Глас Рунета

  Все выпуски  

Глас Рунета



 
Напоминаем, что некоторые почтовые сервисы (в частности Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru, Hotmail.com) некорректно отображают страницу с HTML-письмом при его просмотре на вебе. Затруднения также могут возникать у пользователей The Bat - им придется открывать HTML-письмо в браузере и голосовать оттуда, и Microsoft Internet Mail - в этом случае лучше сразу подписаться на текстовый вариант рассылки.
 
Здравствуйте, уважаемый читатель.

Как выяснилось в результате исследования, посвященного потребительским правам, большинство пользователей Рунета знакомы с соответствующим российским законодательством, в частности, с Законом РФ "О защите прав потребителя". Около 63% опрошенных частично, а 8% подробно знакомы с содержанием последнего. Около 28% лишь слышали об этом законе, но ничего не знают о его содержании.

О существовании Союза потребителей Российской Федерации (СПРФ), который объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных организаций по защите прав потребителей, пользователи Рунета осведомлены в меньшей степени. Лишь 25% опрошенных частично, а 2% подробно знакомы с деятельностью этой организации. Около 44% только слышали о существовании СПРФ, а 29% не знают даже о его существовании.

Между тем, практически каждый (90% опрошенных) пользователь Рунета сталкивался с тем или иным нарушением прав потребителя. Среди наиболее распространенных нарушений респонденты указали ненадлежащее качество товаров и услуг, включая торговлю контрафактным, поддельным товаром (15%), некомпетентность, невнимание или просто хамство со стороны обслуживающего персонала (14%), ненадлежащая информация о товарах и услугах (13%), отказ в обмене и возврате товара (12%), несоблюдение сроков оказания услуг, поставки товара (10%), игнорирование санитарных норм в местах торговли (10%), необоснованно завышение цены товара, сметы на выполнение работ, включая навязывание ненужных платных услуг (7%), отказ в проведении гарантийного ремонта товара (6%), отказ от возмещения причиненных убытков (6%), отказ принять жалобу в адрес руководства, предоставить книгу жалоб (5%), небезопасность товара, услуги для жизни, здоровья, имущества (4%), прочие нарушения правил торговли и претензии к ее организации в конкретных местах (1%).

За последний год 45% из числа всех опрошенных пользователей Рунета приобретали некачественные товары и получали некачественные услуги, еще 17% столкнулись лишь с некачественными товарами, а 9% - только с некачественными услугами. Лишь каждый десятый респондент не высказал никаких претензий к качеству приобретаемых товаров и услуг. Наибольшие претензии по качеству респонденты предъявили к продовольственным товарам (25%), обуви (15%), бытовой радиоэлектронная аппаратуре (8%), телефонным и факс аппаратам (6%), швейным или трикотажным изделиям (6%), парфюмерно-косметическим товарам (5%), товарам для детей (5%), бытовой вычислительной и множительной технике (5%), товарам бытовой химии (5%), текстильным товарам (4%), строительным материалам (4%), мебели (3%), лекарствам (3%). В сфере услуг наибольшие нарекания вызвали коммунальные услуги (19%), услуги связи (17%), услуги транспорта (16%), медицинские услуги (14%), услуги общественного питания (13%) и бытовые услуги (11%).

Большинство пользователей Рунета из числа тех, кто сталкивался с нарушением своих прав потребителя, стремились отстаивать их лично и "не отходя от кассы", то есть, непосредственно у продавца или поставщика услуг (72%). Лишь 9% прибегали в соответствующих случаях к помощи организаций по защите прав потребителей, а 4% - к помощи юристов в связи с попыткой защитить свои права в судебном порядке. Около 16% из числа тех, кто сталкивался с нарушением своих прав потребителя, никогда свои права не отстаивали.

Практически каждому второму (55%) пользователю Рунета из числа тех, кто стремился отстаивать свои потребительские права, удавалось добиться частичного удовлетворения своих требований. Напротив, требования 37% удовлетворялись полностью, а 8% не удовлетворялись совершенно. Стоит отметить, что наибольшего успеха - полного удовлетворения своих требований - добивались те респонденты, кто обращался к помощи организаций по защите прав потребителей (50%). Наименьшего успеха - неудовлетворения никаких требований - добивались те, кто отстаивал свои права с помощью юристов, в судебном порядке (12%).

Такой результат, вероятно, обусловлен тем, что до суда обычно доходят дела о существенных нарушениях потребительских прав с выдвижением потерпевшими покупателями значительных по размерам материальных претензий. Адвокаты, защищающие интересы продавцов, чаще всего выигрывают такие дела. По видимому в связи с этим обстоятельством, 16% из числа всех опрошенных утверждают, что даже знание более полной информацией в области потребительского законодательства не позволило бы им самостоятельно защищать свои права. Среди тех, кому приходилось защищаться в суде доля таких пессимистов еще выше - 27%. Тем не менее, большинство опрошенных (65%) все-таки верят в то, что знание потребительского законодательства поднимет их шансы на благополучный исход тяжбы с продавцами-нарушителями.

Однако эффект личных знаний в области потребительского законодательства мог бы быть существенно усилен, если бы общественные организации по защите прав потребителей оказывали потерпевшим бесплатную юридическую помощь. По крайней мере верят в это 91% опрошенных респондентов. Среди тех, кому приходилось защищаться в суде доля таких оптимистов еще выше - 95%. Последняя категория пользователей Рунета на своем опыте убедилась, что хороший юрист может если и не все, то очень многое.

НОВЫЙ ОПРОС

"Глас Рунета" совместно с сервером виртуальных исследований VirtualEx приглашают Вас принять участие в исследовании "Здоровье компьютерных пользователей"

С уважением, Александр Иванов                         ICQ 151117420

Публикация результатов наших исследований разрешена и всячески приветствуется, при условии, что Вы не забудете упомянуть проект "Глас Рунета" в качестве источника.

http://www.VoxRu.net



   

В избранное