Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Станьте соавтором

  Все выпуски  

Станьте соавтором


Информационный Канал Subscribe.Ru

Станьте соавтором. Изучайте стилистику.

     Добрый день, уважаемые читатели!

Выпуск 25

Ваши замечания

Произведение

Стилистика русского языка

Письмо мне

 

Замечания.

С прискорбием следует заметить, что г-жа Змея вновь совершила провокационную вылазку против уважаемого автора шедеврального сатирического произведения. Вероятно, наши право (равно как и лево) охранительные органы слишком заняты борьбой с международным терроризмом, что не позволяет им обратить внимание на внутреннего врага, окопавшегося возле этого столпа интеллектуальной мысли нашего отечества. Серпентарий истекает ядом! Несмотря на то, что опубликованное произведение, по словам самой же этой самой которая  - "Замечательный новый отрывочек! Даже придраться не к чему!" - оскорбления и поношения не знают предела!

На нескромные вопросы относительно помпы и кровати я отвечать не
собираюсь, но с пролетарской прямотой скажу, что критиковать может
всякий гад, а пусть бы он сам показал пример литературного творчества!
В связи с ужесточившейся конфронтацией, стоимость взносов на борьбу с
гадами увеличивается до 59р. 99 коп.

И.К., соавтор

 

Заметки из серпентария

Ах, как это неэтично – дискриминировать окружающих по месту жительства и форме хвоста, начинающегося от отсутствующих ушей! Ну, живу я здесь, в виварии, в нашем славном колумбар... то есть серпентарии! Общество тут собралось мудрое, безобидное совершенно, все то-о-онкие эстеты, хорошо владеют языками, а если даже только одним - то зато раздвоенным. Козлов, кстати, здесь не держат (прощаю невежественность оппонента и упорно продолжаю сеять среди него разумное, а главное – доброе и абсолютно вечное, в том смысле, что вечно сеять можно – урожая, судя по почве, все равно не дождешься). Вот и почитываем на досуге. А ежели зрение на этой культурной, но неровной почве и подпортилось слегка, то прошу запомнить: очковая змея – это звучит гордо! Точка - и ш-ш-ша!

Будучи коллегой небезызвестного Тантала, терпеливо интересуюсь у автора граждански глубоко возмутительного... - о, пардон, артистическая рассеянность! – возмутительно замечательного... в общем, беспощадно сатирического произведения: так сатира Ваша направлена против абсолютизма и милитаризма, а также сексуального волюнтаризма? Так бы сразу и сказали, а то все намеками да намеками. Тогда беру назад свои тактичные вопросы и дипломатичные замечания по поводу импортных августейших особ, свалившихся со стола коровьих мальчиков и прочих предметов мебели: я ж не знала, что это они высмеиваются, – эпохалка-то Ваша необъятная маленькими кусочками печатается, где ж сразу поймать глубоко философическую метафоричность иронического извива мысли – столь тонкой, что без микроскопа... А, да, про оптику мы уже говорили.

А вот про тяжелую, но благородную службу работников налоговой инспекции, правоохранительных органов и добровольной народной дружины – еще нет. А стОит вспомнить незлым тихим словом этих несчастных, но благородных людей, призванных бороться с крохоборами, спекулирующими лучшими чувствами читателей рассылки. Сколько умения надо, чтобы сорвать с алчного волка овечью шкуру, чтобы продемонстрировать прогрессивной общественности, что сей подколодный агнец пытается играть на самом святом – кошельке, что пущенная в реку щука капитализма бьет своим хвостом по самому чувствительному – по карману! (Наглость какая – с каждого по 49 р. 99 коп.! На блюдечке? Да я всего за 49.00 с носа его уш-ш-шу... укушу, из любви к искусству! И не с носа укушу, а с каждого неукушенного носа по 49.00!)

Но стражи порядка и справедливости не спят, и поэтому, полная альтруизма, я напоминаю нашему заклятому другу печальную судьбу его бесславного, хоть и подававшего надежды, предшественника – Шуры Балаганова! Мисюсь, где ты?

Привет акулам пера!

Ваша... с лорнетом. ;-)

 

Скромная ремарка автора рассылка

 Моя глубочайшая благодарность соавторам за активность, но не менее глубочайшая у меня к ним просьба: не заплывать через чур далеко за буйки - чревато! Увлекаясь столь бурной полемикой, не забудьте, пожалуйста, про тематику рассылки.

Однако внимательный взгляд и в этой переписке найдет примеры стилистических приемов.

Ваша Змея, Ваша с лорнетом - контекстуальные синонимы.

Змеи, гады - можно отнести к авторским синонимам, основанным на синекдохе, виде полисемии, когда одно и то же слово употребляется и как название целого и для обозначения части этого целого. У Паустовского: "Всяких гадов, особенно змей и жаб, Чат ненавидел".

Однако... Есть другой, более распространенный вид полисемии - метафора, употребление слова в переносном значении.

