причинно-следственной цепью. Для такой композиции свойственна
неторопливость и подробность изложения: такой-то сделал то-то, а потом было так-то.
Это позволяет обстоятельно углубиться в психологию героя, дает читателю возможность
отождествить себя с героем, влезть в его шкуру, сочувствовать и сопереживать.
Внешняя простота, как бы бесхитростность и безыскусность такого построения вызывают
дополнительное доверие читателя, единая нить повествования позволяет не рассеивать
внимание и целиком сосредоточиться на изображаемом. Так, к примеру, построен рассказ
Ю. Казакова "Голубое и зеленое" - ностальгическая история первой юношеской
любви: вечная тема, банальный материал, несложный городской язык, но, проживая
вместе с героем день за днем, читатель радуется, печалится, тоскует. 2. Окольцовка. Обычно отличается
от композиции предыдущего типа только одним: авторским обрамлением в начале и
в конце. Это как бы рассказ в рассказе, где автор представляет читателю героя,
выступающего в дальнейшем рассказчиком. Таким образом создается двойной авторский
взгляд на рассказ: поскольку сначала охарактеризовывается рассказчик, то затем
в собственно рассказе может "браться поправка на рассказчика" - образы
автора и рассказчика намеренно расподобляются. Автор, как правило, мудрее и информированнее
рассказчика, он выступает судьей и комментатором собственной истории. 3. Точечная (новеллистическая) композиция.
Отличается тем, что какое-то количество мелких подробностей и обстоятельств веером
привязано к одному событию незначительного масштаба. Соблюдается триединство времени,
места и действия. Характерна для бытовой прозы. Автор как бы наводит увеличительное
стекло на одну точку и пристально разглядывает ее и ближайшее окружающее пространство.
В "точечной" новелле нет ни развития характеров, ни изменения ситуации:
это картинка из жизни. 4. Плетеная композиция. Действие
в ней есть, есть и последовательность событий, но русло повествования размывается
в сеть ручейков, авторская мысль то и дело возвращается к прошлому времени и забегает
в будущее, перемещается в пространстве от одного героя к другому. Этим достигается
пространственно-временная масштабность, вскрывается взаимосвязь различных явлений
и их взаимовлияние. На ограниченном пространстве рассказа сделать это нелегко,
данный прием характерен скорее для таких романистов, как Томас Вулф. Однако поздняя
новеллистика Владимира Лидина - пример удачного применения композиционной "плетенки",
где за нехитрыми поступками обычных людей стоит все их прошлое, весь круг интересов
и симпатий, память и воображение, влияние знакомых и следы былых событий. 5. Остросюжетная композиция.
Суть ее в том, что наиболее значительное событие ставится в самый конец повествования,
и от того, произойдет оно или нет, зависит жизнь или смерть героя. Как вариант
- противоборство двух героев, которое разрешается в самом конце. Короче - кульминация
является развязкой. В общем это коммерческий, спекулятивный ход - автор играет
на природном человеческом любопытстве: 6. Детективная композиция. Отнюдь
не адекватна предыдущей. Здесь центральное событие - крупное преступление, необычайное
происшествие, убийство - выносится за скобки, а все дальнейшее повествование -
как бы обратный путь к тому, что уже произошло раньше. Перед автором детектива
всегда стоят две задачи: во-первых, придумать преступление, во-вторых, придумать,
как его раскрыть, - именно в таком порядке, никак не в обратном! Все шаги и события
изначально предопределены преступлением, словно ниточки тянутся из каждого отрезка
пути к единой организующей точке. Построение детектива - как бы зеркально: действие
его заключается в том, что герои моделируют и воссоздают уже бывшее действие. 7. Двухвостая композиция. Самый
эффектный, пожалуй, прием в построении прозы. В литературе первой половины XIX
века встречался в таком виде: какое-то описываемое событие оказывается сном, и
затем произведение оканчивается совсем иным образом, чем, полагал было читатель,
уже кончилось. ("Гробовщик" Пушкина). Самый знаменитый образец - рассказ
Бирса "Случай на мосту через Совиный ручей": разведчика вешают, веревка
обрывается, он падает в воду, спасается от стрельбы и преследований, после тяжких
испытаний достигает родного дома, - но все это ему лишь казалось в последние миги
жизни, "тело покачивалось под перилами моста". 8. Инверсионная композиция.
Эффект ее, так же, как и предыдущей, основан на контрасте. Какое-то событие изымается
из естественной хронологической цепи и помещается рядом с противоположным ему
по тональности; как правило, эпизод из будущего героев переносится в настоящее,
и соседство полной надежд и веселья молодости - и уставшей, многого не добившейся
старости рождает щемящее ощущение быстротечности жизни, тщеты надежд, бренности
бытия. 9. Шарнирная композиция. Классический
образец - новеллистика О. Генри. Интереснейший гибрид с использованием элементов
детектива, ложного хода и инверсии. В узловом пункте развития действия самое принципиально
важное событие изымается автором, и сообщается под самый конец. Совершенно неожиданная
концовка придает всему рассказу смысл иной, нежели читатель видел до этого: поступки
героев приобретают иную мотивировку, иными оказываются их цель и результат. Автор
до последних строк как бы дурачит читателя, убеждающегося, что главного-то в рассказе
он не знал. Такую композицию можно было бы назвать обратной: концовка рассказа
обратна тому, что ожидает читатель. 10. Контрапункт. Аналогично
музыкальному термину - параллельное развитие двух или более линий. Классический
образец - "42-я параллель" Дос Пассоса. Незнакомые между собой люди
живут каждый своей жизнью, соприкасаясь лишь изредка. Вообще такое построение
более свойственно длинной прозе, роману. В новеллистике встречаются два варианта
контрапункта: 11. Револьверная композиция.
