Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Думаю, мы достаточно внимания уделили как заказчикам, так и себе, любимым, на службе у заказчика, и пора, наконец, поговорить о работе. Собственно, наша рассылка и выходит для того, чтобы помочь практическим психологам научиться работать в рамках психодинамического подхода.
Современная практика отбора персонала опирается на опросники и модель КОМПЕТЕНЦИЙ. Потенциал проективных методик и модели СИЛЫ ЭГО практикуется ничтожно мало. Отчасти это связано с академической подготовкой и нехваткой специальных знаний, отчасти – с недостаточным умением применять психоаналитические знания к проективным тестам. Наши летние занятия будут посвящены изучению модели силы/слабости Эго и практике интерпретации с опорой на эту модель. Практиковаться мы будем на рассказах по картинке «Садовник», то есть начнём с самого простого и постепенно будем двигаться к сложному.
Понятие «силы Эго» пришло в психологический лексикон из психоанализа. Уже при жизни Фрейда его талантливые ученики, Адлер, Юнг и Ференци, высказывали собственные взгляды на психическое развитие человека. Некоторые, отделившись от основателя психоанализа, создали собственные теоретические доктрины. Идеи других оказались востребованными спустя несколько десятилетий. Первое альтернативное направление в психоанализе, школа Мелани Кляйн, отстаивало своё право на существование в ожесточённой борьбе. Уже после Фрейда в Англии появились школы объектных отношений и школа Уилфреда Биона, а во Франции школа Жака Лакана - структуралистский, лингвистически ориентированный психоанализ.
В исторической перспективе вслед за кляйнианской школой в Шотландии возникла британская независимая группа психоаналитиков и венгерская (Шандор Ференци, Михаэль и Алиса Балинт) школы объектных отношений. Основателем первой считается Фейрбейрн. Он отвергал биологизм Фрейда и полагал, что влечения ищут объект, а не разрядку. Теории объектных отношений развили идею о том, что люди ищут не столько удовлетворения желаний, сколько установления взаимоотношений. Если в фрейдовской теории пациент страдал от преследований жестокого Супер Эго, то в традиции объектных отношений подчёркивается, что эдипова фаза может протекать по-разному в зависимости от личностей родителей.
Следом в качестве независимой (или промежуточной) группы между фрейдистами и кляйнианцами появилась британская. Идеи Дональда Винникота о потенциальном пространстве дали толчок развитию интерсубъективного направления в современном психоанализе.
В Америке психоанализ Фрейда из первоначальной психологии влечений развился в психологию Эго. Приверженцами теории объектных отношений были Гарри Салливан, Эрих Фромм, Карен Хорни и другие. Их воззрения принято называть межличностным (интерперсональным) психоанализом.
Монополии Эго-психологии (представленной в работах Хартманна и Анны Фрейд) бросил вызов Хайнц Кохут, выдвинувший оригинальную теорию, известную как психология Я. Среди других процессов он выделял нормальную потребность в идеализации, а также расценивал как патологический процесс взросления без объектов, которые могли бы быть сначала идеализированы, а затем постепенно деидеализированы. Благодаря Кохуту аналитики научились помогать людям, страдающим от пустоты и бессмысленности жизни. Это не значит, что Эго-психология «изжила себя». Она разработала концепцию Эго как организующего процесса, эффективную и поныне. Весьма плодотворную попытку соединить теорию объектных отношений со структурной парадигмой психологии Эго предпринял Отто Кернберг.
Традиции европейского психоанализа были перенесены на американский континент Томасом Огденом. Огден не причисляет себя к кляйнианцам, однако именно он представил идеи Кляйн психоаналитической общественности в США в конце двадцатого века. Американский психоанализ отвергал идеи Кляйн и отрицал значение её концепций на протяжении многих лет, тем самым отгораживаясь от плодотворного диалога психоаналитических теорий, который вёлся в Европе.
В последние десятилетия наблюдается ренессанс школы Ференци, поставившей в центр психоаналитического исследования личность, пережившую травматического переживание разрушительной силы. Размышления о процессе диссоциации личности при травме приводят современных теоретиков к выводу, что личность по сути своей децентрализована и имеет автономные внутренние суборганизации.
Продолжение в следующем выпуске рассылки.
С уважением,
Ольга Бермант-Полякова
Dr Olga


Наверх

В избранное