Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Snob.Ru

  Все выпуски  

Совет директоров <<Аэрофлота>> возглавил первый зампред ВЭБа Полубояринов



Совет директоров «Аэрофлота» возглавил первый зампред ВЭБа Полубояринов 
2017-08-31 18:53 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

С 2011 года совет директоров возглавлял управляющий директор инвестиционного фонда Altera Кирилл Андросов. В июне сообщали, что он не вошел в новый состав совета по собственному решению.

Михаил Полубояринов родился в 1966 году и окончил кредитно-экономический факультет Московского финансового института и аспирантуру Академии народного хозяйства имени Плеханова. Он уже работал в «Аэрофлоте»: в 1999 году он стал заместителем главного бухгалтера, а затем главбухом, а в 2000-2009 годах работал заместителем генерального директора по финансам и планированию компании.

В 2009 году Полубояринов ушел в ВЭБ на место директора департамента инфраструктуры, в 2011 году стал зампредправления корпорации, а в 2012 году — первым зампредом правления. С 2013 года он также возглавлял совет директоров «Русгидро» и совет директоров «Зарубежнефти». 



Ураган «Харви»: фотоподборка
2017-08-31 18:13

Происшествия

По данным Национальной метеослужбы США, сейчас ураган «Харви», ослабевший до уровня тропической депрессии, продолжает двигаться вглубь континента по штату Луизиана. Ущерб от урагана оценивается в 125 млрд долларов. С начала природного бедствия нацгвардия США спасла 8,5 тысячи человек. Ниже — подборка фотографий за последние несколько дней.

Сильнее всего пострадал от стихии штат Техас.

The Boy now safe .....

Публикация от RAY (@_r_a_y_m_)

Бомонт-Плейс, 28 августа 2017 года:

Спасательная операция в затопленном районе Хьюстона:

Спасательные работы в восточном Хьюстоне:

Rescues continue into Tuesday night in east Houston

Публикация от James Breeden (@james_breeden)

Волонтеры до поздней ночи работают на затопленных улицах на востоке Хьюстона:

Volunteer rescuers work late into the night on the flooded streets on east Houston

Публикация от James Breeden (@james_breeden)

Мальчик едет на велосипеде в затопленном районе Элдридж-Норт в Хьюстоне:

Военный мемориал Арансас-Пасс, уничтоженный ураганом:

An Aransas Pass war memorial is destroyed by Hurricane Harvey. #hurricaneharvey #harvey2017 #stormharvey #texas #aransaspass

Публикация от Kevin Vandivier (@kodakevin)

Более 32 тысяч жителей Техаса переселили во временные убежища. Актер Леонардо Ди Каприо пожертвовал миллион долларов фонду помощи жертвам урагана «Харви».

Сбор вещей для пострадавших от урагана, церковь в Хьюстоне:

Приют в здании баптистской церкви Fairfield в Кипарисе, штат Техас:

Пункт приема пострадавших в центре Джорджа Брауна в Хьюстоне, Техас:

Волонтеры спасают не только людей, но и животных:

Спасенного из воды теленка назвали Харви:

Брошенную собаку спасли журналисты Daily Mail. Ее назвали Лаки (Счастливчик):

There's still some amazing people in this world! READ PLEASE ❗ DOG RESCUED BY PHOTOGRAPHER ❗ Photo via @ruaridhconnellan #Repost @dp4k.m ・・・ #Repost @animaljusticeproject . . Tied to a pole, this dog looked on the verge of becoming a victim of Hurricane Harvey. She was soaked to the skin and apparently abandoned in an area where every human had fled before the storm. Fortunately she was spotted by a photographer and reporter for DailyMail.com. Photographer Ruaridh Connellan rushed across the flood water, which was fortunately not dangerously deep, and untied the dog, who he has named Lucky. Other animals were found on the property, including another dog, two cats and a pony. All are well and in good health, but will need proper care and attention soon. Connellan has called the local animal control agency to report the abandoned animals, has fed them and plans on adopting Lucky if possible. Right now, the authorities are understandably overwhelmed by the scale of the unfolding disaster. Animal Justice Project's thoughts are with all affected by Hurricane Harvey. Stay safe! READ MORE: dailym.ai/2x3jDzl www.animaljusticeproject.com PHOTOS: Ruaridh Connellan /Alan Butterfield #animaljusticeproject #animal#animals#dog#dogs#dogrescue #rescuedog #texas#houston #victoriatexas #hurricaneharvey #abandoneddog #photographer #reporter#dailymail#flood #animalsrescued #saveanimals

Публикация от Earth is not only for humans! (@ourwildlifefriends)

Мужчина нашел свою собаку, Хьюстон, штат Техас:

Man reunited with his dog #hurricaneharvey #hurricaneharvey2017 #hurricane #helphouston #houston #houstonflood #texas

Публикация от Help Houston Campaign (@donationsforcause)



Официальный сайт кемеровского отделения КПРФ предлагает интимные услуги и фото транссексуалов
2017-08-31 18:05 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

Посетителям, в частности, предлагают «наслаждение интим знакомствами в Колыме», «проституток Москвы и Бишкека», «номера ISQ девушек, готовых заняться виртуальным сексом» и «фото транссексуалов из Москвы». В объявлениях много орфографических, грамматических и других ошибок.

Представители КПРФ пока не прокомментировали эту ситуацию.



В Волгограде задержали координатора штаба Навального
2017-08-31 17:54 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Волкова задержали в аэропорту, когда он возвращался из Москвы. «Едем в суд. Следствие ходатайствует об изменении меры пресечения», — написал Волков.

В мае Следственный комитет возбудил против Волкова уголовное дело о реабилитации нацизма. Поводом стала публикация в марте в сообществе в поддержку Навального картинки, на которой в фотошопе лицо мемориала Родина-мать раскрасили в зеленый цвет: до этого зеленой жидкостью плеснули в лицо самому Навальному. В июле с Волкова взяли подписку о невыезде.

Позже Волков попросил следователя отпустить его в Москву для участия в конференции «Штабикон» для координаторов региональных штабов Навального. «Следователь дал устное согласие (обязательную письменную форму уголовно-процессуальный кодекс не устанавливает)», — говорится на странице штаба в социальной сети «ВКонтакте».

Однако после вылета Волкова в Москву следователь заявил адвокату, что задержит Волкова в аэропорту, когда тот вернется, за нарушение подписки о невыезде.



Сергей Шнуров станет ведущим Первого канала 
2017-08-31 17:17 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

«"Главный котик страны" — новое развлекательное шоу, которое по воскресеньям будет вести Сергей Шнуров», — сообщили на Первом канале. Первый выпуск зрители увидят 3 сентября в 12:15. Шнуров отметил, что программа не о котах, а о людях, потому что «коты очень похожи на своих хозяев».

«Например, у меня был кот, который, несмотря на то, что его кормили черной икрой с ложечки, все равно был похож на драного уличного котяру. Поэтому наша передача не о котах, а про нас с вами. Такие дела», — сказал Шнуров.

Музыкант покажет зрителям свою квартиру и своего кота Ваську. «Вместе с Сергеем мы погуляем по Санкт-Петербургу, попадем в самые тайные места Северной столицы — подвалы Эрмитажа, окажемся на ночных крышах города, отправимся в плавание с настоящим котом-боцманом», — сообщили в пресс-службе канала.

Авторы программы также проедут по городам России, чтобы найти ответ на вопрос, почему люди любят кошек и как заставить кошек полюбить людей. 



Власти Москвы заявили о проектировании города на 500 лет вперед 
2017-08-31 16:32 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Власти считают, что город нельзя развивать только за счет инвестиционных проектов, в частности, это касается социальных программ вроде расселения хрущевок.

«Привлекательность города Москвы как места для проживания расти не будет. Поэтому без таких (городских) инвестиций не будет привлекательности и таких девелоперских проектов в Москве. А проинвестировать самостоятельно инвесторы, конечно, не в состоянии. По разным причинам: мощность компании, объем средств, горизонт планирования, в том числе девелоперских проектов, — он занимает от 5 до 10 лет. Город смотрит на 100 лет вперед как минимум, а реально мы рассматриваем проекты до 500 лет вперед», — рассказал Бочкарев.

По его словам, большинство инвесторов, которых привлекали к началу сноса хрущевок, не справились с работой. Чиновник подчеркнул, что обновление домов — ответственность города.  



А как у них? 5 наблюдений об американской системе образования
2017-08-31 16:19 dear.editor@snob.ru (Максим Натапов)

Дети

Этим летом я повез своего старшего сына в летний лагерь в Калифорнию. Я хотел показать ему Кремниевую долину — на мой взгляд, это одно из тех «мест силы», которые нужно показывать детям, чтобы вдохновлять их и мотивировать. Пока он был в лагере, я успел посетить десяток лучших частных и государственных школ штата, из которого значимый процент школьников поступают в университеты, входящие в ТОР-100 мирового рейтинга. И мне хотелось бы отметить несколько моментов из практики американских коллег, на которые нам стоило бы обратить внимание:

Важно помещать детей в среду с максимально разнообразным составом учеников

Мир с каждым годом становится все более открытым, и состав школ сильно меняется — в одном классе учится все больше учеников из разных стран, дети разных вероисповеданий, рас и культур. Такое разнообразие помогает сформировать у школьников более правильную и приближенную к реальности модель мира. А также создать международную и изначально «диалоговую» среду, в которой ученик органично взаимодействует с теми, кто отличается от него по каким-то характеристикам. Так школьник привыкает слышать и формулировать «другое» мнение.

Важно выращивать управленцев в сфере образования

Одна из главных проблем любой системы образования — это персонал. Головная боль большинства российских школ — практически полное отсутствие целеориентированного современного менеджмента. У нас есть отличные педагоги, но совсем нет управленческого звена, хотя именно управленцы меняют старые подходы к образованию, внедряют современные форматы и ведут работу с педагогами. Менеджеры нужны, чтобы подталкивать учителей к развитию и формировать из преподавателей с различными жизненными философиями и установками слаженную команду, где у каждого есть собственная зона ответственности и все работают на единый результат.

Важно обеспечивать гибкую систему оценивания

Современные подходы позволяют детям с любым уровнем подготовки чувствовать себя комфортно в образовательной среде. Поэтому совершенно неправильно оценивать всех детей по одному строго регламентированному стандарту. Ребенка крайне неэффективно сравнивать с другими детьми — гораздо продуктивнее сравнивать его с ним же полугодичной давности и оценивать его личный прогресс в конкретных областях. Этот подход не демотивирует детей и помогает сделать так, чтобы школьные занятия были одинаково интересны детям с разной успеваемостью.

Важно развивать soft skills и личность ребенка

В Америке огромное количество времени уделяется развитию личности ребенка. Школы миксуют разные стандарты образования. Монтессори компонуется с IB, национальные стандарты с вальдорфской системой — и все это друг друга дополняет в решении задачи развития ребенка. Российская система сильна в фактологии, но у нас очень жесткий фокус на предметном обучении, и мы ставим перед школьниками и учителями совершенно несовременные цели. Все силы уходят на то, чтобы подготовить ребенка к ЕГЭ и сдаче экзаменов. Но ведь задача, стоящая перед образовательным заведением, существенно шире — это развитие личности, поиск зоны таланта, поиск увлечения ребенка и проектирование найденного в сторону возможного рынка, на который ребенок попадает через десяток лет.

Важно, чтобы философия учебного заведения была вам близка

Не принципиально, как будет выглядеть здание школы — в Америке 80% школ выглядят очень демократично с точки зрения организации пространства: никаких бассейнов или нового ремонта в них нет, и школы гордятся тем, что существуют по 30–50 лет. Главное для администрации — это чтобы школа органично реализовывала свою миссию. Каждая серьезная школа начинает с того, что формулирует миссию, видение, цели, и они обязательно публичны. И я настоятельно рекомендую не пропускать этот аспект при выборе школы, потому что для ребенка школа — это модель мира, и от выбора этого мира во многом будут зависеть ценности, которые он сформулирует.

Но не нужно думать, что у нас все совсем несовременно и что нужно срочно куда-то бежать. Сначала надо разобраться в том, «про что ребенок» и как ваша семья видит идеальную картину будущего ребенка, например, через 10–15 лет. И то и другое относится к новой для нас сфере, которая называется «образовательный консалтинг», и за ним можно обращаться к нам, в One! International School.



В Москве задержали двух человек, которые планировали теракты 1 сентября 
2017-08-31 15:33 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

Один из задержанных планировал напасть на людей с холодным оружием, другой хотел устроить самоподрыв.

Тот, что планировал нападение с холодным оружием, опубликовал в интернете видеообращение к членам запрещенной в России организации «Исламское государство», в котором поклялся в верности ИГ. В его телефоне нашли контакты с вербовщиками ИГ и инструкции по планируемому преступлению.

В квартире второго задержанного, который также был членом ИГ, нашли самодельную бомбу большой мощности и предметы и компоненты, которые использовались для ее изготовления. По словам сотрудников ФСБ, задержанный признался в намерении совершить самоподрыв.

ФСБ собирается возбудить уголовное дело о подготовке теракта, участии в террористической организации и незаконном обороте оружия и взрывчатых веществ и устройств. 



Висконти: послесловие к мифу
2017-08-31 15:23

#02 (93) лето 2017

Фотопортрет Лукино Висконти работы Хорста П. Хорста

1971

На двадцать пятом Каннском фестивале – премьера «Смерти в Венеции» Лукино Висконти. Картина вызывает восторги одних и негодование других. Итальянские леваки не могут простить отцу неореализма ухода от социального протеста в мир эстетизма. Польский кинокритик (вероятно, оскорбившись за своего сооте­чественника Тадзио) называет фильм «педерастическим». И жюри к Висконти не слишком лояльно: он получает, по существу, утешительную,  вне регламента, почетную премию в честь юбилея Каннского фестиваля.

Через пару месяцев каким-то чудом «Смерть в Венеции» попадает на Московский фестиваль: зрители этого просмотра до сих пор вспоминают о нем как об одном из счастливейших событий своей жизни.

В этом же году я, студент четвертого курса мехмата Львовского университета, окончательно понимаю, что ошибочно выбрал профессию. Не жалею о потерянных годах и усилиях, но больше не вижу себя математиком. Фильмы, которые мне удалось посмотреть во львовском прокате, вдохновляют на дерзкую мысль связать свое будущее с кинематографом. Среди этих фильмов несколько итальянских, в том числе «Затмение» Микеланджело Антониони и «Дорога» Федерико Феллини. Имя Висконти – третьего из великих режиссеров Италии – знакомо мне только по журнальным статьям и великолепной книге Веры Шитовой. Благодаря ей я полюбил Висконти прежде, чем посмотрел его фильмы.

1973

Лукино Висконти, год назад перенесшему инсульт, отведено жить еще три года, суждено снять один из лучших своих фильмов «Семейный портрет в интерьере», но не удастся завершить последнюю киноработу – «Невинный». Он при жизни канонизирован – «леопард» классической культуры, редкая особь уходящего аристократического вида, который к концу ХХ века окончательно исчезнет с лица земли.

Прошлогодний выпускник мехмата, я приезжаю в Москву поступать во ВГИК. Творческое собеседование. Абитуриенты шепчутся: «Только молчите, что смотрели Бергмана или Годара, здесь этого не любят. Тарковского тоже». Мой будущий мастер Сергей Васильевич Комаров, старейшина киноведческого цеха, спрашивает, кто у меня любимый режиссер. Бергмана нельзя. И я, не успев подумать, называю Лукино Висконти. «А какие его фильмы смотрели?» Не смог соврать: «Никаких. Но полюбил его, прочитав книжку Веры Шитовой».

Вера Васильевна Шитова (наряду с Инной Соловьевой и Майей Туровской – лучшими критиками-шестидесятниками) была, может быть, еще в большей степени персоной нон-грата во ВГИКе, чем упомянутые выше режиссеры, но мне простили это невинное увлечение. Наверное, решили: парень молодой, неиспорченный, ну, случайно налетел не на ту книжку. С ним можно работать. Так я прорвался сквозь идеологические бастионы советской кинокритики: моим талисманом стал Висконти. А ведь я не видел даже «Рокко и его братьев».

Ален Делон и Анни Жирардо в фильме Висконти «Рокко и его братья»

1976

Лукино Висконти умирает в Риме, не дожив до семидесяти лет. Его хоронят в зарослях мирта, в саду на острове Искья. Рядом, на скалистом побережье – его вилла с башнями и мраморными догами, а в саду – гостевой домик и летний амфитеатр под открытым небом, где он любил репетировать со своими актерами.

Я пребывал в том нежном возрасте, когда цифра «семьдесят» казалась далекой и недостижимой. Понимая, что мировой кинематограф понес огромную утрату, я вряд ли осознавал, что половину из этих семидесяти лет Висконти только внутренне готовился к кинематографической жизни (его первый фильм появился, когда ему было тридцать семь), зато вторую половину прожил на пределе сил и присущего ему перфекционизма. Потому и надорвался, а мог бы еще творить лет двадцать.

В советском прокате уже успел пройти «Семейный портрет в интерьере», вскоре появится «Невинный». Но, конечно, ни «Гибель богов», ни «Людвиг», ни «Смерть в Венеции» не могли быть показаны в кинотеатрах СССР – хотя бы в силу гомоэротических мотивов, недвусмысленно звучащих в этих фильмах.

1977

На ММКФ приезжает Бернардо Бертолуччи. В моем понимании это духовный наследник Висконти – тоже интеллектуал, тоже режиссер оперно-чувственного стиля. И тоже коммунист, гм, из песни слова не выкинешь. Мне невероятно повезло, удалось с ним встретиться и записать большое интервью: одним из главных героев этого разговора был Висконти.

Бертолуччи привез в Москву пятичасовой фильм-гигант «Двадцатый век». Он придавал особое значение тому, как пройдет показ этой революционной эпопеи в столице коммунистического мира. На пресс-конференции режиссер метал громы и молнии в адрес США, где прокатчики вырезали из картины несколько эпизодов, усмотрев в них «слишком много красных знамен». Однако, если бы гость был наблюдателен, он мог бы заметить, что «цензура» московской публики была направлена в ту же сторону: зрители впивались в экран в ключевых эротических сценах и отсиживались в буфете, пропуская эпизоды революционной борьбы – кстати, снятые не менее вдохновенно.

Бертолуччи всерьез заинтересовался «социальной индивидуальностью» нашей страны. Не потому ли он попросил показать ему прокатную копию своего фильма «Конформист», неведомо как попавшего на советский экран? Результат интуитивного эксперимента превзошел все ожидания. Официальные лица занервничали и повели автора в зал с явной неохотой.

«Мы должны предупредить вас, – сказал один, – в СССР не существует такого явления, как гомосексуализм. Поэтому в прокатной версии купированы некоторые сцены». Бертолуччи несколько насторожился. «Выпали также частично мотивы, связанные с лесбиянством», – продолжал журчать вкрадчивый голос. Режиссер уже догадывался, что находится в стране чудес, и деликатно молчал. При входе в кинозал его огорошили сообщением о том, что порядок эпизодов слегка изменен – для удобства зрителей. И уж совсем убийственно прозвучало последнее предупреждение: фильм (отличающийся редкостной цветовой экспрессией) идет в черно-белом варианте. Когда эту смешную и грустную историю рассказывали Тарковскому, она завершалась словами: «Этого Бертолуччи уже не понял». На что Тарковский возразил: «Он все понял». Так или иначе, итальянец Бертолуччи больше не искал приключений в России. Как после своей поездки на ММКФ (он был членом жюри фестиваля в 1961-м) их не искал другой коммунист, Лукино Висконти.

Хельмут Бергер и Лукино Висконти на съемках фильма «Людвиг», 1972

1978

К концу вгиковского обучения (заочного, между прочим) я уже знал, не только по книгам, почти всего Висконти. О нем решил написать дипломную работу, он же потом стал героем моей диссертации. Надо было пересмотреть некоторые картины, а для этого требовалось разрешение ректора ВГИКа. Моя жена, в то время тоже студентка этого богоугодного заведения, зашла в кабинет Виталия Ждана, чтобы подписать заявку на просмотр в Госфильмофонд. Ректор взглянул на список («Гибель богов», «Смерть в Венеции», «Людвиг» и пр.), его внимание привлекли «Туманные звезды Большой Медведицы». «Это югославский фильм?» – спросил доктор искусствоведения (видимо, спутав с юго-вестерном «Сыновья Большой Медведицы»). Жена, почуяв опасность, соврала: «Кажется, да». Разрешение было получено, и я поехал с бумагой в Госфильмофонд. В просмотре «Людвига» мне категорически отказали. «Этот фильм вообще нельзя показывать, – отрезал ведущий научный сотрудник киноархива, пронзив меня строгим взглядом из-под очков. – А “Гибель богов” вы ведь уже смотрели?» Кажется, он был хорошо информирован. Пришлось признаться, что видел, но… «такое сложное кино надо смотреть не один раз», – лепетал я. Кое-как прорвался. И вот тогда я впервые увидел «Смерть в Венеции»! И ее, и «Гибель богов» показывали на черно-белых (ворованных?) контратипах. Я запомнил и полюбил их такими, и когда позднее посмотрел «Гибель богов» в цвете, он мне показался лишним – верите или нет. Со «Смертью в Венеции» было иначе: цвет и музыка создавали ощущение полной художественной гармонии.

Висконти поддерживал меня, в сущности, всю мою жизнь. Я восхищался его искусством и его человеческим образом, а в самые трудные минуты повторял вслед за ним девиз, позаимствованный у основателя Итальянской компартии Антонио Грамши: «Пессимизм интеллекта – оптимизм воли». Почти всегда эта стоическая формула оказывалась спасительной! Висконти был последним великим художником-историком и мифотворцем на закате классической европейской культуры. Как всякий закат, этот озарен вспышками трагической красоты, и «Смерть в Венеции» – одна из ее самых ярких вспышек.

1982

Впервые попадаю в Италию – в составе специализированной кинематографической тургруппы. Сумасшедший маршрут – за семь дней четыре великих города: Рим, Флоренция, Венеция, Милан. Культурный шок, множество сенсационных открытий, в том числе про соотечественников, среди которых легко вычисляемы агенты и стукачи. В программе – заезд на полдня на проходящий в это время Венецианский кинофестиваль. Там мы встречаем Тонино и Лору Гуэрру, Андрея Кончаловского, Отара Иоселиани. Но главное – я оказываюсь в атмосфере новеллы Томаса Манна «Смерть в Венеции», хотя эта атмосфера и претерпела заметные перемены за семьдесят лет.

Несчастных советских туристов, изнывающих от жары, жажды и безденежья, заводят в исторический отель «Эксельсиор». Итальянская гидесса предупреждает: не вздумайте присесть в баре, здесь за стакан воды вы оставите все свои суточные. Бредем дальше. Счастье: встреченный Евгений Евтушенко, член официального жюри фестиваля, приглашает нас в Lion’s Bar и угощает холодным белым вином. Никогда этого не забуду.

Не забуду и первое впечатление от Hotel des Bains, где Томас Манн писал свою новеллу, а Висконти снимал фильм. Спустя лет двадцать меня пригласят в жюри Венецианского фестиваля, и я буду жить в этом легендарном отеле, уже заметно пришедшем в упадок к тому времени. А еще через десять лет его закроют на долгосрочный ремонт и, кажется, превратят в доходный дом с апартаментами на сдачу. Не прошло и века, как легенда окончательно утратила связь с новой реальностью. Но мы этого пока не знаем.

Лукино Висконти и Роми Шнайдер на съемках фильма «Людвиг»

1988

Второй раз ступаю своей ногой на Лидо – теперь уже как законно аккредитованный корреспондент кинофестиваля. Встречаю польскую коллегу – журналистку. Она, намного старше меня, рассказывает, что была здесь в 1947 году, а потом ее в социалистической Польше сделали невыездной. Задаю дежурный вопрос: «Наверное, здесь многое изменилось?» Ванда отвечает: «Это у нас в Польше многое изменилось, а здесь все по-прежнему, ничего не меняется». Венеция действительно кажется неподвластной и несозвучной бегу времени.

Однако что-то новенькое: остров Лидо перегорожен и патрулируется конной полицией. В программе фестиваля – фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», проклятый католическими фундаменталистами. Увы, на их стороне ученик и некогда ассистент Висконти – примкнувший к правому флангу Франко Дзеффирелли: узнав о том, что «Последнее искушение Христа» попало в программу Венецианского фестиваля, он грозит снять с показа свою картину «Молодой Тосканини».

Первым при въезде в Венецию встречаю Сергея Параджанова, уже тяжелобольного: в самолете ему пришлось делать срочный диабетический укол. Это один из первых выездов опального режиссера за границу, а Венеция будоражит его художественное воображение, как и проект постановки «Божественной комедии» (так и не осуществленный).  Параджанов стоит на пляже Hotel des Bains, где витают тени Томаса Манна и Висконти. Он смотрит на море, одетый в экзотическую ризу c собственноручной вышивкой от Феллини. Только что закончился семинар памяти Пазолини, в честь которого Параджанов изготовил коллаж. Он бился над ним всю ночь, а наутро, по его словам, «стекло лопнуло – как жизнь Пазолини».

Постскриптум

«Смерть в Венеции» – сердцевина «германской трилогии», которую открывает в творчестве Висконти «Гибель богов» и замыкает «Людвиг». Трилогия должна была перерасти в тетралогию и завершиться висконтиевской версией «Доктора Фаустуса», но не случилось. Как не случилось и прямой экранизации «Волшебной горы» и «Будденброков», но мотивы этой семейной саги хорошо просматриваются в «Гибели богов». С середины 1960-х Висконти отходит от активных социальных жестов в сторону манновской концепции мира. Он на время покидает итальянскую проблематику и обращается к острейшим сюжетам немецкой философии, истории и культуры. Это дало ему возможность проследить, как фашизм – и в муссолиниевской Италии, и в гитлеровском Рейхе – подпитывается художественной манифестацией зла, кризисом вырождающейся культуры.

Второй причиной, по которой Висконти оказался близок Томас Манн, стал предпринятый немецким писателем глубокий анализ культурных мифологий. Его влияние Висконти ощущал еще в пору своей искренней приверженности неореализму, который на руинах Второй мировой войны вернул кинематографу дыхание подлинной жизни, обратил его к своей реалистической природе, – и это было огромное достижение. Но есть негласный закон: искусство не может долго питаться копированием, его тянет к обобщающим, укрупненным, гротескным образам. Так было в свое время в литературе конца XIX – начала ХХ века, когда она максимально приблизилась к жизненной эмпирии. Нечто подобное произошло и в живописи. Именно в это время, вопреки натурализму и передвижникам, возникли символизм и другие контртечения.

Однако еще интереснее, что сама «натуральная школа» обнаружила в себе мощный мифологический потенциал. Об этом сказал в 1933 году не кто иной, как Томас Манн: «Возьмем хотя бы Золя и Вагнера, “Ругон-Маккаров” и “Кольцо нибелунга” – лет пятьдесят назад едва ли кому-нибудь пришло бы в голову поставить в один ряд имена этих творцов, эти произведения. И все же их место рядом друг с другом. Сродство духа, намерений, приемов ныне бросается нам в глаза. Их связывает не только честолюбивая приверженность огромным масштабам, не только творческое влечение ко всему грандиозному и массовому и не только – в отношении техники – эпические лейтмотивы; основное, что их роднит, – это натурализм, возвышающийся до символа и перерастающий в миф; ибо кто может отрицать в эпике Золя символизм и тяготение к мифичности, возносящее созданные им образы над действительностью?» (Томас Манн, «Страдания и величие Рихарда Вагнера»).

Гениальный диагноз, применимый и к «сицилийской трилогии» Висконти, которая была начата фильмом «Земля дрожит» по роману Джованни Верги и продолжена «Рокко и его братьями», где влияние веризма (итальянской разновидности натурализма) тоже ощутимо. Но завершилась трилогия картиной «Леопард» – и это уже был историзм, накрепко переплавленный с мифологией и эстетикой. Это был шаг от Верги и Верди – к Манну и Вагнеру. А также к Прусту.

«Леопард», замыкая «сицилийскую», открывает еще одну «тайную» трилогию в творчестве Висконти – исповедальную: я называю ее внутреннюю тему «эстетическим соучастием в историческом развитии». Эта трилогия завершается «Семейным портретом в интерьере», а центром ее опять же оказывается «Смерть в Венеции». Во всех этих фильмах появляется герой – альтер эго режиссера: в первом и третьем их играет Берт Ланкастер, во втором – Дирк Богард. Во всех трех фильмах присутствует мотив гибельной красоты, и сами они – гимны красоте, вопреки близкому дыханию смерти.

В «Леопарде» – это красота интерьеров княжеского дворца в Доннафугате, красота Алена Делона и Клаудии Кардинале, кружащихся под музыку вальса Верди, красота безжалостной победительной юности, сбрасывающей с корабля истории старческий аристократизм. В «Семейном портрете в интерьере» – это красота молодого безрассудства и авантюризма, одушевляющего мертвый мир палаццо, где укрылся в броне воспоминаний престарелый Профессор; это нервная красота Хельмута Бергера, самого близкого человека последних лет Висконти.

«Смерть в Венеции» – красота в наиболее сгущенном виде: полная гармония изображения и сюжета, музыки и пластики, света и цвета, пейзажа и ритма, скрупулезно воссозданной атмосферы Венеции на закате бель-эпок. Это болезненная красота европейского декаданса, захваченная взглядом режиссера в тот момент, когда она еще не подернулась тлением: вскоре она совсем погибнет в пламени мировых войн. Это вписанная в великолепную рамку, одухотворенная и чувственная красота Тадзио, воплощенная под руководством Висконти шведским подростком Бьерном Андресеном.

В новелле Манна маститый писатель Ашенбах, всю свою жизнь посвятивший служению разуму, неукоснительно выполнявший долг художника и гражданина, неожиданно сталкивается со стихией запретного, темного и в то же время невыразимо прекрасного – и в этот миг «таинства» уходит из жизни. Искушение посещает Ашенбаха (заметьте, так же звали инфернального эсэсовца в «Гибели богов») в образе юноши Тадзио, наделенного почти мифической, античной красотой: он вызывает у писателя сократовско-платоновские ассоциации. Но тот же Тадзио оказывается вестником смерти и разложения в охваченной эпидемией холеры Венеции.

Для Манна важна предыстория героя, важно, что свое писательское призвание он видел подобием государственного долга и служения немецкому отечеству. Это была «духовная казарма», в которой царили упорядоченность и дисциплина. Манновский Ашенбах не приемлет новых веяний в жизни и искусстве, он поборник традиционной морали и классического гуманизма: вот почему встреча со стихией декаданса для него фатальна и губительна. Важно и то, что в новелле Ашенбах – писатель, человек, виртуозно владеющий словом, умеющий облечь в него мысль и чувство.

Дирк Богард у себя дома в Челси, Лондон, 1996

У героя Висконти, в отличие от манновского, нет видимого прошлого: короткие ретроспекции лишь намекают на образ Ашенбаха-интеллектуала. В фильме он вообще не писатель, а композитор, по многим признакам ассоциирующийся с Густавом Малером: музыка его Пятой симфонии переполняет картину. И это отвечает глубинной сути замысла Манна, который сам его прокомментировал в «Предисловии к папке с иллюстрациями»:

«На замысел моего рассказа немало повлияло пришедшее весной 1911 года известие о смерти Густава Малера, с которым мне довелось познакомиться раньше в Мюнхене; этот сжигаемый собственной энергией человек произвел на меня сильное впечатление. В момент его кончины я находился на острове Бриони и там следил за венскими газетами, в напыщенном тоне сообщавшими о его последних часах. Позже эти потрясения смешались с теми впечатлениями и идеями, из которых родилась новелла, и я не только дал моему погибшему оргиастической смертью герою имя великого музыканта, но и позаимствовал для описания его внешности маску Малера…»

Висконти, при всем почтении к литературному первоисточнику, обращается с ним в высшей степени творчески. Он вводит в прошлое Ашенбаха мотивы из других произведений Манна, прежде всего из «Доктора Фаустуса». По фильму мы уже не можем определенно сказать, относится герой к «классикам» или «модернистам» (как не можем однозначно определить и самого Висконти), но это и не суть важно. Важно, как герой способен встретить испытания, которые несут время, призвание, судьба.

И – старость. Манну, когда он писал «Смерть в Венеции», было тридцать шесть, Висконти в период работы над фильмом – шестьдесят четыре. И хотя Ашенбаху в обоих случаях около пятидесяти, эта цифра психологически переживается по-разному в новелле и в фильме. Острая, трагичная и при этом полная жестокой самоиронии трактовка роли Дирком Богардом не оставляет сомнений: это кино несет на себе печать исповеди, свидетельствуя о глубоком переживании усугубляющегося чувства одиночества.

До смерти Лукино Висконти остается пять лет.С

 

Книга Андрея Плахова о Лукино Висконти готовится  в петербургском издательстве «Сеанс».



В посольстве США в Москве отказались собеседовать на визы по скайпу
2017-08-31 14:52 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

«По ряду технических соображений мы не можем это организовать. Мы должны получить электронные отпечатки пальцев», — объяснил Тоби.

Он высказал надежду на улучшение отношений между Россией и США. «По мере того, как будет решен вопрос с численностью наших сотрудников, мы будем увеличивать и количество собеседований», — добавил он.

В июле президент России Владимир Путин выслал из России 755 американских дипломатов. В ответ на это консульства США во Владивостоке, Екатеринбурге и Петербурге прекратили выдавать россиянам визы, а консульство в Москве приостановило выдачу с 23 августа по 1 сентября.



Вместо физкультуры — в бизнес. Как зарабатывают школьники? Тест
2017-08-31 14:15 dear.editor@snob.ru (Александр Косован)

Дети



Студию режиссера Учителя забросали «коктейлями Молотова»
2017-08-31 14:14 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

«В дом 12 по набережной Крюкова канала в 3:30 ночи неизвестные бросили стеклянные бутылки с какой-то жидкостью. К моменту приезда сотрудников полиции возгорание было потушено», — рассказал собеседник агентства.

Киностудия располагается в здании-памятнике архитектурного наследия. Полицейские начали проверку. В «Лендоке» от комментариев отказались.

По данным «Фонтанки», пожара и уничтожения обстановки исторического особняка удалось избежать благодаря тому, что злоумышленники бросили бутылки в окна, заложенные изнутри кирпичами. Это нужно, чтобы обеспечить тишину в зале, где записывают звук.

В полиции считают, что нападение — это очередная акция противников фильма Алексея Учителя «Матильда», посвященного роману последнего русского императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Возможно, нападение связано с закрытым показом фильма в Петербурге, состоявшимся накануне, или со 145-летием со дня рождения Кшесинской (31 августа).

Ранее Учителю угрожали активисты организации «Христианское государство — Святая Русь», которые требовали от кинотеатров отказаться от проката «Матильды». Также фильмом недовольна депутат Госдумы Наталья Поклонская. Она считает, что картина оскорбляет религиозные чувства верующих, ведь Николай II причислен к лику святых.



Избивший до смерти блогера в парке Горького объяснил свой поступок самообороной
2017-08-31 13:20 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

В ночь на 13 августа в парке Горького 23-летний Макаров избил 29-летнего Думкина, уроженца Петербурга. Как сообщалось изначально, Макаров напал из-за того, что ему не понравилась одежда Думкина, в том числе его очки и шляпа. Вся драка продолжалась 11 секунд. От полученных травм блогер скончался в больнице, не приходя в сознание.

На видео, записанном для «Пусть говорят», Макаров заявил, что между его компанией и компанией Думкина возник конфликт, который чуть не перерос в драку. Думкин и Макаров дважды вместе разнимали спорщиков. Затем несколько человек решили отойти в сторону, чтобы выяснить отношения. После этого, по словам Макарова, Думкин внезапно схватил его за горло и стал угрожать. Макаров оттолкнул Думкина, тот отступил на два шага, и в этот момент Макаров якобы понял, что сейчас Думкин на него нападет. У него сработала защитная реакция, и он ударил первым. Макаров подчеркнул, что не целился специально и назвал свой удар «отмашкой».

После удара Макаров ушел. В «Пусть говорят» он объяснил это тем, что не хотел продолжения конфликта. Макаров признал, что ударил человека и готов ответить за это, но подчеркнул, что не ожидал, что его удар станет для Думкина смертельным.

На видео с камер наблюдения в парке, которое распространила газета «Известия», видно конфликт между Макаровым и Думкиным, но не видно, чтобы Думкин хватал Макарова за горло.

Макарова задержали 29 августа. До этого он скрывался от следствия: уехал в Таиланд, после чего ему заочно предъявили обвинение и объявили в розыск. Позднее Корней Макаров, которого называют актером, а также сыном актера сериала «Интерны» Сергея Макарова, вернулся в Россию и вместе с адвокатом пришел в полицию.



В Стокгольме на полицейских напали с ножом 
2017-08-31 13:17 dear.editor@snob.ru (Виктория Владимирова)

Новости

На полицейских напали на площади Медборгарплацен. Они патрулировали площадь, когда к ним сзади подошел мужчина и ударил одного из них ножом в шею. Второй полицейский задержал мужчину.

Napastnik w Sztokholmie - aresztowany. Ranny policjant nie ma ran zagrażających życiu. #Stockholm #BREAKINGNEWS pic.twitter.com/LokSzD5Vuu

— Avanti News (@Avanti__News) 31 августа 2017 г.

Нападавшему, по словам очевидца, около 30 лет. Пострадавшего полицейского отвезли в больницу, район перекрыли, станцию метро «Медборгарплацен» закрыли. 



Эволюция 2.1. Открытие персональной выставки художника Миши Моста
2017-08-31 13:01 dear.editor@snob.ru (Екатерина Букина)

События проекта

Миша Most — один из первых отечественных граффити-художников — представит в Москве футуристическую выставку «Эволюция 2.1». Пространство экспозиции, напоминающей экспериментальную лабораторию, будет наполнено картинами, созданными в тандеме человека и робота, а ее центральную часть займет большое живописное панно.

Над картинами автор работал совместно с группой программистов Interactive Lab, которые помогли реализовать инженерную составляющую идеи. В своем проекте художник показывает, как технологии могут повлиять на искусство, и дает почву для размышлений о способности или неспособности машин создавать шедевры, равные творениям человека.

«Эволюция 2.1» входит в юбилейный цикл выставок «Прощание с вечной молодостью», где представлены работы художников нового поколения. В рамках цикла уже открылись экспозиции Егора Кошелева, Urban Fauna Lab (Алексей Булдаков и Анастасия Потемкина), Евгения Гранильщикова и группировки «ЗИП». 

5 сентября

Винзавод. Цех белого. 4-й Сыромятнический переулок, д. 1, стр. 6 

Начало в 19.00

Хочу пойти



ИГ заявило об убийстве двух россиян в Сирии
2017-08-31 12:47 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

Во время столкновения в городе Хама в Сирии погибли двое российских и несколько сирийских военных. ИГ взяло на себя ответственность за это нападение.

В начале августа агентство Reuters сообщало, что в 2017 году в Сирии погибли 40 российских военных и бойцов частных военных компаний. Это в четыре раза больше, чем сообщало Минобороны.

*Террористическая организация «Исламское государство» запрещена в России.



Россиян будут завлекать на президентские выборы мемами и селфи за 40 млн рублей
2017-08-31 11:57 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

Организацией и проведением этой кампании займется «ИМА-консалтинг», победившая в творческом конкурсе Центральной избирательной комиссии (ЦИК), рассказали газете гендиректор компании и представитель ЦИК. За свою работу «ИМА-консалтинг» запросила около 40 миллионов рублей, но итоговая стоимость контракта пока не известна.

Концепция будет состоять из:

  • рекламы,
  • агитационной работы, с помощью которой ЦИК рассчитывает повысить мотивацию избирателей,
  • исследований информационного поля,
  • социологических исследований,
  • консультаций с экспертами.

Также в конкурсной заявке «ИМА-консалтинг» есть проект популяризации выборов в российских соцсетях. Предполагается, в том числе, организовать флешмобы: «добежать до выборов» или сделать селфи на избирательном участке. Победителям вручат грамоты от Центризбиркома. Кроме того, «ИМА-консалтинг» предлагает использовать мемы, например, «Куда ушел Малахов? На выборы».

«ИМА-консалтинг» уже выигрывала несколько конкурсов ЦИК. Так, в 2007-2008 годах ей поручили информировать избирателей во время федеральных кампаний, а в 2011-м создавать единый стиль агитационных материалов к выборам депутатов Госдумы. Позже выяснилось, что созданные «ИМА-консалтинг» материалы слишком похожи на рекламу партии «Единая Россия», но ЦИК не увидел в этом нарушения. В 2014–2016 годах «ИМА-консалтинг» получила от московских властей 52 контракта на 132,6 миллиона рублей.



Чеченский экс-сенатор объяснил стрельбу в отеле
2017-08-31 10:43 dear.editor@snob.ru (Евгения Соколовская)

Новости

По словам Джабраилова, он случайно выстрелил в потолок. Отдыхая в своем номере, экс-сенатор решил проверить наградный пистолет, подаренный ему министром внутренних дел, которым он за несколько лет так ни разу и не воспользовался. Поскольку у Джабраилова нет опыта обращения с оружием, он несколько раз случайно выстрелил вверх.

Прибывшие на место полицейские, изъяли у Джабраилова пистолет, стреляные гильзы, пули и целые патроны, оставшиеся в пистолете. Если экспертиза покажет, что экс-сенатор использовал не те патроны, которые шли в комплекте с пистолетом, его привлекут к ответственности за незаконный оборот боеприпасов.

Также, по версии полиции, в момент задержания Джабраилов «выглядел не совсем адекватным». Кроме того, в его номере нашли «подозрительный белый порошок». Результаты исследований, которые покажут, был ли экс-сенатор в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения буду готовы через несколько дней.

Против Джабраилова возбудили уголовное дело по статье «хулиганство». Но, учитывая, что он стрелял не в общественном месте и, как утверждает сам экс-сенатор, случайно, Джабраилову, скорее всего, грозит административное наказание и изъятие наградного пистолета.



Сила и слабость Владимира Путина
2017-08-31 10:05 dear.editor@snob.ru (Владислав Иноземцев)

Колонки

Задержание на прошлой неделе режиссера Кирилла Серебренникова вызвало бурю дискуссий, участники которых зачастую делали выводы, далеко выходящие за рамки, определяемые самим событием. Мнения разнились: одни полагали, что Владимир Путин наконец решился на репрессии («режиссера Серебренникова арестовал не Следственный комитет, его арестовал Путин» [Б. Акунин]), «силовики» обрели новые возможности и свобода в России завершилась; другие отмечали, что президент давно выразил свое скептическое отношение к этому делу, и последний поворот свидетельствует скорее о том, что «король» слаб и его «играет свита» («так Путин все-таки управляет страной или нет?» [А. Орехъ]).

Мне кажется, что в происходящих в России событиях можно видеть следы и того, и другого — что вызывает еще бóльшую тревогу.

С одной стороны, президент силен и решителен как никогда. Не стоит сомневаться, что именно им были приняты все критически важные решения последних лет: о захвате Крыма, о вторжении в Донбасс, о попытке вмешаться в американские и французские выборы, о приватизации «Роснефти», о ее иске к «Системе», о начале «дела Серебренникова» и многие другие. Фраза «президента опять подставили» ушла в историю вместе с эпохой 1990-х годов. В. Путин — и только он — безусловно управляет системой, которую сам и создал, и делегирование полномочий становится все меньшим. Президент раздает зеленые папки главам регионов, и кажется, что следующие на очереди — руководители сельских поселений, которым тоже будут давать указания непосредственно из Кремля.

С другой стороны, появляется все больше подтверждений того, что глава государства принимает свои решения на основе ошибочной информации и ложных умозаключений, которые во множестве поставляют ему окружающие чиновники и «близкие люди».

Начнем с того, что легче всего поддается количественному измерению, — с ситуации в экономике. В этой сфере совершенно явно прослеживаются две тенденции. Во-первых, информация становится все более разнородной, а в ряде случаев и все более противоречивой. Министры докладывают цифры, никак не «бьющиеся» друг с другом; сделать на основании официальных отчетов выводы о том, куда идет экономика, практически невозможно. Многие важнейшие статистические показатели — например, динамика ВВП квартал к кварталу, — вообще больше не рассчитываются и не публикуются; масса заявлений никак не соотносится с реальностью, что быстро становится понятным и неспециалистам. Большинство программ хозяйственного развития — ненаучная фантастика, и они пересматриваются до того срока, на который принимаются, потому что ни одна не может быть выполнена.

Причина такого положения дел понятна: каждый чиновник стремится в своем докладе отрапортовать о собственных достижениях и приукрасить их. Еще бóльшую роль играет желание самых близких людей убедить президента в том, что в экономике все хорошо, ведь это является условием финансирования массы программ: от обороны и безопасности до развития регионов и отдельных «хеппенингов». Наконец, манипулирование фактами выступает важным инструментом успешной аппаратной борьбы, и именно его возможность и делает «доступ к уху» столь ценным. Поэтому фильтрация информации в современной российской системе принимает немыслимые масштабы, а то и становится попросту тотальной. Не зря и в 2008 году доминантной установкой была мысль, что нельзя упоминать слово «кризис», и в 2014-м президент был уверен, что при нефти ниже 80 долларов за баррель «мировая экономика попросту рухнет». Однако, как говорил Рональд Рейган в новогоднем обращении к советскому народу в 1986 году, «полуправда есть та же ложь», и хотя без полной информации можно, конечно, делать решительные шаги, но в правильном направлении они будут вести разве что по странной случайности.

Настоящий мир можно долго не видеть, но его когда-то все же придется почувствовать

Не меньше особенностей прослеживается в нашей внешней политике, но в данном случае проблемы тут несколько иного рода. Все провалы последнего времени кажутся мне следствием перенесения на партнеров собственных стереотипов поведения и собственных моральных норм. Стала бы Россия пикироваться с Соединенными Штатам, захвати они у Мексики Калифорнийский полуостров? Да никогда — и поэтому в санкции по поводу Крыма и Донбасса в Кремле не верили до последней минуты. Если Германия делает с Россией выгодный бизнес, то все немецкие политики должны быть такими же продажными, как недавно снова прибежавший за очередной подачкой Герхард Шредер, — и поэтому позиция Ангелы Меркель стала столь неожиданной. Если у нас Дума — это давно место не для дискуссий, а для не совсем здоровых людей типа Натальи Поклонской, то как вообще может Конгресс давить на столь обязанного нам «друга Дональда»? Если в Крыму несколько перебежчиков так хорошо обеспечили «русскую весну», то почему она не распространилась до Харькова и Днепропетровска после того, как Москва поддержала сепаратистов в Донецке, ведь и там люди могли поживиться на проекте «Малороссии»? И так далее; собравшиеся вокруг президента чиновники и друзья общались в России и общаются за ее пределами в таких кругах, которые оказываются нерепрезентативны по отношению к современному миру, но они не поняли этого до сих пор, и это аукнется России еще не раз и не два. Опять-таки решения и здесь принимает Владимир Путин, но основания таких решений оказываются нереалистичными, а их логика — иррациональной.

Наконец, самым удивительным является тотальное «сжигание» мостов и мостиков, которые могли бы соединить власть с реальным миром и реальным населением; любая «обратная связь» полностью отсутствует. Да, президент мастерски реагирует на снижение рейтингов доверия и предпринимает на радость толпе действия, которые их поднимают, но цена таких шагов часто оказывается слишком велика. Отказ от общения с населением, изучения материалов и дискуссий в интернете, да и, вероятно, даже чтения газет предполагает полную нерелевантность «первого лица». Свобода от чужих мнений, повторю еще раз, делает картину мира намного более простой — и тем самым повышает возможность принятия волевых решений (что принимается за силу власти); но в то же время эти действия, решая одну проблему, порождают порой десятки других (и этим подчеркивают ее слабость).

Сегодняшний персоналистский режим в России — а в стране, я убежден, нет никаких «Политбюро 2.0» — обладает дополнительными чертами, которые обусловливает background правителя. Владимир Путин за свою карьеру в КГБ научился во всем видеть результат чьих-то происков и делить мир только на друзей и врагов (что на самом деле неверно: подавляющему большинству и жителей планеты, и даже политиков он и его страна просто «по барабану»). Он не может поэтому оценить реальную степень угроз — как для России, так и для собственной власти, — и его «сила» практически всегда представляет собой не более чем overreaction. Поэтому значительная часть происходящего рассматривается в контексте «теорий заговоров», а практически каждый áктор подозревается в том или ином виде злодейства или «противления режиму». Власть поэтому не может понять, что тот же Кирилл Серебренников создает очень выгодный образ ее страны, даже если чем-то существенно неприятен вождям лично. Она не осознает, что во многих случаях люди представляют не ее врагов, а самих себя; что часто их невозможно купить, но в большинстве случаев их можно использовать для блага системы даже такими, каковы они есть. Однако вместо желательной инклюзивности в последнее время имманентной чертой нашей власти становится конфронтационность, которая для нее самой символизирует силу, но на деле подчеркивает ее слабость.

Владимир Путин — хороший водитель: он продемонстрировал это еще в 2010 году, героически проехав на «Ладе-Калина» несколько десятков километров по трассе Чита — Хабаровск. Однако тогда он сидел в незамысловатом продукте российского автопрома, а находясь в Кремле, он скорее уподобляется человеку, управляющему автомобилем типа Assystem City Car, у которого вместо лобового стекла вмонтирован экран, куда с нескольких камер выводится изображение дороги со всеми ее изгибами, поворотами, уклонами, влажностью покрытия и вероятностью обледенения. И то, что происходит сегодня, похоже на ситуацию, когда вместо камер, транслирующих изображение в реальном времени и с высокой точностью, на экран поступает плохого качества запись с видеоплеера, стоящего в каком-нибудь подвале. Нечто подобное у нас уже случалось с системой управления дорожным движением в Москве, но сейчас, похоже, процесс вышел на новый уровень — и ни к чему хорошему он привести не может.

Один из лучших российских журналистов, Владимир Яковлев, утверждает, что «все без исключения российские авторитарные режимы кончали жизнь самоубийством»: сперва им «было не по пути с умными и талантливыми, потом — не по пути с одаренными, ну а потом — даже с теми, кто особым здравым смыслом не отличается, но все же хоть как-то ощущает связь с реальностью». Я могу понять его пафос, но дело обстоит, на мой взгляд, немного иначе. Российские правители в прошлом и настоящем могли презирать свою челядь, своих советников и даже весь свой народ — и это очень часто не только выглядело, но и являлось признаком силы. Они могли отвергать даже и тех, кто «хоть как-то ощущал связь с реальностью», но это не было смертельно опасно до тех пор, пока они могли непосредственно «контактировать» с этой реальностью сами. Сегодня же мы видим иную картину: похоже, что глава государства общается и с умными, и с одаренными, и со здравомыслящими людьми — но их ум, таланты и изобретательность в значительной степени направлены на то, чтобы отрезать лидера от внешнего мира и создать для него искусственную реальность. Зависимость от нее обретает наркотический характер и является признаком слабости, а не силы — просто потому, что настоящий мир можно долго не видеть, но его когда-то все же придется почувствовать.

А это может очень дорого стоить и лидеру, и стране.



Говорить об оттепели
2017-08-30 13:09 dear.editor@snob.ru (Тим Ильясов)

Рассказал о том, что считаю важным. Я никогда не говорю о политике, не пишу манифестов и не делаю программных заявлений, однако, ничто не мешает мне проводить исторические параллели. Вот сейчас, во всем этом происходящем, в 2017 году, нужно, я подчеркиваю, нужно говорить об эпохе оттепели и помнить, держать в голове этот исторический опыт невероятного подъема, который закончился болезненным падением...

Видео сняла талантливая Мария Андреева (Maria Andreeva), между прочим, ученица Вадима Юсова. Да-да, того самого легендарного оператора-шестидесятника, который работал над знаковыми картинами: "Я шагаю по Москве", "Андрей Рублев", "Солярис"...



Ода астрономии
2017-08-30 12:17 dear.editor@snob.ru (Alexei Tsvelik)

Алексей Алексенко попросил меня прокомментировать возвращение астрономии в российскую школьную программу. Учитывая то, что астрономией занимались еще древние шумеры и кельты, было бы стыдно, если б современный школьник знал по этому предмету меньше, чем они.

 

Урания - муза астрономии.

Конечно, в наши дни легко знать много больше, поскольку астрономы ныне располагают такими средствами, которые не снились даже дедам нынешних школьников. Мы можем наблюдать Вселенную не только глазами, как это было когда-то, а в широчайшем диапазоне электромагнитного спектра, включая даже рентгеновские лучи. Мало того, мы присутствуем при рождении астрономии гравитационных волн. Все это дает ученым массу нового знания. Ниже, однако, мне бы хотелось кратко обсудить то, чем может быть интересна астрономия людям, которые не собираются заниматься ей профессионально, как это и произойдет с большинством школьников.

Самый важный аспект, на мой взгляд, состоит в том, что астрономия располагает тем, что без преувеличения можно назвать машиной времени. Поскольку свет распространяется с конечной скоростью то, чем дальше от нас объект в пространстве, тем дальше во времени мы его видим. Например, ближайшую к нам звезду Проксима Центавра мы видим такой, какой она была около четырех лет назад, а ближайшую галактику (галактика Андромеды) такой, какой она была около 800 000 лет назад. Таким образом, рассматривая удаленные объекты, мы заглядываем в прошлое нашего мира. И то, что мы там находим, поистине удивительно. Дело в том, что каждое химическое соединение, будучи нагрето, испускает свет (вернее электромагнитные волны, которые, помимо видимого света могут включать в себя и инфракрасную радиацию,  радиоволны и т.д.) вполне определенного состава. Состав этот можно проанализировать, пропустив его через призму, что показал еще Исааак Ньютон. И вот, спектральный анализ показывает, что спектр электромагнитного излучение далеких объектов очень похож на тот, который мы наблюдаем на Земле. Мы находим там те же спектральные линии, что у знакомых нам по таблице Менделеева химических элементов. С одной особенностью: вся картинка спектральных линий сдвинута, как целое, в более красную сторону спектра и, чем дальше объект, тем сильнее это смещение.

Ученые сделали из этого факта два, совершенно фундаментальных для науки вывода. Во-первых, из сходства спектральных линий самых разных астрономических объектов, находящихся на самом разном от нас расстоянии в пространстве-времени ясно, что законы, управляющие физическими процессами в нашей Вселенной, не только ПОВСЮДУ ОДИНАКОВЫ, но и БЫЛИ ВСЕГДА одни и те же. Вселенная, будучи безумно разнообразна и богата разными чудесами, управляется едиными и неизменными законами. Во-вторых, из факта красного смещения был сделан вывод, что Вселенная, как целое, расширяется так, что чем дальше от нас находится объект, тем с большей скоростью он от нас удаляется (эффект Допплера). 

Идея о неизменности законов совершенно фундаментальна для физики. Ее статус особенно упрочился после того, как Альберт Эйнштейн положил ее в основание всей современной физики, придав ей форму требования «общей ковариантности» математических законов, т.е. независимости их формы от выбора системы координат. Это требование накладывает очень сильное ограничение на то, какую форму должны иметь выводимые теоретиками формулы, описывающие законы природы. Таким образом, ограничение, пришедшее из опыта астрономических наблюдений, было принято, как имеющее силу  для кого угодно, включая физиков, занимающихся свойствами микромира и фантазирующих над наименьшими из возможных структур, какими занимается, например, теория струн. Не удовлетворяет ваша теория требованиям общей ковариантности? Кладите в мусорную корзину. 

Далее, только приняв во внимание эту убежденность физиков в универсальности природных законов, можно понять их опыты по «воспроизведению условий, существовавших  в ранней Вселенной». Такие опыты, например, производятся в Брукхэйвенской Национальной лаборатории, где работает ваш покорный слуга. Разгоняя почти до скорости света и сталкивая друг с другом ядра тяжелых элементов, создают кварк-глюонную плазму колоссальной плотности и температуры. Создают сейчас и здесь, а делают выводы о том, что было 13 миллиардов лет назад.

Наблюдаемое астрономами расширение пространства принадлежит к разряду явлений, предсказанных Общей Теорией Относительности, которые совершенно изменили наши представления о пространстве, времени и материи. До того, как эти идеи обрели, так сказать, плоть в форме астрономических наблюдений, время мыслилось либо как какое-то неизменное течение, проходящее под монотонное тиканье космических часов (Ньютон), либо как форма нашего созерцания (Кант), в которую мы, как в прокрустово ложе, впихиваем непостижимую для нас реальность «вещи в себе».

Астрономические наблюдения, являясь наблюдениями самого большого, что только есть, учат нас и о самом малом (микромире) и, что самое для нас важное, о мире нашего, человеческого масштаба. Это еще один факт, на который, на мой взгляд, нужно обращать внимание при преподавании. Физика вскрывает фундаментальное единство мира, указывая на связь между явлениями, происходящими на совершенно разных пространственно-временных масштабах. Самое большое оказывается связанным с самым малым. Наблюдая звезды, можно, например, понять, как сформировались все те химические элементы, которые входят в состав нашего тела. В ранней Вселенной, до формирования звезд, из всей таблицы Менделеева существовали лишь водород и гелий. Все остальное возникло постепенно, в ходе термоядерных реакций синтеза, происходивших в недрах звезд. Звезды выгорали, в их недрах накапливались продукты «горения» в форме тяжелых элементов, температура падала, оболочка коллапсировала на центр, звезда взрывалась, разбрасывая содержимое в окружающее пространство, из этого мусора формировались новые звезды, уже богатые тяжелыми элементами и так этот процесс и шел пока не дошел до создания нашего Солнца с его планетами.

 А сколько потрясающих открытий было сделано астрономами и астрофизиками за последние годы! Были открыты десятки планет у других звезд, включая ближайшую к нам Проксима Центавра. Астрономы учатся анализировать атмосферы этих экзопланет и, если где то обнаружат кислород в свободной форме, то это наверняка будет означать, что там есть жизнь, ибо кислород, будучи активным элементом, не может долго существовать в атмосфере и нуждается в восполнении, которое дается растительными организмами в ходе фотосинтеза. Далее, анализ неоднородностей в распределении реликтового излучения, дошедшего до нас с тех времен, когда горячая плазма, наполнявшая молодую Вселенную остыла до такой степени, что образовались устойчивые атомы водорода и гелия и излучение "отцепилось" от материи, позволил уточнить наши представления о ранних этапах развития Вселенной. А полеты зондов к спутникам Юпитера и Сатурна, в результате которых мы узнали, что у под внешней ледяной оболочкой Европы и Энцелада существуют океаны! Может быть и там есть жизнь?

"О братья, - так сказал я, - на закат

Пришедшие дорогой многотрудной!

Тот малый срок, пока еще не спят

 Земные чувства, их остаток скудный

Отдайте постиженью новизны,

Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!

Подумайте о том, чьи вы сыны:

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и к знанью рождены".

(Данте Алигьери. "Божественная комедия")

Все это и многое другое можно извлечь из изучения астрономии при одном условии. Необходимо, чтобы, сообщая о конкретных фактах, преподаватель также говорил ученикам об  общей логике науки, о тех предположениях и постулатах, на которые опираются   естественно-научными дисциплинами. Эта логика, эти постулаты или предположения, которыми ученые, часто негласно, руководствуются в своих исследованиях, должны быть сделаны максимально ясными, как для школьника, так и для взрослого. Только так человек может воспринимать их сознательно и критически.

Из моих долгих дискуссий с нашими оппонентами на «Снобе» я с удивлением узнал, что упомянутые выше постулаты науки были неизвестны большому количеству образованных и интеллигентных людей. Это значит, что даже те, кто считает, что стоит на «научных» и «рациональных» позициях, совершенно не понимает тех главных предположений, которые лежат в основе научного мышления и, следовательно, воспринимает его выводы догматически. 

Столкновение двух черных дыр. Подобное столкновение, зарегистрированное земными приборами, превратило в энергию количество вещества, эквивалентную трем массам Солнца.

Графическое изображение водяных фонтанов, выбрасываемых из океана спутника Сатурна Энцелада. 



Путь джедая
2017-08-30 08:26 dear.editor@snob.ru (Римма Авшалумова)

Фото: Павел Волков для ТД

Бывший прокурор перешел на сторону света и теперь спасает тех, у кого нет денег на адвоката. А еще учит других, как защититься от системы

— Для чего вы пришли сюда?

— Мы хотим помогать адвокатам.

— А когда хирург вашего родственника оперирует, вы пойдете в операционную помогать?

С этого милого диалога начинается почти каждая лекция юриста Алексея Федярова в «Школе общественного защитника». Ольга Романова, основатель движения «Русь сидящая», называет Алексея Федярова «прокурором, перешедшим на сторону света». Путь к свету, как и любой настоящий путь, был тернист и немного пропах баландой.

Мечта прокурора

Алексей Федяров пришел работать в прокуратуру в 1996-м, сразу после университета. Когда в 2007 году организовывался Следственный комитет, и прокурорским нужно было выбрать — идти в новую структуру или оставаться в прокуратуре, Федяров решил, что хватит. Уволился с должности начальника отдела по надзору над следствием прокуратуры республики Чувашия.

Ушел в бизнес, работал в крупных компаниях. Дела шли отлично. Спорт, бизнес, семья, дети. Казалось, что жизнь окончательно удалась — до переезда в Москву на должность гендиректора крупной строительной компании оставалось всего каких-то две недели — но за Алексеем внезапно пришли. Когда его задержали, он поначалу не мог понять вообще, о чем идет речь.

«У меня иллюзий не было. Я прекрасно понимал, что любого человека в бизнесе, топ-менеджера даже маленькой компании при желании можно легко закрыть. Но моя история оказалась совсем абсурдной. Я сам себя подставил».

Давние знакомые попросили разобраться с делом. Федяров состыковал их с человеком, который мог бы этим заняться. Просто познакомил. Тот взял с них крупную сумму, 50 миллионов рублей, но сделать ничего не смог. Узнав об этом, Федяров встретился с ним и попросил деньги вернуть. В итоге оказался крайним. Сначала ему инкриминировали дачу взятки, потом переквалифицировали на мошенничество. По ходу дела установили, что он не получил ни копейки. «Даже в приговоре в отношении людей, которые фактически получили деньги от потерпевшего, сказано, что я денег не получил, только требовал возврата суммы потерпевшим. Но мой приговор все равно обвинительный, меня осудили по 159 ч. 4 и дали четыре с половиной года. Когда я на себе прочувствовал, как можно ни за что легко уйти на хороший срок, понял, что с этой системой нужно воевать»,  —  рассказывает Алексей. Год, пока шло следствие, он провел под домашним арестом, потом четыре месяца в СИЗО, а из суда по этапу отправился в ИК-13 в Нижний Тагил. Год назад вышел по УДО.

Фото: Павел Волков для ТД. Алексей Федяров рассказывает свою историю

«Думаю, если бы Глеб Жеглов в наше время просто пришел бы в суд по делу Кости Сапрыкина и сказал: «Вот крадун, у меня есть сведения об этом, показать их не могу, это самая страшная оперативная тайна, но я ему подложил кошелек в карман, мы все оформили, надо осудить», —уехал бы Костя первым этапом. И никто бы не удивился. Но я видел таких судей удивленными, когда их самих такими методами приговаривали». Из поста Алексея Федярова в Facebook.

Воин света

Воевать с системой он начал уже на второй день в колонии. Воевать по-своему. Помогал писать кассационные жалобы, ходатайства, добиваться пересмотра приговоров, апелляций в отказе по УДО таким же сидельцам, как он сам. Все свои знания и опыт, полученные в работе на систему, использовал против нее же самой.

От оплаты отказался сразу: ни денег, ни конфет, ни сигарет. Дела, по которым писал жалобы, не считал. Поначалу даже копий себе не оставлял. Доступа к судебной практике в колонии нет, компьютеров тоже. Писал в основном по наитию. От руки. Всех с оказией просил передать бумагу. Она тяжелая. Вес передач ограничен. А бумаги уходит много. Хорошая кассационная жалоба — это многостраничный труд. Дела брал те, которые были интересны, и в которых было, за что зацепиться. Алексей полагает, что за время в колонии разобрал полноценно несколько десятков дел. За судьбой некоторых подопечных следит до сих пор.

Первую кассацию уральцу Евгению Витту написал еще в колонии. Хороший парень, столяр от бога, руки золотые. Вкалывает каждый день в колонии по 14 часов. Пятеро детей. Пока сидит, малышей уже стало шестеро. Уральский немец. Не пьет совсем и не пил никогда. В своем окружении такой уникум один. За то и пострадал. Были гости. Обычное застолье. Но, как это часто случается в России, «не хватило». Заказали таксисту несколько бутылок пива. За пивом отправили Женю. Таксист был не в духе, стал возмущаться, что клиент спускался слишком долго. Слово за слово, и таксист получил удар в челюсть. Челюсть цела. Синяк. Вызов полиции. Нарисованный в деле грабеж, и многодетный папа уезжает в колонию на пять с половиной лет. По первой кассации пришел отказ, по второй срок сократили. Сейчас ждут решения по УДО.

Судьбой еще одного 25-летнего бедолаги Федяров занимался два года. Не раз писалпро него у себя в Facebook. При живой маме парень провел девять лет в детском доме. Алкоголь, наркотики, пьяная драка, суд, колония. Алексей помогал ему в колонии. Взял под опеку. Не просто написал ходатайство для УДО, но и пытался вытянуть парня, убедил заниматься спортом, выстроил ему программу тренировок. Увлек чтением. Видел в нем хороший потенциал. Помог даже с мамой найти контакт. Но сейчас говорит про него неохотно. История закончилась грустно. Мама умерла через три недели после освобождения сына. Федяров забрал парня, дал ему работу в Подмосковье, поддерживал как мог. Но воля и водка оказались важнее перспектив.

Из колонии Алексей Федяров вышел с толстой папкой накопившихся бумаг и ясной целью — помогать бедолагам и дальше.

В бизнес возвращаться не стал. Создал свою юридическую фирму, а тем, кому заплатить нечем, продолжает помогать бесплатно. Звонят и пишут те, кто остался в колонии, по сарафанному радио стали писать и из других колоний. Так, по чьей-то рекомендации осенью прошлого года к Алексею Федярову пришел гражданский муж Евгении Чудновец — активистку из Курганской области отправили в колонию за «распространение детской порнографии». Она репостнула видео во «ВКонтакте», чтобы привлечь внимание к издевательствам над ребенком. Алексей взялся написать кассационную жалобу. К защите Чудновец подключилось много общественных деятелей. Так Федяров познакомился с Ольгой Романовой. А через нее уже и с «Русью сидящей». 

Читать лекции в «Школе общественного защитника» согласился сразу. Он уверен, что «Школа общественного защитника» — это очень важно. За неделю человек не станет адвокатом высокого уровня. Но за эти несколько дней реально дать человеку базу, если ему это действительно надо. Знать законы — полдела. Важна практика правоприменения. Система работает не так, как кажется. Зная систему изнутри, Алексей дает взгляд с другой стороны. Разбирает и в теории, и на примерах ситуации, которые могут возникнуть с каждым. Как вести себя при задержании, как общаться со следователем, как работать с адвокатом, как давать показания или грамотно от  них отказываться. Подробно, пошагово. 

«Меня часто спрашивают: «Зачем тебе эта правозащитная возня?» А мне обидно, что у слова «правозащитник» в последнее время изменилась коннотация. Я помогаю конкретным людям, не с плакатами хожу. Помогаем всем, не деля людей на политзаключенных или нет. И на самом деле вся сегодняшняя практика, та же статья 318 УК (Применение насилия в отношении представителя власти. — ТД), обкатана на простых работягах. Политической она стала после Болотного дела, с 2012 года, но применяется с 1997-го. Просто тогда все молчали», — объясняет Федяров.

Фото: Павел Волков для ТД. Алексей Федяров

А вопрос про помощь хирургу в операционной Алексей задает для того, чтобы люди поняли всю меру ответственности общественного защитника. Он может помочь своему близкому, а может и ухудшить его положение своими действиями. Сутяжник и защитник — это разные вещи.

Надо признать честно, правозащитным проектам помогать не любят. Всегда кажется, что это «не про меня». А если со мной что и случится, то уже ничего не поможет — ведь если захотят, посадят любого. И да, случай Алексея это подтверждает. Но он подтверждает и то, что системе можно сопротивляться. И чем выше ваша юридическая грамотность, тем эффективнее сопротивление. 

Обучение в «Школе общественного защитника» бесплатно. Алексей за свои лекции денег не получает. Но школе нужны деньги на аренду помещений, зарплату координаторов и печать раздаточных материалов.

Обычно на работу ШОЗ жертвуют только после очередной волны протестов, когда все ее выпускники нарасхват. Но как только автозаки разъезжаются, денежный ручеек пересыхает. А занятия в Школе тем не менее проходят регулярно, потому что они не только для «политических», эти знания могут пригодиться любому.

Ближайшая «Школа общественного защитника» начнется в Москве 11 сентября. Лекции и выездные сессии Школы периодически проходят на Урале и в Сибири. 

Оформить небольшое, но регулярное пожертвование на нужды «Школы общественного защитника» — это как заговорить беду, отвести от себя, чтобы самому никогда не понадобилось. Поэтому давайте сделаем это сейчас. Ну, а если понадобится, Школа будет продолжать работать. Но только если мы соберем на нее денег.

СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ

Перепост.



В избранное