Приветствую
вас, друзья! Мы снова с вами встретились на страницах рассылки. Может быть, это
покажется странным, но сегодня меня потянуло окунуться в достаточно далекое
прошлое – в период до нашей эры.
В
то время (преимущественно 6 – 4 вв. до н.э.) во многом закладывались как основы
научных знаний, так и появлялись различные теоретические концепции, объясняющие
общее мироустройство, жизнь человека, его развитие и место в мире.
Примечательно,
что именно тогда, как посчитали уже современные ученые, можно было выделить
новую область знаний – психологию как науку о душе. Разумеется, древние
мыслители, вроде Гераклита Эфесского, Парменида, Демокрита, Анаксагора,
Протагора а позже – и Сократа, Платона и Аристотеля не подозревали, что их
измышления будут восприниматься как изучение души в полном объеме – они скорее
просто познавали мир, выдвигая свои философские концепции, которые ныне
считаются по меньшей мере психолого-философскими.
Сложно
переоценить их вклад в развитие знаний о человеке – если разобраться, то почти
все принципиально верные предположения о психике человека и устройстве мира
были выдвинуты уже в то время, так что не очень понятно, чем занимались
психологи в более позднее время, особенно, начиная с 20 века и дальше.
Смотрим:
Гераклит Эфесский предложил идею о том, что Космос – нечто живое и постоянно
изменяющееся, обладающее собственной огненной душой, а душа человека – искра
этого большого огня. Чем не картина единства всего живого в мире?
Познание
себя для Гераклита заключалось в познании Логоса – вселенского закона,
управляющего всем миром.
Далее
– Демокрит.
Он
предположил, что и человек, и все во Вселенной вообще состоит из атомов – это
ли не революция в миропонимании? Душа, по Демокриту, также состоит из атомов,
т.е. она материальна. Кроме того, Демокрит выдвинул идею причинности, заявив,
что все события обусловлены другими событиями, а беспричинных явлений не
бывает.
Как
верно отметил Демокрит, случайными люди называют те события, причин которых они
не знают, а на самом деле случайностей не бывает.
Вот
и детерминизм в чистом виде.
Душа
же им описывается как «орган» ощущения и мышления – и тут все верно! (пусть и
не совсем полно).
Гиппократ
– друг Демокрита, заложил основы изучения индивидуально-типологических свойств
людей, разработав с помощью Демокрита учение о темпераметах, основанное на
предположении о доминировании в организме человека того или иного типа жидкости
– крови, слизи, желчи или черной желчи (сангвиник, флегматик, холерик и
меланхолик соответственно). Забавно, что ученые вернулись к этому вопросу лишь
в 20 веке! Теперь говорят о единой нейрогуморальной регуляции – вот вам и
Гиппократ!
Обратимся
к Анаксагору.
Он
выдвинул интересную идею о том, что «…человек является самым разумным из
животных вследствие того, что имеет руки». Абсурд, скажете?
Вовсе
нет: в наше время наиболее доказанными являются теории развития человека,
напрямую связывающие развитие психики с особенностями анатомического аппарата
человека. Тут уместно привести следующий пример: человек встал на две ноги не
потому, что поумнел, а потому и поумнел, что встал на две ноги.
А
вспомните, как развиваются маленькие дети – мелкая моторика, работа руками -
исследование окружающего мира идет с помощью конечностей и развивает
соответствующие мозговые центры.
Как
видим - еще одно открытие в копилку античных мыслителей.
Продолжим
наш беглый экскурс в историю. На очереди основатель софистики – Протагор из
Абдеры.
Вы,
наверное, не раз слышали про софистику как умение с помощью различных
логических уловок выдавать ложные факты и доказательства за истинные так, что
другой человек бывает просто вынужден принять такое объяснение. Его еще можно
назвать «кривой логикой».
Между
тем, изначально учение имело другую направленность и лишь потом стало
восприниматься негативно вследствие его искажения.
Софистов
интересовали не общие законы природы, а человек, и именно Протагор сказал, что
«человек есть мера всех вещей…». Софисты утверждали, что существует
субъективная обусловленность знания, что знание разное для каждого человека,
каждым оно по-разному воспринимается.
Именно
из этих посылок софистика развивалась, изучая речевую и мыслительную
деятельность с точки зрения ее использования для манипулирования людьми, их
взглядами, мыслями, чувствами.
Не
напрашиваются современные аналогии?
Да-да,
оно самое нейролингвистическое программирование, разработанное Ричардом
Бэндлером и Джоном Гриндером. Сменилось только название – стало наукоемким и
сложным:) Суть, как мы уже знаем, придумана Протагором.
Вы
еще не убеждены в том, что античные философы разгадали почти все тайны
человеческой души?
Тогда
еще несколько фактов:
Все
мы слышали о Сократе – известном мыслителе, прославившимся, в основном
благодаря своему умению вести беседы. Но как он их вел! Сократ по сути был
пионером психотерапии и анализа. С помощью беседы он обнажал то, что было
скрыто под покровом сознания, за внешними проявлениями работы ума. Можно
сказать, что Сократ – первый документально зафиксированный психотерапевт!
Еще
одна интересная персона, в значительной степени определившая развитие
психологических знаний – Платон.
Несмотря
на то, что нагородил всякой ерунды он довольно много, среди прочего он оказался
автором и многих дельных идей. В частности, он впервые описал феномен, который
в наше время называется «внутренней речью» - т.е., по сути процесс мышления, не
получивший оформления в словах. На основании этого феномена была разработана
идея интериоризации – порождения внутренней речи из внешней, являющаяся на
сегодняшний день одной из ключевых идей психологии.
Отметим
мысль о том, что мир, по Платону, – живое существо, душа его не в нем, а
окутывает его. Чем не концепция энергетических полей (аура, биополе) вокруг
живых объектов?
Платон
предложил также изучать душу с позиций конфликта мотивов, имеющих нравственную
ценность и роль разума в преодолении этих конфликтов и интеграции поведения.
Вот вам и дедушка Фрейд в чистом виде с его ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО. Все ведь так
просто и открыто давным-давно (скорее всего еще и до Платона).
Между
прочим, любопытная деталь о Платоне: он скупал сочинения Демокрита и уничтожал
их, «продвигая» таким образом свои теории. Вот такие вот дела – поэтому от
учений Демокрита до нас мало что дошло, в то время как сочинения
«подсуетившегося» Платона сохранился почти в полном объеме (ему повезло больше
– его работы не скупались злоумышленниками с целью уничтожения:).
Можно
было бы приводить в пример и других мыслителей античности и чуть более позднего
времени, однако особо хочется отметить Аристотеля как личность, внесшую в то
время огромный вклад в развитие психологических знаний.
Именно
ему принадлежит первое практически научное издание «О душе», являющееся по сути
курсом по общей психологии.
Аристотель
представлял человека как неразрывное единство телесного и духовного, ввел
понятие «способность», разработал идею, впоследствии названную биогенетическим
законом (развитие человека в общих чертах является отражением развития всего
органического мира в целом).
Кроме
того, Аристотель ставил психическое развитие человека в причинную, закономерную
зависимость от его деятельности. Эти идеи были благополучно подобраны
Леонтьевым и Рубинштейном, а психология обогатилась универсальным принципом
«единства сознания и деятельности».
Ну
как? Теперь, я полагаю, вы не сомневаетесь в том, что практически все наши
нынешние знания по психологии имеют давность в 2500 лет?
Теперь
вы видите, что современные ученые просто «передрали» идеи древних мыслителей, а
сами ничего нового не придумали?
Да
и как тут можно придумать что-то новое? Законы функционирования психики
фундаментальны, а античные философы были совсем не дураками, и все их
подметили.
Получается,
что современные ученые в лучшем случае добавляют хоть крупицу своего в уже
давно придуманное, а в большинстве случаев просто называют все другими словами
и выдают за свое (и то верно – надо же как-то защищать кандидатские и
докторские?!:).
Больше
интересных материалов ждут вас на сайте http://psychologov.net. Заходите и читайте:
Когда человек
был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты
большой, станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче
будет».
Вырос человек.
И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в
храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает:
«Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно
крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:
— Вы бы вышли
из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и
заходили.
Вышел человек
из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:
— Что ты, дитя
моё, плачешь?
Поднял человек
своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
— Господи! Меня
в храм не пускают!
Обнял его
Иисус:
— Не плачь, они
и меня давно туда не пускают.
На
сегодня это все, благодарю за то, что Вы со мной!
Как
всегда, мой ящик psychologovnet@yandex.ru к Вашим услугам;
всю гневную, благодарственную, вопрошающую и иную корреспонденцию смело
направляйте на него!
До
следующей встречи!
Ваш Дмитрий Науменко.
P.S.:
Если Вам нравится эта рассылка, я
буду Вам очень признателен, если Вы порекомендуете ее своим друзьям и коллегам.
Просто дайте им ссылкуна мой сайт – http://psychologov.net
Copyright (C) 2007-2008 Psychologov.net. Все права защищены. http://www.Psychologov.net
Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке (в полном объёме или частично) без предварительного уведомления.
Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано, пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.
Дмитрий Науменко, psychologovnet@yandex.ru, ICQ: 490-283-360