Ну а в целом, данная переписка - образчик словоблудия, что, впрочем, весьма характерно для нынешних бестселлеров.

Мы поговорим о письменных жанрах после "Словарей". 

 

Произведение

Без названия

остросатирическое произведение
на тему больной российской действительности :-))

..."открылась дверь квартиры напротив, выглянула соседка".

Выглянула так выглянула. От этого голоса у Павлы душа ушла в пятки, а
тело покрылось холодным потом. "Зря мылась," - мелькнуло у неё в голове.

- Да уж, - продолжала Энни. - Всё зря! Вся жизнь, запрограммированная
на упорный труд... Всё накрылось! А ведь меня собирали, учили... Я готова была всю себя отдать обществу! Как Клара Цеткин и Роза Люксембург!!! Как Карл и Маркс! Как Минин и Сусанин! Как Макс и Мориц, видя то, на крышу лезут, сняв пальто!!! Нет. Про пальто - это не то. Скоро последнего интеллекта лишусь. Макс и Мориц - это кто?

- Литературные персонажи, - промямлила Павла.

- О! Наверное я хотела сказать: Бонни и Клайд. Два года без общения -
сама понимаешь. Скоро совсем... Мысли - в кучку, ноги - в растопырку.

- Вы говорили - пол.

- А?

- Вы говорили - полгода.

- Это смотря как считать. У нас год за два идёт - работа тяжёлая. Хоть и износоустойчивые мы, а некоторых и за месяц так задолбят... И все, все наши трудятся! Приносят пользу обществу! Одна я... В этой дыре! Говорили, правда, что раньше здесь было - не пропихнись. Буфетчица всех обслужить не успевала.

Павла поддакнула.

- Денис Давыдов вот...

- Я знаю, знаю. Поэт. Что написал-то? Сейчас вспомню, меня учили. О!
"По утрам, надев трусы, не забудьте про часы.."

- Это Вознесенский.

- Да? Мысли - в кучку...

Энни приуныла.

- Так и заржавею тут в девушках...

- Ну, - попыталась утешить её Павла, - может ещё всё измениться. Может,
выборы будут - придут новые люди. Может, даже революция!..

- Не пугай. Я помню. "В годы гражданских войн количество мужского
населения резко сокращается, а..." Сокращается. О!

- Всех не сократят! На наш век хватит. А то ещё беженцы пойдут! Народу
будет!..

- Вот если б беженцы... Хоть бы война какая.

- И это может быть. Скоро на Ближнем Востоке обещали. А там, смотришь,
и дальше пойдёт.

- Правда?!

- Запросто! Если наши президенты сольются в едином порыве... О-о-ооо!

- О-о-ооо! В каком смысле - сольются?

Павла заморгала.

- Не в том! Не в том, что ты подумала. Идейно, я имела в виду.

- Пусть хоть и так. Лишь бы слились. Парни-то хоть надёжные?

- Вполне!

- Ну и - свечку им в руки! Размечтались мы!... А уж светает.

И действительно, ночь шла на убыль. И Павла вновь поразилась столь
быстро пробегавшему здесь времени.

***

Без названия

нечто реально-мистическое

Тут открылась дверь квартиры напротив, выглянула соседка.

- Павла, ты? - спросила, рассматривая спутника Павлы, а не ее. А что рассматривать? Можно подумать, в глазок не рассмотрела.

- Я, Прасковья Ивановна, - вежливо ответила Павла и поспешно ступила в прихожую. Незнакомец молча вошел следом и смотрел на Павлу: я же говорил.
Павла плечом повела: а что? Ивановна их увидала? вот и хорошо. Ей-то, Павле, что? Она к себе домой зашла. А он пусть знает, что Прасковья его рассмотрела и, если что, опишет где надо как надо. Художник так не нарисует.

На ходу сбросив туфли и не надевая тапок, Павла пошла в комнаты, ощущая уставшими ступнями приятный холод пола.

Муж сидел в кресле, вернее, спал в кресле. Эта его потрясающая привычка засыпать где угодно и когда угодно!.. Она тут... Да ее могут прямо на пороге квартиры, а он...

Она отбросила газету, что прикрывала лицо мужа, и судорожно глотнула воздух, издав какой-то странный звук: его лицо имело такой цвет, такой странный цвет, что, еще ничего не понимая, Павла уже все поняла.

Она метнулась по комнате, не зная, что делать: вызывать "скорую"? или сначала достать лекарство? где оно у него? или не тратить времени? или позвать Прасковью, пусть вызывает, а она...

***

Пишите продолжение варианта, что кажется Вам интереснее, или предлагайте свой поворот событий, но не торопитесь писать, чем все закончится.

 Какие Вы заметили стилистические ошибки?

***

Начало произведения можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/


Стилистика

СЛОВАРИ

При всем разнообразии видов словарей можно выделить два основных типа — словари энциклопедические и лингвистические (или филологические). Энциклопедические словари говорят о предметах, явлениях, людях, событиях и т. д. Лингвистические словари посвящены словам. Слово как таковое, слово как единица языка — объект лингвистического словаря.

