Дети четырех-пяти лет теперь играют во дворах и детских садах не в штирлица или человека-амфибию, а в капитана Джека Воробья и Макквина («Тачки»). Этим летом на экраны вышел последний фильм «Пиратов Карибского моря» - «На краю света». В кинотеатрах публика от грудного до пенсионного возраста. Всем интересно, и все одинаково ничего не понимают. Начинается фильм тягомотно и отталкивающе.
Ну, кто так делает? Разве можно зацепить зрительский интерес медленно движущейся очередью липких оливково-грязных оборванцев к виселице. Зритель ведь еще не знает, что его на серьезное кино позвали, а не на танцульки. Родители с опаской поглядывают на жующих поп-корн детей: р-раз, вылетают доски из-под ног казненных пиратов, два – болтающиеся в проеме пятки, и так на протяжении десяти минут. Но задано философическое настроение. И, в общем-то, уже неважно, о чем пойдет речь, когда есть атмосфера. Режиссер не
щадит и не заигрывает, не создает лубочных персонажей, атмосфера всё сгущается. Сюжет фильма становится ясен после третьего или четвертого просмотра. Но будьте уверены: не только ваши дети будут крутить купленный тут же диск с чернявой, как окислившаяся серебряная монета, пиратской копией, но и вас что-то потянет пересматривать именно эту серию «На краю света». Попытаемся разобраться. Линия сюжета подается настолько бегло, схематично и в необязательной форме, что иногда задаешься вопросом: какого
лешего они там все чего-то выясняют, куда-то плавают с умным видом, зачем спасают капитана Джека Воробья, кто кого предает (предают, на первый взгляд все и всех), по какому поводу сход у пиратских «баронов», и что за необходимость освобождать богиню морей Калипсо, заключенную ими же в тело обыкновенной женщины. А тут еще линия истребления пиратов ост-индским морским флотом, руководимым не меньшими бандитами и мерзавцами. Но это кино этические вопросы вообще не отягощают. Но какая разница, говорит тебе
твое подсознание, не вдавайся в это, посмотри, какое режиссерско-операторское и компьютерное чудо, чудовище, варево происходит на экране. И да счастлив тот, кто посмотрел всё это именно в кинозале, где тоже хватает черных оттенков пиратского бытия, но есть грандиозные моменты, ради которых и стоит хвалить, смотреть и пересматривать этот фильм. На эти моменты можно подсесть, привязаться к ним и угадать в них настоящее искусство. А оно в фильме «На краю света» есть. Не стоит в этот раз снисходительно кивать,
мол, компьютерная графика здесь на высоте, но нас уже этим не удивишь. Здесь компьютерная графика (которая великолепна) обслуживает очень глубокие образы и идеи, которые с ее помощью открываются зрителю. Именно на чувственном уровне нас зацепили и тащат, одновременно и развлекая, и открывая свежие ассоциации, заставляя задуматься уже не над картинкой, а над бездной. Игра актеров подчиняется этой задаче, да собственно, нет времени следить за актерской игрой, когда пытаешься поймать нить сюжета. Но продюсеру
Джерри Брукхаймеру и режиссеру Гору Вербински совершенно чужды наши проблемы. Они дают основные причины поступков героев одним абзацем, одной фразой и больше к этим мелочам не возвращаются. У них задачи поважнее – они создают эпос и зрелище. Чем-то созвучны и взаимообъяснимы: игра интеллектуального непредсказуемого Джонни Деппа и установка авторов на непрямолинейные ходы и повороты событий. Нет их в фильме. Авторы не только не развязывают сюжетные узелки, но и не выдают никаких обязательств их развязывать.