Здесь событие показывается с разных точек зрения глазами нескольких героев, подобно
тому, как деталь, доводимая до нужной формы, поочередно обрабатывается несколькими
резцами, подаваемыми вращающейся обоймой. Это позволяет и диалектически рассмотреть
происходящее, и показать героев как со стороны, так и изнутри, их собственными
глазами. В одном случае Михаил Веллер (www.weller.ru) |
||
В
|
Толковый словарик | |
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio - составление,
связывание), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием,
характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция -
важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство
и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. В художественной
литературе композиция - мотивированное расположение компонентов литературного
произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения,
в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.)
или единая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое.
Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное
единство произведения. Композицию часто отождествляют как с сюжетом, системой
образов, так и со структурой художественного произведения (иногда синонимами понятий
композиция и структура служат слова: архитектоника, построение, конструкция). |
||
Г
|
Советы бывалого | |
Вредный совет молодому бойцу Однажды Вайля спросили, что он думает об удивительной стилистике Довлатова. Маститый публицист вдруг замялся, а потом сказал - ну, вы понимаете, Сережа был очень неуверен в себе, и нарочно разработал технику, которая заставляла бы его писать медленно, сто раз пережевывая каждое предложение… Видите - даже такая странная авторская мотивация, бывает, служит толчком к созданию уникальных текстов. Для грамотного литератора сработать "под Довлатова" не вопрос. Только на выходе получится либо пародия, либо стилизация. Не будучи Довлатовым во плоти, крайне проблематично стать равнозначным ему на бумаге. Оригинальный жизненный опыт и своя точка зрения - вот что делает автора невоспроизводимым. Остальное можно повторить. Молодые художники набивают руку, копируя полотна мастеров. Студенты Литинститута пишут рассказы на заданную тему в оговоренном заранее стиле. И всё же - существует ли какая-то связь между литературной "техничностью" автора и успехом его книг? Ни малейшей. Поможет ли вам безукоризненное владение словом выплеснуть на бумагу нечто мощное, глубокое, эпохальное? Не факт. В нашей фантастике попадаются выдающиеся по сути тексты, написанные левой задней ногой. А есть пустышки, выполненные на сногсшибательном уровне. И то, и другое стопроцентная литература. И то, и другое хорошо продается. Уберите из первого внутреннюю силу, а из второго качество исполнения, останется макулатура. В свое время именно способность выворачивать душу наизнанку сделала русских авторов кумирами планеты. Но все ли наши классики были хорошими стилистами? Когда я читаю Толстого, мне хочется взять карандаш и начать безжалостно вымарывать лишние местоимения, однокоренные слова и прочий мусор. Просто не верится, что это написано через полстолетия лет после смерти Пушкина. Который, между прочим, мог начать историю с "разорванного действия" - чтобы крепче захватывало. Откройте "Капитанскую дочку", сами посмотрите. Там использован прием, много позже взятый на вооружение… Чейзом! А для Толстого даже такой элементарный технический ход был, похоже, немыслим. Однако, непреходящая ценность Толстого совсем в другом (он мастерски взламывал массовые стереотипы, тыча читателя носом в его собственные фекалии), и за это графу многое прощается… Теперь перечитайте мой "совет" - попробуйте найти два стоящих рядом слова, начинающихся на одну и ту же букву. Не дождетесь. Это одно из "литературных правил хорошего тона", реверанс перед читателем, стилистический фокус, облегчающий восприятие печатного слова. Много вы знаете современных русских авторов из числа более-менее "раскрученных", способных вытянуть подобное качество текста на протяжении целой книги? Сосчитать - пальцев на руках хватит. Дает ли им владение подобными изящными приемами хоть какую-то фору на книжном рынке? Нет. Повышает ли шансы написать шедевр? Два раза "нет". Так может, ну его на фиг - чему-то учиться?! Легко. Тем более, что любой текст, увидевший свет, непременно будет кем-то прочитан, и кому-то обязательно понравится. С чем вас и поздравляем. Олег Дивов (Олег Игоревич Дивов. Профессиональный литератор, с 1983 г. публикуется как
журналист. Первый крупный художественный текст (НФ-триллер "Мастер собак")
опубликовал в 1997 г. Всего доброго. |
||
Ведущий
рассылки всегда соблюдает авторские права, почти не отвечает на письма и не рецензирует
Ваши произведения "просто так", вне рассылки. В мастерской принимаются "малоформатная" проза и поэзия объемом не более 10 000 знаков, включая пробелы. Мастерская всегда ждет и с распростертыми объятиями приветствует мастеров - профессиональных писателей и критиков. Солнышко, я о тебе не забываю ни на минуту. По всем вопросам обращаться к хозяину мастерской: litmas@yandex.ru |
19
июля 2002 |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||