Существуют всеобъемлющие энциклопедические словари, охватывающие круг понятий, свойственных разным наукам, отраслям деятельности и пр.: Большая советская энциклопедия, Малая советская энциклопедия, трехтомный Энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь в двух томах; общие энциклопедические словари (например, словарь Брокгауза и Ефрона) и др.

Есть много частных энциклопедических словарей, каждый из которых посвящен терминологии одной науки, отрасли деятельности: Медицинская энциклопедия, Краткая литературная энциклопедия и др. Слова энциклопедия или энциклопедический не обязательно входят в названия словарей такого типа: ср. «Философский словарь», «Политический словарь», «Краткий политехнический словарь», «Краткий словарь литературоведческих терминов» и т. п.

Теория и практика составления словарей называется лексикографией. Термин лексикография применяется главным образом по отношению к лингвистическим словарям, основные виды которых мы и рассмотрим.

ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ

Толковые словари занимают центральное место среди лингвистических словарей. Во-первых, эти словари раскрывают самое существенное в слове — его значение, не забывая при этом и о внешнем облике слова; во-вторых, толковые словари современного русского языка не ограничиваются чисто семасиологическими задачами (установление значения слова, показ полисемии и т. д.). Толковые словари в той или иной мере берут на себя; функции других филологических словарей: орфографического, этимологического, фразеологического, словаря произношения и др.

Русские толковые словари имеют многовековую историю. Древнейшие русские словарики, прилагавшиеся к книгам религиозного содержания, объясняли непонятные большинству читателей слова: старославянизмы, оставшиеся непереведенными греческие и латинские слова и т. п. Таковы словарики-приложения 1282 и 1431 годов. Эти словарики, как и более поздние «азбуковники» XVI—XVII веков, напоминают по своему характеру нынешние словари иностранных слов (хотя в них толковались и некоторые незаимствованные слова). Некоторые «азбуковники» были близки к энциклопедическим словарям, так как в них не только объяснялись редкие слова, но зачастую описывались и вещи, явления, называемые этими словами.

Из первых печатных словарей в России следует отметить словарь Лаврентия Зизания (1596 г.), толковавший старославянизмы и слова, заимствованные из западноевропейских языков, а также большой для того времени по объему (около 7000 слов) «Лексикон словеноросский и имен толкование» замечательного украинского филолога Памвы Берынды (1627 г.). Эти словари, как и некоторые более поздние (словарь Ф. Поликарпова, словарь, приложенный к «Письмовнику» Н. Г. Курганова и др.), имели большое значение как пособия при чтении книг, содержащих книжную лексику (а книжная лексика и тогда состояла в значительной мере из слов старославянского н западноевропейского происхождения).

В конце XVIII — начале XIX века в России появляются первые академические толковые словари, в работе над которыми принимали участие выдающиеся ученые и писатели того времени (Фонвизин, Державин и др.). «Словарь Академии Российской», первое издание которого вышло в 1789—1794 годах, а второе (переработанное и дополненное) выходило с 1806 по 1822 год, включает несколько десятков тысяч слов. Академический словарь отражает лексику литературного языка того времени. Слова, не входившие (по мнению авторов) в лексику литературного языка, отмечаются особо.

Отбор лексики и введение стилистических помет должны были сделать словарь нормативным. Авторы и составители не просто фиксировали словарный состав русского языка, но и делали попытку рекомендации определенной лексики. В качестве иллюстраций, т. е. примеров, подтверждающих употребление слова в том или ином значении, привлекались отрывки из произведений писателей (главным образом из сочинений М. В. Ломоносова).

Академический «Словарь церковнославянского и русского языка», вышедший в 1847 году, явился следующим этапом развития русской лексикографии. Составители включили в словарь около 115000 слов (а во втором издании «Словаря Академии Российской» было немногим больше 50000 слов). В словарь 1847 года вошли как слова общеупотребительной лексики, так и научные термины того времени, устаревшие слова, некоторые диалектизмы и т. д. Дальнейшее развитие получила в этом словаре система помет.

Во второй половине XIX и начале XX века работа над академическими толковыми словарями продолжалась сначала под руководством акад. Я. К. Грота, а позднее под руководством акад. А. А. Шахматова. В томах и выпусках Академического словаря, вышедших под редакцией Я. К. Грота и А. А. Шахматова, совершенствовалась система помет, улучшался иллюстративный материал, менялись некоторые принципы отбора и подачи слов и т. д.

Совершенно особое место среди толковых словарей XIX века занимает словарь В. И. Даля.

***

Начало разговора о стилистике можно получить в архиве:

http://subscribe.ru/archive/lit.writer.fantazi/ 


Пожалуйста, присылайте свои ответы, вопросы, пожелания и предложения

mailto: tinge@mail.ru

           avtt@mail.ru 

                     

Беллетрист  

 




 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное