Правила хорошего тона в гештальт-терапии ипсихоанализе
Филипенко. В. В. (продолжение)
Психоанализ — правило равномерно распределенного внимания
«Подобно тому как телефонная трубка преобразует электрические колебания телефонной сети обратно в звуковые волны, так же и бессознательное врача по передаваемым ему производным бессознательного способно реконструировать это бессознательное, которое определяет свободные ассоциации пациента» — писал Фрейд в 1912 году. Это утверждение легло в основу правила равномерно распределенного внимания. Позднее эта модель была названа также «теорией зеркала» или «доктриной безупречной перцепции». В основе
этой концепции лежали воззрения ассоциативной психологии той эпохи, утверждавшие что реальность может восприниматься непосредственно и точно. Современные исследования доказывают, что даже ребенок не воспринимает мир пассивно, а конструирует его. Не говоря уже овосприятии психотерапевта с его жизненным опытом, склонностью к рефлексии, теориями, которых он придерживается в работе. Так Хабермас пишет: «…что равномерно распределенного внимания как пассивного слушания без предвзятого мнения не
существует». И тем не менее, хотя современную психологическую точку зрения можно представить как: «Без апперцепции нет перцепции», принцип свободно распределенного внимания остается в силе. Почему? 1. Правило создает условия, при которых пациент понимает ичувствует, что его слушают и это «очаровательно». Кому из нас не знакомо удовольствие от того, когда тебя не просто слушают, а слышат. 2. Правило позволяет аналитику в течении длительного времени (в среднем 7 часов в день) быть работоспособным
и внимательным. Стремиться понять клиента во чтобы то не стало, вданном случае, совсем не обязательно. «Оно (свободно плавающее внимание) спасает от напряжения, которое не возможно поддерживать в течение многих часов…» — писал В. Райх, выдвигая концепцию «третьего уха». Фрейд разрешил этим правилом погрузиться аналитику в своеобразный транс, что при определенном опыте даже приятно. Об этом свидетельствует логически доведенные до абсурда рекомендации «психоаналитического мистика» Биона. Он
рекомендует, для того чтобы достичь состояния сознания, необходимое для проведения анализа надо быть глухим, избегать всякого запоминания, событий определенного сеанса, рыться в памяти. Он приглушает любой импульс к запоминанию чего-либо случившегося ранее или интерпретаций, которые он сделал до этого. Здесь мы видим полную и окончательную победу над контрпереносом, поскольку Бион не разрешает войти каким-либо мыслям, желаниям, чувствам в свои мысли. 3. Это правило при умелом применении позволяет избежать предвзятости
в интерпретации. В. Райх писал: «Если мы напрягаем наше внимание до определенной степени, если мы начинаем выбирать среди предложенных нам данных и особенно хватаемся за какой-то фрагмент, тогда, предупреждает нас Фрейд мы следуем за нашими собственными ожиданиями и склонностями. Естественно возникает опасность, что мы никогда не найдем ничего, кроме того, что были уже готовы найти». Таким образом, стремлением ортодоксального психоанализа было воспитание психоаналитика подобного «tabula rasa». Что нашло отражение
в фундаментальной Райховской метафоре «третьего уха» и можно продолжить «третьего глаза», который видит, слышит и воспринимает все абсолютно не предвзято. Но это абсурд, тогда почему столь великие умы …? Фрейд, как всякий великий реформатор был идеалистом. Он не только хотел, но и считал возможным реализовать в психоанализе вековую потребность человека избавиться от иллюзий в восприятии мира. Особенно хорошо это прослеживается в религиозных имистических традициях. Вспомним хотя бы понятии
майи — иллюзии в древнениндийской философии. В современном психоанализе представленное правило активно дискутируется. С начала 50 годов после выступления Ференци аналитик уподобляется Одиссею. Он находится постоянно между Сциллой требований «… свободной игры ассоциаций и фантазий, полного погружения в его собственное бессознательное (аналитика)…» и Харибдой необходимости «… подвергнуть представленный им самим и пациентом материал логическому рассмотрению…». Принцип свободно распределенного внимания, согласно
выражению Спенса — это миф, в основе которого лежит полная открытость миру — вместо сдержанности; мистическое ожидания слияния и единства между аналитиком и клиентом, как в метафоре Фрейда о телефоне.