Все выпуски  

Настроения Рунета


Здравствуйте, уважаемый читатель.

Информационный канал Subscribe.Ru продолжает вести мониторинг настроений российских интернет-пользователей. С периодичностью раз в полгода мы предлагаем своим читателям и сторонним пользователям Рунета ответить на серию вопросов, каждый из которых затем анализируется не изолированно друг от друга, а в составе интегральной оценки социальных, политических, экономических настроений.

Метод анализа социальных процессов в обществе, основанный на построении индексов социальных настроений, давно применяется в России и за рубежом. Любой сконструированный индекс - величина, искусственно полученная в результате определенной обработки эмпирических данных (в нашем случае - ответов респондентов). Такой индекс может служить показателем состояния или тенденции изменения "массового сознания". Исследования, проведенные в разное время и в разных странах, показывают, что существует тесная взаимосвязь политических, экономических, общественных оценок и мнений людей, которые складываются в единый вектор общественных настроений.

Построенный нами Индекс Социальных Настроений основан на данных опроса 2076 представителей активной (месячной) аудитории российских интернет-пользователей, которая, по данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), в IV кв. 2013 года достигла 66,5 млн. человек (или 57% населения России 18 лет и старше). Поэтому его динамика напрямую зависит от того, как различные факты общественной жизни отражаются в их сознании и находят выражение на вербальном уровне. Для отслеживания социально-демографических характеристик выборки и ее перевзвешивания по данным для генеральной совокупности (предоставляемым Фондом "Общественное мнение") используются дополнительные вопросы.

При расчете ИСН используются 24 анкетных вопроса, которые объединяются в шесть групп, каждая из которых используется для расчета частных индексов ИСН в составе сводного индекса. Все используемые для построения ИСН вопросы нацелены на выделение положительных или отрицательных оценок. По каждому вопросу строится индивидуальный индекс как разность долей (в %) положительных и отрицательных ответов, и прибавляется 100, чтобы избежать появления отрицательных значений индекса.

Совокупный индекс ИСН рассчитывается как средняя из частных индексов. ИСН изменяется в интервале от 0 до 200, причем значения индекса менее 100 означают преобладание отрицательных оценок, а более 100 - положительных оценок.

А теперь - результаты.


Динамика Совокупного Индекса Социальных Настроений 
(В целом по России и по регионам с шагом 6 месяцев)
                             ноябрь  июнь январь август  март октябрь май декабрь июль февраль
                               2008  2009   2010   2010  2011  2011  2012   2012  2013  2014
- Уральский                     128   123    130    122   117    97   112    117   113   111  
- Северо-Западный (кроме СПб.)  123   121    129    118   109    92   113    106   106   110
- Сибирский                     128   119    132    122   106    95   107    113   105   108  
- Приволжский                   133   128    136    122   104    98   106    107   107   107
- Южный                         129   120    132    120   106    90   104    106   107   107
  ------------------------------------------------------------------------------------------ 
- В целом по России             126   121    128    118   106    95   108    111   108   106
  ------------------------------------------------------------------------------------------
- Центральный (кроме Москвы)    122   120    126    116   104    98   103    115   110   106
- Дальневосточный               132   132    125    117   107    97   109    123   111   105
- Санкт-Петербург               123   114    124    111   100    90   104    103   108   101
- Москва                        122   117    122    111   101    97   111    109   109   100

Как показали результаты измерений, производимых с полугодовым интервалом, до января 2010 года значение совокупного Индекса Социальных Настроений оставалось в зоне положительных оценок, а его изменение было подвержено незначительным "волновым" колебаниям. В массовом сознании российского интернет-сообщества повседневная ситуация воспринималась преимущественно в рамках сложившейся в эти годы структуры, описываемой как "стабильность".

В 2010-2011 годах преобладала тенденция к снижению совокупного Индекса Социальных Настроений, что отражало нарастание негативных оценок ситуации в массовом сознании, а значение ИСН снижалось примерно на 10% каждые полгода. В первом полугодии 2012 года началось, а во втором полугодии 2012 года продолжилось возвращение совокупного Индекса Социальных Настроений к предкризисным значениям. При этом, наиболее высокие темпы восстановления наблюдались в Дальневосточном, Уральском, Сибирском и Центральном федеральных округах России. Однако в первом полугодии 2013 года темпы восстановления совокупного Индекса Социальных Настроений замедлились (причем, в наибольшей степени это коснулось тех же самых федеральных округов), хотя его абсолютные значения пока остаются в зоне положительных оценок.

Описанные процессы обусловлены, прежде всего, сохранением высоких положительных значений по таким компонентам ИСН как частные индексы (1) личного самочувствия - общей удовлетворенности жизнью, (2) личного материального благосостояния - потребительского доверия, (3) долгосрочных ожиданий. А негативные тенденции проявлялись ранее и сохраняются до сих пор, прежде всего, в динамике таких компонентов ИСН, как частный индекс (4) общего социального, экономического и политического положения России, (5) краткосрочных ожиданий, (6) одобрения - оценок деятельности власти.


Частные индексы в составе совокупного ИСН 
(В целом по России с шагом 6 месяцев)
                                   ноябрь   июнь январь август   март октябрь   май  декабрь июль февраль
                                     2008   2009   2010   2010   2011   2011   2012   2012   2013   2014
- Индекс личного самочувствия 
  (общей удовлетворенности жизнью)    158    149    156    158    143    144    152    154    155    152
- Индекс личного материального 
  благосостояния (потребительского 
  доверия)                            131    123    129    123    115    116    118    124    118    115
- Индекс долгосрочных ожиданий  
  (оптимизма/пессимизма)              128    126    132    123    110     89    109    112    110    110
  ------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Частный индекс социального, 
  экономического и политического 
  положения России                    126    114    119    112     94     86     99     99    101    100
- Индекс краткосрочных ожиданий  
  (оптимизма/пессимизма)              106    111    132    107     99     80     95     99     94     87
- Частный индекс одобрения (оценок 
  деятельности) власти                108    100    101     86     71     56     75     76     71     75

Устойчивость каждого частного индекса и, в конечном счете, интегрального показателя во многом обусловлена таким фактором, влияющим на общественные настроения, каким является доверие - психологическое состояние, которое объединяет людей с разным, а порой и с противоположным складом характера, объединяет разные организации, занимающиеся отличающимися друг от друга видами деятельности. Неизменно высокого уровня доверия у российских интернет-пользователей заслуживают члены семьи, ближайшие родственники, друзья, близкие и знакомые - значение этого частного индекса доверия составляет не менее 186 в любом регионе России. В меньшей степени доверием пользуются руководители тех компаний, организаций, где работают респонденты (значение частного индекса около 132 в среднем по России) и средства массовой информации (значение частного индекса около 109 в среднем по России). Наименее всего российские интернет-пользователи склонны доверять российскому бизнес-сообществу в целом (около 94) своим Президенту (значение частного индекса около 95 в среднем по России) и Правительству (около 61), администрации субъектов РФ (около 75), муниципальным органам власти (около 67).

НОВЫЙ ОПРОС: "Доступ в Интернет на работе и дома"

Чтобы принять участие в данном опросе Вам нужно пройти по следующей ссылке:

http://www.voxru.net/ihr2014.html

Если указанная ссылка не открывается, скопируйте ее в буфер обмена, вставьте в адресную строку браузера и нажмите ввод.


Вы получили это письмо, поскольку отметили в анкете подписчика, что хотите получать рекламные материалы и информацию от избранных партнеров Subscribe.Ru по одной из следующих тем:

  • Новости, аналитика
  • Маркетинг
  • Интернет
Вы можете в любой момент изменить выбранные Вами темы в анкете подписчика.


В избранное