Сложные и строптивые попались авторы. Их дитя Джек Воробей пошел в их породу. Странный герой для подражания. Еще предстоит разобраться, какие характеры заложит этот персонаж в тех мальчишек, которые, нацепив бандану, размахивают всё лето пластиковыми китайскими саблями во дворах. И без того близкий к помешательству и уж точно неврастеник, в третьем фильме «Пиратов…» он подвержен раздвоению личности, видениям, разговорам с самим собой и т.д. При этом мы точно знаем, что Джек – необязателен. Он на глубочайшем
уровне не положительный герой: за ним не числится ни высокой нравственности, ни милосердия, ни щедрости. Все наоборот: сам себе на уме. И только одна черта покоряет: Джек Воробей выдающаяся личность, человек, обладающий нестандартным мышлением и напором, за счет которого движется сюжет. Ой, батюшки! - не это ли человек будущего?
Хорошо ли, плохо ли, но простейшая история запуталась и пошла узелками, как слишком длинная нитка. Завязка такова. Идут массовые гонения на пиратов и всех, кто с ними связан,
в том числе женщин и детей. На стороне властей и военно-морских сил «Летучий Голландец», капитан которого осьминогоподобный Дэйви Джоунс (Билл Найи) вынужден пахать на Ост-Индскую компанию в лице лорда Беккета (Том Холландер). Помочь победить такого двойного противника пиратам может только богиня Калипсо, но она превращена в женщину (страшноватую внешне). Вернуть ей ее божественную сущность может лишь целиком весь состав пиратских атаманов, но одного не хватает. Джек Воробей – в потустороннем мире и малость
тронулся. Зудящий, залитый концентрированным белым светом «тот» мир показан единственно верно. Нет даже тени сомнения, что там на самом деле не так. За ним отправляются капитан Барбосса (Джеффри Раш), люди Сяо Фяна (Чоу Юн-Фат), Элизабет (Кира Найтли) и ее жених Уилл Тернер (Орландо Блум), правда, последнему нужно, в конечном счете, попасть на «Голландца» и освободить папу. Это уже перипетии. Джека вызволили. В конечном счете, Калипсу удается трансформировать обратно в божество, но перед этим дать правильные
установки: капитан «Летучего голландца» ее возлюбленный, но он ее и предал когда-то. Дэйви Джоунс погибает, но роль будущего капитана упомянутого лайнера достается не Джеку Воробью, который этого хотел, а Уиллу Тернеру. Его смерть и новое назначение на должность капитана «Голландца» - кульминация, эдакая смесь счастливого и несчастливого конца. Зато в мире пиратов все встает на свои места и вражеский флот повержен. Пираты снова свободны, сказка продолжается.
А теперь о вкусном. Основным эпизодом
фильма становится эпизод с возвращением «Жемчужины» из потустороннего мира в наш. Тут, кстати, интересное местоимение подвернулось. Авторы создали мир фантастический, который воспринимается как «наш» мир, «наша» реальность, подчеркивая это тем, что есть еще мир внутри в желудке (читай - пиратском аду) Кракена. В фильме есть такой фрагмент: корабль плывет в океане, но этот океан еще в ином мире, в небытие. Пираты плывут обратно, но как пройти сквозь время и пространство, и где этот проход – не знают. И вдруг
Джека Воробья озаряет, он понимает что нужно сделать, чтобы попасть на этот свет. Он смотрит, что солнце сейчас должно опуститься за горизонт, то есть, как бы в море уйти. И раскачав палубу, команда переворачивает корабль внутрь, в воду парусами, то есть на 180 градусов. А там уже и солнце всходит из воды, и - наш мир, и - гладь океана. Так иногда может перевернуться и наша жизнь, а мы, глядишь, и с места не сходили. Это находка высокой пробы.
Нельзя согласится с утверждениями
о том, что этот фильм триквела создан для додаивания зрителя. Можно даже не сравнивать его с пустоватыми и однозначно грабительскими «Шреком-3» и третьим «Бэтменом». «На краю света» фильм самодостаточный и вполне мог бы существовать без первых двух серий. Но поточнее нужно спросить об этом у наших детей.