Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Станьте соавтором

  Все выпуски  

Станьте соавтором


Информационный Канал Subscribe.Ru

Станьте соавтором. Изучайте стилистику.

     Добрый день, уважаемые читатели!

Хорошо снова быть с вами. :))

Выпуск 14

Произведение

Стилистика русского языка

Письмо мне

 

Сначала о прошлой рассылке. Некоторые почтовые программы меняют символы на кириллицу, в результате арго и папа с акцентом на последней гласной превратились в аргу и папб. Прошу прощения у тех, кому почтовая программа преподнесла такой вариант; впредь ударную гласную буду писать прописной, что и всем советую.

 

Ну а теперь к новой рассылке.

 ***

Начинаем создавать произведение, у которого еще и жанр не определен, и названия оно не имеет. Так что все в вашей власти.

***

Присылая свои замечания и варианты развития сюжета, не забывайте писать, как публиковать Ваш текст: инкогнито или с Вашим именем и адресом.

***

 

 Без названия. ^

    Музыка, тревожная, страстная, плыла, заслоняя собою пространство. И комната растворялась. Лишь самодельный помост еще проступал в тумане. Но и герой дня был уже не виден. Только кот.

    Павла плотно прикрыла глаза и быстро их распахнула, желая и не желая скинуть наваждение. Но кот не исчез. Черный, пушистый, стоял на белом пушистом ковре, и черный пушистый хвост торчал локатором и вибрировал.

    Котофей смотрел задумчиво в сторону, где не было ничего. Потом медленно повернул мордочку к Павле - вокруг носа белое пятно. Подергал красными ноздрями. Пошевелил черными усами. Подмигнул желтым глазом.

    Павла поспешно заморгала: бред - бред - бред...

    Откуда кот-то? Ну ясно, откуда. Ничего не ясно. Мог и сам зайти из коридора. А мог и этот... фокусник из рукава достать. Ну не из рукава, какая разница.

    Банально. Про Волана все наслышаны.

    - Я не наслышан. В моем окружении нет с таким прозванием, - сказал кот.

    Сказал? Кот?!

    Нет, голоса его Павла не слышала. Но...

    Котяра усмехнулся, сладко потянулся, неспешно развернулся и прошествовал в туман, неторопливо переставляя по ковру черные лапы в белых носочках. На трех лапах носочки сидели ровно, но на левой задней носок сползал на правый бок.

    Туман дрогнул, завибрировал и поплыл в разные стороны, как занавес на сцене. И, как на сцене, появилась черная фигура, вернее, черный балахон. И запоздалое лицо, бледное, с темными кругами под небольшими глазами, что блестели лихорадочно и...

   И Павла очнулась.

***

Как бы Вы продолжили наше произведение? 

В каком жанре оно будет написано?

Как будет называться?
Что бы Вы изменили в данном отрывке? 
Какие Вы заметили стилистические ошибки?
^


Стилистика

Продолжаем разговор о лексике русского языка.

Стилистические пласты.

    Одну и ту же мысль можно выразить различными языковыми средствами.

Например. Он

 написал рассказ.

 создал произведение.

 состряпал нечто.

     Смысл высказываний одинаков, но различна их стилистика. Первое предложение нейтрально. Оно не окрашено ни книжностью или официальностью, ни грубостью или развязностью. Второе звучит книжно, даже официально. А вот третье - явно грубое, нелитературное по стилю.

    Еще несколько примеров семантически тождественных (или очень близких по смыслу), но стилистически по-разному окрашенных предложений и словосочетаний:   Выйди отсюда! - Пошел вон! - Пожалуйста, покинь помещение!

Ты говоришь неправду. - Врешь ты все. - Ну ты и сочиняешь. 

    Это примеры яркие. Но можно привести немало случаев, в которых стилистическое различие между синонимичными по смыслу высказываниями, словосочетаниями не так уж бросается в глаза: 

Прохода нет. - Проход запрещен.

Поезд прибыл с опозданием. - Поезд опоздал.

Это не в моей компетенции. - Я не решаю эти вопросы.

    Наша речь стилистически неоднородна: различают стиль официальный, стиль научный, стиль разговорный и др. Конечно, и интонация, и грамматические формы придают речи определенную окрашенность, но нас интересуют прежде всего лексические, словесные средства, с помощью которых текст приобретает различное стилистическое звучание.

    Когда мы открываем толковый словарь, мы видим возле многих слов пометы, они говорят нам, что данное слово или разговорное, или просторечное, или грубое, или высокое... Но большинство слов помет не имеют, потому что слова эти нейтральны и могут употребляться в любом виде речи.

    Самый большой стилистический пласт - лексика нейтральная, межстилевая.

    Не стоит думать, что нейтральная лексика невыразительная, серая, скучная. Что передать чувства, настроения, эмоции можно лишь употребляя слова определенного окраса. Вот небольшой отрывок из прозы Чехова, где все слова нейтральные:

   "Была уже полночь. Направо видно было все село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Все было погружено в тихий, глубокий сон; ни движения, ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением, и что зла уже нет на земле и все благополучно. Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука".

     На фоне нейтральной лексики отчетливо заметна стилистическая окрашенность других пластов, о которых мы поговорим в следующий раз.

***

Начало разговора о стилистике можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/ ^


Пожалуйста, присылайте свои ответы, вопросы, пожелания и предложения

mailto: tinge@mail.ru

           avtt@mail.ru 

                     

Беллетрист  

 




 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное