Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Знакомство с гештальтом


Информационный Канал Subscribe.Ru

Правила хорошего тона в гештальт-терапии и  психоанализе

Филипенко. В. В. (продолжение)

Гештальт-терапия — правило любопытства

 

Пытаясь найти в литературе по гештальту замечания относительно внимательности терапевта в сессии, я натыкался на типичные советы психоаналитического толка. Позвольте своему я  свободно блуждать, избегайте предварительных оценок и интерпретаций, следуйте феноменологии, не пытайтесь рассматривать мир клиента через призму своих теоретических линз и убеждений. Все это было абсолютно правильно, но меня смущало отсутствие живого человеческого участия. Я долго не мог подобрать слово вне моральных категорий, и после обсуждения с коллегами решил, что это пожалуй все же прекрасное русское слово — любопытство. На мой взгляд, внимание в гештальт-терапии есть следствие моего интереса к тому, что говорит или делает пациент. Единственная книга, из доступных мне, в которой описывается гештальтисткое понимание терапевтической внимательности — это «Практикум по гештальт-терапии» Ф. Перлз, П. Гудмена и Р. Хефферлина. Авторы разделяют то, что принято называть насильственным сосредоточением и подлинно здоровым, органическим сосредоточением. В тех редких случаях когда оно возникает, его называют привлечением, интересом, очарованием или вовлечением. Субстанцией здорового сосредоточения являются два фактора — внимание к обьекту или деятельности и волнение по поводу удовлетворения потребности, интереса или желания посредством обьекта внимания. Интересен вопрос о том, какие потребности удовлетворяет терапевт, тем самым поддерживая интерес к пациенту? Если я «должен» заниматься психотерапией, то хорошо если мне удается произвольное сосредоточение превратить в спонтанное и таким образом привлечь все большее количество сил. А  если нет? То тогда возникает скука, нередко раздражение, логическое продолжение — это взврыв, но «белый халат» не позволяет и тогда может возникнуть то, что описывается как психотерапевтическое «сгорание». Мой опыт свидетельствует о том, что в процессе терапии, если я призывал себя к внимательности по отношению к пациенту, я совершал над собой насилие. Нередко это превращалось в  пустое глазение вместо смотрения, в борьбу между «должен» и  «хочу» спать, кушать, рисовать, скучать, писать, танцевать и  т.д. Выходом здесь являлось развитие способности оставаться в  течение неопределенного времени в состоянии, которое я называю «пустота». До тех пор пока ум пребывает на уровне относительности. Он не может покинуть чертоги тьмы. Но стоит ему потерять себя в Пустоте, И он тут же возносится на престол просветления. Император У династии Лян Ф. Перлз обозначал это «творческое безразличие», когда не принято решение в какую сторону двигаться, когда нет предпочтения. Это — «точка предразличия». Моя пауза перед началом действия через некоторое время приводила к прогрессивному формированию фигуры на фоне. Такое формирование сопровождалось волнением, нередко и с вегетативными проявлениями. Все окружающее отступало на второй план, уходило в фон, действительно возникало любопытство и «хороший гештальт» становился «хорошей сессией». Этот процесс авторы практикума описывают как «спонтанное сосредоточение», Б. Резник обозначает как «включенность». Они рекомендуют «допустить в себе чувство осознания хаотической бессмыслености окружающего», быть более снисходительным к себе, не слишком сурово подавлять отвлечения (фон) и не мучить себе долженствованием. И все же, спонтанное сосредоточение как результат любопытства, требует от гештальт-терапевта достаточно больших энергетических затрат. Правило свободно распределенного внимания объясняет способность психоаналитиков принимать 6–7 пациентов в день. Мои же коллеги на вопрос: «Сколько пациентов в день вы можете принять работая в гештальте?» — отвечали, что, как правило, не больше четырех. Действительно, оставаться в течении 3–4 часов внимательным — это крайне сложно и трудно. Психоаналитикам здесь можно позавидовать. Я вспоминаю свой первый клиентский опыт в гештальт-терапии, где самые приятные и теплые чувства благодарности у меня вызывают именно воспоминания о внимательных глазах терапевта и его неподдельном интересе. Кроме этого в основе осознавания, как достаточного условия успеха терапии, лежит также способность к сосредоточению у  пациента. Ф. Перлз считал осознавание смутным двойником внимания. Он писал, что невротик буквально не может сосредоточиться, так как постоянно пытается обратить внимание на более чем один стимул. Он не способен организовать свое поведение, так как утратил возможность сосредотачивать внимание на ощущениях, как знаках актуальных потребностей организма. Он не может быть вовлеченным в то, что он делает, чтобы завершить гештальт и перейти к новому. В основе всех этих недоразумений лежит неспособность отдаться потоку переживаний, проявить свое органическое любопытство. Клинически это расценивается, как рассеянное внимание или даже соскальзывание, атактичное мышление у психотических больных, как результат аутизма. Ведь, чтобы выделить фигуру из фона, надо как минимум обладать способностью пребывать некоторое время в состоянии внимательной неопределенности. Отсюда характерные жалобы больных неврозами на неспособность сосредоточиться, стоять в очередях, желание постоянно двигаться. Нередко задачей гештальт-терапев- та является техническое обучение пациента способности слушать, видеть, обонять и осязать. В теории это называется возвращением функции «Ид». Перлз писал: «Он (пациент) сам узнает, что означают его реальные действия, фантазии и игровые действия, если только мы привлечем к ним его внимание. Он сам обеспечит себя интерпретациями». Не зря первое название гештальт-терапии было терапия концентрацией. В общем виде, авторы практикума рекомендуют «найти определенный контекст и затем, все время придерживаясь его, допустить свободную игру фигуры и фона, избегая пристального „глазения“ на сопротивления, но и не давая пациенту возможности блуждать где угодно». Таким образом, насильственное внимание формирует скудную фигуру, свободно распределенное внимание путь к хаосу, обьект же спонтанного сосредоточения становится все более собой, он детализирован, структурирован, любопытен и жив. Это ведет меня как терапевта к полноценному циклу-контакта, как цели гештальт-терапии.

 

****

 

Сейчас передо мной лежит должностная инструкция заведующего отделения психиатрической больницы. Я должен выполнять 18  пунктов. И такой тоской веет от этих строк. Надеюсь, дорогой читатель, я не очень утомил тебя своими четырьмя правилами. Если ты их внимательно прочитал, то советую тебе их забыть, что и сделаю я сейчас. А иначе как любить и работать?

 

Список использованной литературы

 

1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно психологические традиции в средневековом Китае. — Новосибирск, 1989. — 271 с.

2. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. — Санкт-Пе- тербург, 1996. — 398 с.

3. Гингер С. Что такое Гештальт? — Санкт-Петербург, 1996.  — 41 с.

4. Наранхо К. Гештальттерапия. — Воронеж, 1995. — 303 с.

5. Перлз Ф. Гештальт-подход и свидетель терапии. — Москва, 1996. — 240 с.

6. Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гешталь-ттерапии . — Москва, 1995.- 446с.

7. Польстер И., Польстер М., Интегрированная гештальт-те- рапия. — Москва, 1997. — 225 с.

8. Репс П. Плоть и кости Дзен. — Харьков, 1991.- 62 с.

9. Резник Р. Гештальттерапия: принципы, точки зрения и  перспективы. — Москва, 1996. Московский Гештальт Институт.

10. Томэ Х., Кэхеле Х., Современный психоанализ. т. 1. - Москва, 1996. — 575 с.

11. Gabbard G. Psychodynamic Psychiatry in Clinical Practice. — Washington, 1994. — 656 p.

По материалам - http://www.gestalt.by/


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.geshtalt
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное