Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Станьте соавтором

  Все выпуски  

Станьте соавтором


Информационный Канал Subscribe.Ru

Станьте соавтором. Изучайте стилистику.

     Добрый день, уважаемые читатели!

Выпуск 17

Произведение

Стилистика русского языка

Письмо мне

 

Дорогие мои подписчики, если желаете, чтобы рассылка выходила, будьте, пожалуйста, поактивнее, без "обратной связи" рассылка свое существование прекратит. Не хотите выносить на суд общественности свои замечания и мысли, пишите инкогнито - но пишите!

***


 Произведение

Без названия

остросатирическое произведение
на тему больной российской действительности :-))

...Какой сценарий? - изумился Симякин. - Никаких пьес. Реальность! Одна из возможных реальностей. В какую именно попасть, выберет ваше подсознание.

"Выбрало!" - подумала Павла. Путешествие начиналось явно по-русски: с плохих дорог и дураков. Точнее, дуры, которая размечталась о чудном ravel, а оказалась в луже, да ещё в компании с каким-то чудиком!

Павла заёрзала в луже. Бегавший до этого с сочувственными воплями
попутчик вдруг проявил избыток джентльменства: перестал вопить и начал давать советы:

- На коленочки, на коленочки! Вот! Так-то оно удобнее! А теперь встали,
встали , и ножками, ножками!!! Воооот! И позвольте...

Далее путешествие продолжалось в позиции галантного века - левой рукой он придерживал её за руку, а правой поддерживал... под попку. Павла уже решила не возражать. В конце концов, чем ближе к руководству, тем надёжнее положение. Руководящие товарищи редко сами влезают в лужи,
предпочитая подталкивать в них других. "Будет пихать - потащу за собой!" - решила Павла.

- Всю юбку изгваздала! Как справедливо заметил великий русский писатель
М.А.Булгаков!  - снова затарахтел незнакомец. - Великий, но тоже, знаете ли, лужи не миновал! Не миновал!!! Как все русские литераторы. Кто в начале, кто в конце. Вот А. Фадеев, к примеру! В самом конце, и ... Как сейчас помню - кровищи было!.. Лужа!!!

Слово "лужа" незнакомец произнёс с явным восторгом.

- Или вот ещё. В. В. Маяковский! Есенин! Сколько раз мы бродили с ним по этой дороге! Как сейчас помню...

-Вы что ж, - невежливо перебила Павла - всех писателей знали?

- Зачем всех? Выдающихся! Многие не отваживаются даже ступить на этот путь! Взять к примеру многожды сталинского лауреата Бабаевского. Как гремел! Сколь томов исписал на тему
построения коллективного хозяйства в отдельно взятой деревне! И где он теперь?! Где, я вас спрашиваю?!! Осталась только одноимённая фабрика, да и то названная не в его честь!

 Незнакомец ехидно захихикал.

- А вы ведь литератор? - поинтересовался он неожиданно сочувственным тоном.

- Литератор - ответила Павла.

- Я чувствую, чувствую! - вновь заверещал знаток русских литераторов и поелозил правой рукой. Вероятно, именно в этом месте Павлы её литераторство ощущалось в наиболее полной форме.

- А вы критик? - буркнула Павла.

- А позвольте ж представиться! Виолетов!

Рекомендовавшийся Виолетовым отскочил вдруг в строну и совершил серию странных телодвижений, сочетавших расшаркивания, поклоны, и... нечто вроде книксенов. В руках у него появился ноутбук, а на мониторе засветилась надпись: "А.Б. Виолетов. Действительный член союза писателей, автор романов Достоевского, повестей Гоголя, рассказов Чехова..." И далее
совсем уж чушь, вроде - заслуженный деятель ОГПУ-ФСБ, почётный сотрудник Гос. Думы РСФСР, тайный советник президентов..." Короче - чушь!

-А-а... - сказала Павла - А... Что же, так-таки все они в лужи и попадали?

- За редким исключением! Некоторым удавалось избежать. Как сейчас помню, писали мы с А.Н. Толстым "Пётр 1"... Кстати, Алексей Николаевич очень любил в этой закусочной останавливаться!

Рука Виолетова оторвалась от нижнего бюста Павлы, а затем вернулась в исходное положение с такой силой, что она невольно влетела в дверь того заведения, которое Виолетов именовал закусочной.

***

Без названия

нечто реально-мистическое

Сквозь плотно прикрытые темные портьеры пробивалась тонкая яркая полоска солнечного света. Музыка, тревожная, страстная, заполняла сумрачную комнату, и пылинки, попадая в золотистый луч, устремлялись в необузданный замысловатый танец.

Павла проснулась, потянулась, замерла, прислушиваясь к себе. Потом откинула одеяло и, не надевая ни халата, ни тапок, прошла по пушистому белому ковру к окну, распахнула шторы и, глядя на искристую гладь реки, снова потянулась, прогибаясь и приподнимаясь на кончики пальцев.

И пошла по квартире, останавливая забытый с вечера диск, включая компьютер, душ, кофеварку.

Аромат кофе и прохладный душ будили уснувшие с вечера образы. Накануне четкие, теперь они плавали туманными силуэтами и не хотели приближаться.

Павла закрыла глаза, подставила лицо струям воды.

 

Воображение рисовало озеро, что сверкало драгоценным камнем среди мрачноватой оправы из скалистых гор. Небо медленно тускнело, и озеро гасло. На землю опустилась ночь. На темной водной поверхности чернела лодка. Очертания мужской фигуры. Взмах весла.

Зеркальный диск луны побежал серебристой дорожкой к берегу. Высокие сосны. Останки самолета. Женская фигура на широкой хвойной лапе. Ветерок играет белым шелковым платьем.

Звездочки мерцают, и небо говорит символами, непонятными землянам.

Нос черной лодки разрезает землю. Рельефные следы босых мужских ног. Черные сосны. Белое платье...

***

Пишите продолжение варианта, что кажется Вам интереснее, или предлагайте свой поворот событий, но не торопитесь писать, чем все закончится.

 Какие Вы заметили стилистические ошибки?

***

Начало произведения можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/


Стилистика

Признаки слов, относящихся к лексике письменной речи

    Многие книжные, высокие и официальные слова заимствованы из других языков (или имеют заимствованные корни, приставки, суффиксы), поэтому они узнаются по характерным для заимствований признакам. Суффиксам -ировать, -изировать: дебатировать, поэтизировать, морализировать, инкриминировать, инспирировать, корреспондировать и др. (у существительных соответственно суффиксы -ирование, -изирование; у прилагательных и причастий -ированный, -изированный). Немало слов лексики письменной речи имеют приметы старославянского происхождения (суффиксы -ание, -ение, -овенный, -ие; приставки со-, пре- и воз-, характерные для старославянского языка модели сложных слов, и др.): сокрытие, правосознание, местопребывание, воззрение, благосклонный, вдохновенный, преподношение, самоотречение, умонастроение, ведение, невостребованный, самовосхваление, одухотворенный, вероучение, произрастание и т. п. Очень многие книжные и высокие прилагательные начинаются с не- и кончаются на -имый, -емый: невыразимый, недосягаемый, неизгладимый, неизъяснимый, неискоренимый, неописуемый, неоспоримый, неосязаемый, неотъемлемый, неоценимый, неповторимый, непогрешимый, непоколебимый, непререкаемый, и т. п.

***

Стилистические пласты лексики и многозначность слова

Помните у Бернса "...бревно останется бревном и в орденах, и в лентах"?

Наличие у слова нескольких значений можно назвать смысловым
 (семантическим) распадением слова: бревно 1. Часть ствола дерева без сучьев, 2. Тупой, глупый человек.

А у Пушкина: "Иная брань, конечно, неприличность,

                         Нельзя писать: Такой-то де старик,

                         Козел в очках, плюгавый клеветник,

                         И зол и подл: все это будет личность".  

 Очень часто слова, являющиеся в основном значении стилистически нейтральными названиями животных, а также действий, производимых животными, и т. п., в переносном значении приобретают сниженную стилистическую окраску, переходя из нейтральной лексики в разговорную или просторечную. Примеры: осел, кобыла, собака, пес, щенок, заяц, вьюн, клоп, петух, свинья, поросенок, медведь, теленок, тюлень, цыпленок, лиса, попугай, ворона, зверь, животное, скотина, скот. Сравните также морда, рыло, загривок, пасть, брюхо, грива, лапа, лакать, околеть, каркать, клевать, заклевать, рычать, грызться, загрызть, фыркать, огрызаться, ворковать и др.

Испытывают стилистическое снижение, будучи примененными к человеку, названия многих неодушевленных предметов, их свойств и т. п.: бревно, всыпать, дуб, дубовый, крошка, липнуть, лощеный, мешок, пила, пузырь, смыться, торчать, трещотка, тряпка, фонарь, чурбан и др.

Однажды одесский градоначальник, адмирал Зеленый, увидев знаменитого дрессировщика Анатолия Дурова в цирковом буфете, громко приказал ему встать. Дуров недоумевающе посмотрел на известного всей Одессе самодура и остался сидеть. Градоначальник крикнул сопровождавшему его чиновнику:

- Скажите этому олуху, что я - Зеленый.

Тогда Дуров встал и отчетливо произнес:

- Ах, Зеленый? Вот когда ты созреешь, я буду с тобой разговаривать.

В тот же вечер дрессировщик вывел на арену цирка свинью, выкрашенную в зеленый цвет. Зрители, уже прослышавшие о конфликте, разразились аплодисментами.

Просторечную (собственно просторечную) окраску приобретают литературные слова, когда их употребляют в неправильном, несвойственном им значении. Правильно: запросто заходил к нам, неправильно: запросто справился с работой. Правильно: занял у него 100 рублей, неправильно: занял ему 100 рублей. Правильно: одел сына, неправильно: одел рубашку. Правильно: подбросил вверх яблоко, неправильно: подбросил приятеля до театра.

Другой процесс — переход слова в переносном значение в книжную или высокую лексику. Глагол жечь, например, в прямом значении (предавать огню, истреблять огнем) относится к лексике нейтральной.

"Не жди меня средь ночи темной,

 До первых утренних лучей

 Не жги свечей". (Пушкин)

В значении причинять нравственные страдания, мучить, тревожить глагол жечь принадлежит к высокой лексике.

"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли, 

Глаголом жги сердца людей". (Пушкин)

***

Начало разговора о стилистике можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/ 


Пожалуйста, присылайте свои ответы, вопросы, пожелания и предложения

mailto: tinge@mail.ru

           avtt@mail.ru 

                     

Беллетрист  

 




 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное