Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

МИД России: Центральная Азия занимает особое место во внешнеполитических приоритетах России



МИД России: Центральная Азия занимает особое место во внешнеполитических приоритетах России
2016-04-27 18:32 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

Центральная Азия занимает особое место во внешнеполитических приоритетах России, что подтверждается высокой интенсивностью политического взаимодействия: в течение 2015 года состоялось 25 встреч на высшем и 19 на высоком уровнях между Россией и странами региона. ОБ этом говорится в опубликованном на сайте МИД России Обзоре внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации в 2015 году.

Как отмечается в докладе ведомства (далее приводим его текст с небольшими сокращениями), «поступательному развитию отношений между Россией и государствами Центральной Азии способствовала приверженность всех сторон принципам стратегического партнерства и союзнический подход к актуальным вопросам международной и региональной повестки дня. Приоритетным направлением оставалось наращивание экономического сотрудничества, его качественное расширение как в двустороннем формате, так и по линии интеграционных объединений. Наряду с этим все большую актуальность приобретали вопросы, связанные с противодействием новым вызовам и угрозам, прежде всего – терроризму, особенно в контексте ситуаций на Ближнем Востоке, в Северной Африке и вокруг Афганистана.

Поступательно развивались отношения стратегического партнерства с Казахстаном, союзником России по наиболее продвинутым формам военно-политического и экономического сотрудничества. Интенсивный характер носил политический диалог. Главы государств провели переговоры в ходе официального визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Москву (май) и государственного визита Владимира Путина в Казахстан (октябрь). Состоялись встречи министров иностранных дел России и Казахстана и по линии межпарламентского сотрудничества.

Укреплению прямых связей субъектов России с областями Казахстана способствовало проведение ХII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана «Сотрудничество в сфере агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности» (Сочи, сентябрь), прошедшего при участии глав государств.

Сложившийся механизм двустороннего взаимодействия с Киргизией включает регулярный диалог на высшем и высоком уровнях, активные контакты между заинтересованными министерствами и ведомствами, парламентами двух стран, деятельность межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству.

Ключевым событием в российско-киргизских отношениях в 2015 году стало присоединение Киргизии к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), которое открыло перед ней широкие перспективы наращивания торгово-экономических связей, укрепления базы дальнейшего социально-экономического развития благодаря устранению барьеров на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В рамках процесса интеграции Киргизии в ЕАЭС Российская Федерация продолжила оказывать ей комплексное содействие, направленное на обеспечение максимально комфортной адаптации хозяйственной системы этой страны к работе в новых условиях.

Дальнейшее развитие отношений с Таджикистаном было обеспечено близостью или совпадением позиций сторон по большинству ключевых вопросов международной и региональной повестки дня, прежде всего в сфере региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом и наркотрафиком, особенно в свете непростой ситуации в соседнем Афганистане. Позитивная динамика взаимодействия отмечена как на двустороннем треке, так и на международных площадках – СНГ, ОДКБ, ШОС, ООН и ОБСЕ.

В гуманитарной сфере важную роль играло сотрудничество в области образования. Ежегодно около тысячи таджикских студентов и аспирантов выезжают на обучение в Российскую Федерацию по государственным квотам. В России на условиях временного въезда трудится порядка миллиона граждан Таджикистана. Прорабатывалась возможность открытия отделения российского культурного центра в городе Худжанде.

В духе стратегического партнерства и союзнических отношений выстраивалось сотрудничество с Узбекистаном. Политический диалог на высшем и высоком уровнях включал, прежде всего, вопросы региональной безопасности, а также наращивания экономического сотрудничества и расширения культурно-гуманитарных контактов. В ходе встречи Путина и Ислама Каримова «на полях» саммита ШОС (Уфа, июль) состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов дальнейшего развития двустороннего партнерства. В ходе рабочего визита в Ташкент главы МИД Сергея Лаврова (июль) были рассмотрены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, военно-технической и культурно-гуманитарной областях, а также проблемы региональной и международной безопасности, взаимодействие сторон на международных площадках.

В ноябре главы государств обменялись поздравительными посланиями по случаю десятой годовщины подписания Договора о союзнических отношениях между Россией и Узбекистаном.

Туркменистан относится к числу стратегических партнеров России в регионе, что зафиксировано в базовых двусторонних документах. В ходе встречи глав государств (Тегеран, октябрь) была подтверждена высокая взаимная заинтересованность в укреплении партнерских отношений по широкому спектру направлений, расширении сотрудничества в региональных и международных делах.

Успешно прошло заседание межправкомиссии по экономическому сотрудничеству (Ашхабад, ноябрь), в рамках которого состоялось обсуждение широкого круга вопросов взаимодействия в области торговли, топливно-энергетического комплекса, транспорта, промышленности, агропромышленного комплекса и рыбного хозяйства, в банковско-финансовой сфере. Дана высокая оценка работе национальных деловых советов и торгово-промышленных палат России и Туркменистана. Связи с регионами Туркменистана поддерживают более 50 субъектов России, что является важным вкладом в развитие двусторонних экономических отношений. Отмечен рост физических объемов торгового оборота. Акцентирован взаимный интерес к расширению связей в культурно-гуманитарной сфере, прежде всего в таких областях, как наука, образование, спорт и туризм. Неизменно подчеркивая уважение к нейтральному статусу Туркменистана, Россия оказывала поддержку этой стране на международной арене».

Обращает на себя внимание, что говоря о принципах стратегического партнерства со всеми странами региона, МИД России в обзоре взаимодействия с каждой из стран второй раз подчеркивает эту «стратегическую» составляющую в отношении Казахстана, Узбекистана и Туркмении, не упоминая этот термин в отношении Киргизии и Таджикистана.



Буря в бассейне, или Разделятся ли купальщики в Узбекистане по половому признаку?
2016-04-27 22:11 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

В начале апреля 2016 года веб-сайт Озодлик (узбекская служба Радио «Свобода») сообщил, что Республиканский Комитет женщин Узбекистана обсудил вопрос о создании в стране отдельных плавательных бассейнов для женщин. «В своих жалобах и просьбах в Комитет родители категорически возражают против купания женщин и девушек в одном бассейне с представителями мужского пола», - сообщили источники издания в Комитете женщин. (К сожалению, на сайте Комитета женщин Узбекистана подобную информацию обнаружить не удалось).

Кажется, никакого решения еще и не предвиделось, состоялось всего лишь обсуждение, но известия об этом буквально взорвали социальные сети: горячие споры начались сразу в нескольких сообществах, популярных у узбекистанцев. Многих участников дискуссии вообще удивило, почему этот вопрос возник именно сейчас: « Боже, какой бред! Мы в каком веке живем!», «Культуру надо повышать, а не заборами друг от друга отделяться», - писали веб-пользователи.

Паранджа
Женщины Советского Узбекистана прощаются с паранджой. Фото Эллы Майяр, 1930-е годы

До установления в Узбекистане власти большевиков, то есть, примерно до середины 1920-х годов, узбекское общество было строго разделено по половым признакам согласно религиозным и традиционным установкам. С тех пор советским государством был взят курс на секуляризацию общества и вовлечение женщин в общественное производство. Процесс этот шёл долго и трудно, продолжаясь вплоть до 1970-х годов, когда на улицах крупных городов все еще можно было встретить старушек в парандже с чачваном - сеткой для глаз (справочную информацию см. тут.). Но, разумеется, совместные бассейны, пляжи и иные места отдыха в стране существовали. До начала девяностых годов XX века места для купания в Узбекистане не разделялись. В последние годы некоторые бассейны и аквапарки начали устанавливать специальное время для девушек и женщин, которые стесняются показываться полуобнаженными в обществе незнакомых мужчин.
Впрочем, реакция граждан была радикально неоднозначной: от поддержки такой идеи до полного ее неприятия.

То вместе, то поврозь, а то попеременно

Как ни странно, идею поддержали не только традиционалисты, но также и вполне современные девушки. Те, кто аплодирует этой затее, ссылаются на то, что Узбекистан - страна с 90-процентным мусульманским населением, напирая на некую «моральную и этическую сторону». «Лично мой менталитет не позволяет с чужими женами купаться в одном месте без дистанции. Думаю это ненормально! Потому я в общественные бассейны просто не хожу, как и в общественные бани», - читаем в комментариях в сети (орфография здесь и далее в большинстве случаев сохранена).

«Моё мнение по этому поводу однозначное, и дело не в религии. Женщины и мужчины должны плавать в отдельных бассейнах прежде всего по половому признаку. Не думаю, что нормально когда разглядывают прелести ваши, или вы невольно видите женские. А тем более в общем корыте, где плавают от мала до велика. Издержки Советской эпохи по "раскрепощению женщин"? Борьба с пережитками? Извините, а общее корыто - не пережиток? А открытое тело разнополых людей - разве не извращение?».

«Чтобы разделить всех, надо быть Исламским государством, - пишет другой человек. – Пока в мире [только] два государства являются исламскими: Саудовская Аравия и Иран. А по мне, так лучше пусть женщины дома сидят, а мужчины насколько возможно обеспечивают их. Сейчас есть надувные бассейны. Пусть их и устанавливают дома».

Некоторые участники дискуссии заявляют, что в публичных бассейнах и в самом деле случаются проблемы: имеют место сексуальные домогательства и звучат грубые шуточки со стороны развязных юношей. Из-за этого даже вполне современные и далекие от ортодоксального Ислама девушки готовы спрятаться в отдельных местах для плавания. «А вам не противно, когда вашей матери, сестре, жене, девушке, свистят в след, кричат всякую скабрезность, оскорбляют или "познакомка делают" причем самыми наглыми и унизительными способами?», - пишет жительница Ташкента.

Другие граждане очень четко почувствовали в обсуждаемых нововведениях признаки наступления на их гражданские права. И оказалось, что среди противников этой идеи мужчин даже больше, чем женщин.

«Скоро добровольно паранджу носить будут. Вы сейчас по каким-то своим причинам уступаете ваши права тут, скоро вообще без них останетесь», - пишет пользователь М. «А то, за что Вы выступаете - это сегрегация. Причем - принудительная. По половому признаку. Как еще делить людей предлагаете? По расе? Религии?» «Это уже будет нарушением прав человека и конституционных норм. И ущемлением прав по половому признаку. За это есть уголовная ответственность», - пишет А. - «Женщины добровольно отдают свои права, а ведь вы сами боролись за равенство...».

Дело не только в Исламе

Некоторые испугались наступающего исламского фундаментализма, причем, с государственным уклоном.

«Представим себе, что Узбекистан пойдет по пути исламских государств. Тогда следует выделить для женщин автобусы и поезда, больницы и санатории, затем школы, колледжи, институты . Тогда придется вносить изменения в многие законы нашего государства, и в частности, в Гражданский Кодекс, в Уголовный кодекс. Короче говоря, одними бассейнами дело не ограничится». «Вы выступаете за то, чтобы у нас был Игил? Тогда уж лучше пусть узбекские женщины вообще не купаются». «И будет там пропаганда вахобизма или подготовка снайперш. Зачем страну отбрасывать на сотни лет назад?».

Отмечается неудобство для семей и возможная экономическая нерентабельность «сепаратных» бассейнов. «Ведь бассейны есть даже не в каждом районе, т.к. в это дело мало кто хочет вкладываться. А уж чтобы построить отдельные бассейны для мужчин, женщин, детей - это вообще утопия». «Нормальный предприниматель сначала просчитывает риски, а потом уже вкладывается в дело. Тут изначально понятно, что "женский" бассейн не будет очень посещаемым, т.е. прибыльным местом».

В самом деле, если женщины из традиционалистских семей и не ходят в бассейны, то не только из-за стеснительности или религиозных принципов. Посещение бассейна - недешевое удовольствие: от 10 до 20 тысяч сумов за один час. Не каждая узбекская семья может выделить из своего бюджета деньги на регулярные посещения бассейнов для своих девочек и женщин. Пользователи боятся, что нерентабельные бассейны для женщин закроют, а в общие их уже перестанут пускать.

Бассейн
Эта фотография сделана в Ташкентском аквапарке еще в 2009 году. Подпись под снимком справедливо гласит: «Дресс код в парке опциональный, религиозные девушки, например, одевают такие купальные костюмы». Фото с веб-сайта Kashnich.livejournal.com
«Разделение бассейнов будет абсолютно невыгодным экономически. Посмотрите, как ходят в бассейн. Семьями, братья-сестры, группками друзей парни-девушки. А сделают их раздельным, то публики уменьшится и в женские, и в мужские дни. Потому что сестренку не пустят без брата, братишку без сестры и т.д.». «Нашим женщинам есть время ходить в бассейны? У них же столько дел по дому, да и работать надо, чтобы семью кормить. Почему это вдруг правительство озаботилось таким вопросом, а не реальными проблемами наших женщин?», - возмущается правозащитница Муттабар Ахмедова в передаче радио Озодлик «Бахс онлайн». (Отметим, что Комитет женщин Узбекистана, обсуждение в котором стало информационным поводом — некоммерческая негосударственная организация, которая вправе обсуждать все, что ей заблагорассудится. С другой стороны, возглавляет эту НПО дама - вице-премьер правительства. - Прим. «Ферганы»).

«А куда идти тем, кто хочет с женой или девушкой в бассейн? а куда идти матери с сыном или отцу с дочкой, или брату с сестрой? Что за бред вообще...». «А если, например, у меня сын и я его отдам на плавание и хочу тоже в бассейне позаниматься и за ним присматривать? Надо его в женский бассейн отдавать, что ли? Или, например, аквапарки тоже надо разделить по гендерной принадлежности? А семье что делать при таких раскладах?» «Какой ужас! И что, я должна без мужа ходить?», - звучат голоса в Сети.

О чем же говорили в Комитете?

Очевидно, что государство должно как-то реагировать на подобные предложения, если они звучат из уст пусть бы и неправительственных организаций. Но... «есть ли в правительстве вообще аналитики, которые в курсе того, что повышение градуса гендерной нетерпимости неминуемо ведет к повышению рисков гражданских конфликтов? Вот один из документов ООН http://www.un.org/womenwatch/daw/csw/genrac/report.htm», - просвещает аудиторию ташкентский культуролог Алексей Улько.

Впрочем, оказалось, что о «гендере» вроде пока никакого разговора и вовсе нет. Когда споры в социальных сетях потихоньку сошли на нет, газета «Ойла даврасида» наконец-то опубликовала официальную версию того, о чем говорилось на знаменитом заседании Комитета женщин. Статья журналиста Шахобиддина Расулова вышла 20 апреля под заголовком «Каким требованиям должны отвечать бассейны, которые посещают женщины?» («Аёллар борадиган бассейн қандай талабларга жавоб бериши керак?»)

Как оказалось, Республиканский Комитет женщин устроил видеоконференцию с участием различных министерств и ведомств, а также фонда «Маҳалла» в свете решений заседания Совета по развитию детского спорта, которое прошло в резиденции Оксарой 11 февраля сего года под председательством президента страны. Эта видеоконференция была посвящена развитию водных видов спорта, а выступавшие на встрече отметили и всяческие успехи на ниве привлечения детей к плаванию, и недостатки.

За последние 10 лет в Узбекистане было построено и отремонтировано 138 бассейнов. Автор статьи в газете «Оила даврасида» отмечает, что даже этим цифрам приходится верить с оглядкой: зачастую в число бассейнов включают и резервуары с водой для тушения пожаров. «Поэтому нужно провести повторную инспекцию бассейнов и выяснить, какие из них имеют соответствующие разрешения на оказания услуг для населения», - пишет он.

Что же касается «женского вопроса», то его собравшиеся касались, говоря о нехватке тренеров-женщин, их подготовкой и повышением квалификации. А заместитель премьер-министра и глава Комитета госпожа Боситханова также прошлась и по форме для пловчих (вероятно, купальников).

«Наш Президент особенно подчеркнул необходимость производить спортивный инвентарь и спортивную форму. В этом производстве необходимо учитывать высокое качество и соответствие международным стандартам. В этом смысле для наших девушек, занимающихся водными видами спорта, необходимо наладить производство удобных купальников, их дизайн должен учитывать национальные традиции и течения современной моды», сказала г-жа Боситханова.

Как видно, вопрос об «однополых» бассейнах, если и обсуждался, то в официальный отчет не включен. А значит, правительство Узбекистана не намерено идти по пути разделения купальщиков по половому признаку. Пока, во всяком случае. А вот дискуссии в социальных сетях показали, что и проблема эта назревает, и различное отношение к ней в обществе имеется.

Вы тоже можете прокомментировать эту тему или эту статью прямо на нашем сайте, пройдя по ссылке



Кыргызстан: Советник президента хочет изменить Конституцию из-за решения КПЧ ООН по делу Азимжана Аскарова
2016-04-28 00:17 ferghana@ferghana.ru (Фергана)

На фото слева - Бусурманкул Табалдиев и Азимжан Аскаров

Советник президента Кыргызстана, работавший в разные годы министром юстиции, генпрокурором, секретарём Совета обороны и главой Комитета нацбезопасности Бусурманкул Табалдиев считает, что для укрепления суверенитета и нацбезопасности страны в ее основной закон придется вносить изменения.

Комментируя решение Комитета по правам человека ООН по делу пожизненно заключенного Азимжана Аскарова, Табалдиев сказал: «А представьте теперь, если подобное решение тот же комитет примет, якобы в защиту прав человека, но в поддержку каких-либо религиозных террористов, других разжигателей межэтнической розни? То есть, какие-нибудь «правозащитники», прикрываясь решением Комитета ООН, станут требовать от Кыргызстана освободить экстремистов и террористов? Что нас ожидает в таком случае? Теракты? Кровь мирных жителей? На этом фоне требования освободить А.Аскарова покажутся цветочками».

Бусурманкул Табалдиев считает, что в Комитете по правам человека ООН сидят люди, «которые, возможно, и не знают, где находится Кыргызстан». И они, задается вопросом советник президента, «будут решать судьбу всей нашей страны?..».

* * *

Мнение исследователя Программы Европы и Центральной Азии базирующейся в Нью-Йорке международной организации «Комитет по защите журналистов» (КЗЖ) Музаффара Сулейманова:

- По поводу изменений 41-й статьи конституции Кыргызстана: киргизские власти, официальные лица должны понимать, что в виду многочисленных проблем правоохранительной и судебной системы Кыргызстана теоретически завтра на месте Азимжона Аскарова может оказаться любой житель страны, которого могут несправедливо обвинить, осудить, подвергнуть пыткам, и т.д. А в виду предлагаемых г-ном советником президента изменений, ни адвокаты, ни правозащитники, ни ООН не смогут никому из них помочь. И еще, должен отметить, что все, кто высказывается за изменение 41-й статьи Конституции КР, по сути, оправдывают все это беззаконие. К сожалению, г-н советник не предлагает бороться с пытками, незаконными обвинениями и другими нарушениями, отмеченными комитетом ООН в деле Аскарова, а говорит об изменении главного закона страны, который позволяет простым людям искать защиты своих прав в международных инстанциях. Такой подход способствуют развитию безнаказанности, у которой могут быть очень плохие последствия.

И ещё, киргизским властям, наверное, не следует забывать, что главный закон страны также говорит о верховенстве международного права над киргизским, а правительству Кыргызстана нужно решить - либо их страна является членом международного сообщества, а следом признает и исполняет международное законодательство и вытекающие из него требования, либо она не является им. Если они не хотят играть по общепринятым правилам международного сообщества и откажутся от исполнения взятых на себя Кыргызстаном международных обязательств, то это чревато многими негативными последствиями. Если Кыргызстан будет готов изменить свои собственные законы ради неисполнения требований международных инстанций, то это в конечном итоге приведёт к отказу многих стран, корпораций, бизнесменов - особенно на законопослушном западе - вести какой-либо бизнес с этой страной, инвестировать в экономику Кыргызстана, и т.д. Как они узнают о фактах нарушений? Мы и другие международные организации об этом расскажем, а к нашему мнению прислушиваются, и г-н Атамбаев это знает. Во время его визита в Германию несколько лет назад Ангела Меркель подняла вопрос об Аскарове на их совместной пресс-конференции. И это было сделано именно после того как мы направили правительству Германии наши отчеты по делу Азимжона Аскарова.

Что даст Кыргызстану полное - т.е. не выборочное - выполнение решения Комитета ООН по правам человека? В первую очередь восстановление справедливости в деле незаконно осуждённого гражданина Кыргызстана! Во вторых, это покажет, что власти страны действительно намерены построить государство, где соблюдается и исполняется как национальное, так и международное законодательство; где власти страны говорят нет пыткам и другим нарушениям прав человека; где все те, чьи права не были восстановлены на национальном уровне, могут быть уверены в том, что на их защиту встанет международное сообщество и его мнение будет принято должным образом. Где правительство признает ошибки - как свои, так и тех, кто управлял страной до них - и на деле начнёт борьбу с коррупцией, возьмётся за реформу правоохранительной и судебной систем. Это покажет, что правительство Кыргызстана готово на деле - а не на словах - строить демократическое общество, и быть равным членом международного сообщества.

- Можно ли доверять экспертам Комитета по правам человека ООН? Знают ли они, где находится Кыргызстан и какие там законы?

- Мне трудно ответить на этот вопрос. Я не знаю, кто входит в данный комитет ООН, но думаю, что это точно не люди с улицы, а всё-таки эксперты, имеющие опыт работы в таких делах. Им не обязательно знать, что произошло вчера или сегодня в Бишкеке: их задачей было рассмотреть доводы обоих сторон в жалобе Азимжона Аскарова. И, как следует из их заключения, Кыргызстан не смог их убедить в отсутствии многочисленных нарушений в деле Аскарова. И ещё, мне кажется, что их отдалённость от страны также показывает их независимость от обеих сторон процесса, т.е. они по сути выполнили роль независимого суда - того самого, в доступе к которому Азимжону Аскарову было отказано.



В избранное