Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эволюция потребителя.


Эволюция потребителя. В классическом маркетинге, который является больше интуитивной, чем разумной наукой все с потребителем вроде бы ясно. Но как показывает опыт ясно не всем и это вызывает ряд проблем, которые видны не всем, но очевидны, если посмотреть на ситуацию с «высоты птичьего полета». С «высоты птичьего полета» становиться очевидным, что многие просто не владеют достаточными навыками для того, чтобы использовать интуицию и это отражается на результатах их деятельности. Другое дело ноомаркетинг. Он в меньшей мере для получения информации требует использование интуиции, чем классический маркетинг, а значит его применение более доступно для широких масс. В том числе он позволяет составить более точное представление о том, что такое потребитель. При этом представление получается не теоретическое, нужное лишь для того, чтобы хорошо сдать экзамен в ВУЗе, а очень даже практическое, которое позволяет организовывать эффективную маркетинговую деятельность.

Если рассматривать потребителя через призму ноомаркетинга, то получается, что не все так просто с этой категорией. Раз уже ноомаркетинг – это системная концепция, то и потребителя будем рассматривать с точки зрения системы. Вообще говоря, потребитель – это и есть система в одном из своих возможных состояний, ну или другими словами система и есть в конечном итоге потребитель, будь то это человек, компания или государство. Однако прежде чем система достигнет состояния именуемого потребитель, она проходит четкий эволюционный путь. На этом пути условно можно выделить следующие состояния систем: девственная система, нуждающаяся система, субпотребляющая система, система потребитель и система постпотребитель.

При этом надо отметить, что переход из одного типа в другой является эволюционным, что значит «перескочить» какой-то этап не получится. Прежде чем некая система ощутит себя потребителем, она обязательно должна пройти все ступеньки эволюционной лестницы потребителя. Других способов стать фактическим потребителем система не имеет. Надо сразу отметить, что существование эволюционной лестницы потребителя не случайно и связано с тем, что система становиться потребителем постепенно, по мере втягивания в определенную идею, а не мгновенно. Именно степень втянутости в идею, а она, как известно, есть основа всего, и показывает, на какой ступеньке лестницы находится потребитель, а точнее система в данный момент.

Девственная система – это такая система, которая ни разу не взаимодействовала с данной идеей и даже не знает о ее существовании. Это делает ее однородной по отношению к ней, а значит и рынку, который она олицетворяет. Такая система никогда не будет потреблять товар, связанный с данным рынком по той простой причине, что она не знает, что с ним делать. У нее, можно сказать, не встроен «порт», через который можно «присоединить» к ней товар. В результате девственная система – абсолютно пассивная по отношению к данному рынку, она его не замечает, он на нее совершенно не действует. Повлиять на такую систему, сделать так, чтобы она стала потреблять товар, нельзя до тех пор, пока система не эволюционирует до состояния «системы потребителя».

Нуждающаяся система – это такая система, которая имела какое-либо взаимодействие с идеей. Можно даже сказать, что нуждающаяся система это такая, девственность которой нарушена. В результате нарушения девственности у системы возникает состояние неопределенности, в котором она словно задает себе вопрос «а что это было». Система, как правило, если конечно она основательно не подготовилась к акту нарушения девственности, не понимает, что с ней произошло, не понимает, что значат ее ощущения и эмоции. Это вынуждает ее искать информацию, которая позволит разобраться в сложившейся ситуации. В классическом маркетинге такое состояние потребителя соответствует нужде и именно по этой причине система в таком состоянии называется нуждающейся. Состояние нуждающейся системы – это следующее качественное состояние после девственной системы, возникающее в результате нарушения «девственности». Нарушение девственности системы происходит только после ее взаимодействия с идей рынка любым из возможных способов.

Субпотребляющая система – это система, которая устранила нужду и у нее появилась возможность быть неоднородной к той или иной системе или элементам какой-то системы. Без возникновения нужды и ее устранения система никогда не сможет быть неоднородной. Переход системы из состояния нуждающейся в состояние собпотребляющей осуществляется после того, как она найдет нужную ей информацию и устранит посредством ее возникшую неопределенность. При этом информация, получаемая в процессе устранения нужды в итоге становиться для системы инструкцией, которая формирует ее поведение в том случае, когда она снова сталкивается с данной идеей.

Система потребитель – это состояние системы, которая прошла сверку в воплощении данной идеи, т.е. некой другой системе, которая олицетворяет данную идею. В результате такой сверки система-потребитель осознает, что какие-то ее характеристики не соответствуют характеристикам воплощения данной идей. Несоответствие характеристик и порождает необходимость их компенсировать. Как правило, компенсировать характеристики за счет внутренних ресурсов система-потребитель не может и ей требуются какие-то дополнительные элементы из внешней среды. Эти дополнительные элементы есть ни что иное, как товары и услуги. При этом товар может устранить неоднородность системы-потребителя только в том случае, если будет встроен в данную систему. После встраивания система-потребитель и товар становятся единым целым.

Система постпотребитель - это такая система, которая устранила неоднородность и находится в состоянии вторичной однородности. Вторичная однородность состояние не постоянное и такая система снова может вернуться в прежнее состояние – состояние системы-потребителя. Это единственное состояние системы, которое обратимо. Другие состояния являются необратимыми. Время, через которое система постпотребитель вновь станет неоднородной, зависит от многих факторов. Среди этих факторов и характеристики самой системы и характеристики устранителя неоднородности, т.е. товара и скорость развития идеи, которая олицетворяет данный рынок.

Вот так выглядит эволюционный путь потребителя. Каждый из нас уже много раз проходил его по отношению ко всем тем товарам, которые мы потребляем или потребляли. Точно также каждый из нас еще не раз пройдет такой же путь, если на рынке появятся новые идеи, которые смогут вызвать нашу неоднородность. Вообще говоря, новые идеи появляются постоянно, но не каждая из них способна втянуть нас в себя. Втянуть в себя будущих потребителей могут только самые достойные, самые качественные и самые востребованные идеи, вокруг которых со временем формируются рынки. Наверно только одна идея из 100 способна превратиться в итоге в рынок, а тот, кто эту идеи придумал и воплотил, превращается в итоге минимум в миллионера, а максимум в миллиардера. Так что вот Вам рецепт того, как стать миллионером или миллиардером – воплотите 101 идею и с почти 100% вероятностью Вы им станете. Ноомаркетинг Вам в этом поможете, если Вы позволите ему это сделать.

В заключение выпуска ответ на вопрос подписчика рассылки, который подписался как janosh. Вопрос был такой:

Когда что-либо говоришь или утверждаешь необходимо доказывать, а не строить умозаключения. Приведите пример, когда авторитет Котлера помешал бы маркетологу достичь цели? Если в вашей практики такого не случалось (для Вас он не авторитет), то у других-то наверняка он им был...

Многие читали Котлера, у которого говорится, что маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Все люди, для которых Котлер авторитет прониклись этим определением и понимают его буквально. Но фишка в том, что Котлер говорит, что потребности надо выявлять, хотя на самом деле очень часто потребности надо создавать, потому что они сами по себе не создаются. Вот тут авторитет Котлера и мешает, ведь некоторые специалисты, а их подавляющие большинство, привыкли думать, что потребности надо искать и им даже в голову не приходит, что потребности можно создать. По этой причине, не найдя потребности они просто опускают руки, что ведет к тому, что цель не достигается. Допустим (сразу сказу, что пример условный), маркетологу поставлена цель: обеспечить продажу миллиона пар теплых ботинок жителям Африки. Ясное дело, что если мыслить классическим маркетингом, автор которого фактически как раз и есть Котлер, то достичь цели нереально, потому что нет у жителей Африки потребностей в теплых ботинках. Однако если мыслить ноомаркетингом, в котором говорится, что потребности можно не только выявлять, но и создавать, то можно будет достичь цели, для чего надо всего лишь создать соответствующие потребности у жителей Африки.

Самые читаемые статьи:

- ТВАРЬ ЛИ ТЫ ДРОЖАЩАЯ ИЛИ МАРКЕТОЛОГ

- КАК ВОРУЮТ «СПЕЦИАЛИСТЫ ПО RP»

- НАШЕСТВИЕ ВАРЯГОВ В БЕЛАРУСЬ

- КРЕАТИВЫ И КРЕТИНИЗМЫ

- СЛУЖБА МАРКЕТИНГА КАК ЦЕХ ПО СОЗДАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

- О ГРЕШНИКАХ ОТ КРЕАТИВА И НЕМНОГО О ТОВАРАХ С ГРЕХАМИ

- Анализ авторынка Беларуси. Состояние и перспективы.

- МАРКЕТИНГ vs HR

- Разделяй и властвуй. Пересегментация авторынка

- КАК СЭКОНОМИТЬ НА МАРКЕТИНГЕ

Новые статьи на сайте:

- Рейтинг автоклубов Беларуси по итогам ноября 2009 года

- Топливо раздора

- HR как пятое колесо маркетинга

- Организация маркетинга в малом бизнесе

- МАРКЕТИНГ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

- АНТИМАРКЕТИНГОВАЯ МАФИЯ

Получить больше информации о новой концепции маркетинга – ноомаркетинг, Вы сможете, если посетите сайт www.noomarketing.net

Задать вопрос автору данной рассылку, Вы можете перейдя по ссылке задать вопрос. Ответ на него Вы получите в одном из ближайших выпусков рассылки.

До встречи!

Консультант по маркетингу и бизнесу

Павел Бернович


В избранное