Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели апреля.
Надеюсь, Вы не поленились и раскидали 20 вопросов из списка по 4 рубрикам. Давайте обсудим это задание подробнее.
Желание подглядывать.
Психолог подглядывает во внутренний мир другого человека, интересуется скрытым и утаиваемым клиентом от самого себя и от посторонних. Желание «подглядывать секреты других» прекрасно вписывается в профессиональную роль как психолога, так и многих других врачей, воспитателей, педагогов, журналистов.
Личные обязательства в ситуации профессионального общения обычно неглубокие. В подавляющем большинстве случаев клиент не получает от психолога никакой информации. Профессия психолога позволяет удовлетворять любопытство и может быть прекрасной сублимацией для чрезмерных вуайеристских склонностей.
Иррациональное желание подглядывать очевидно проявляется в конкретных вопросах о том, что «не рассказывается» в рассказе:
1 – что случилось с человеком, почему ему захотелось напиться?
3 – сколько именно денег предлагали человеку?
7 – сколько же у человека денег, раз ему ни копейки не нужно?
9 – у этого человека есть жена, дети, семья?
15 – во что был одет человек из кафе?
а также в прямо выраженном желании проникнуть в его внутренний мир:
8 – что почувствовал человек, когда увидел рога под шляпой?
13 – о чём думал человек, когда сидел и молчал за столом?
Желание повелевать.
Психолог не только глядит исподтишка, он также властвует. По роду своих занятий он контролирует происходящее и явно или неявно доминирует. Кому не знакома ситуация, в которой психолог даёт клиенту указание нарисовать дом и получает в ответ рисунок? Психолог не обращает внимания на нежелание клиента рисовать, а клиент послушно берёт в руки карандаш.
Одни психологи хорошо знакомы со своей деспотической частью и получают удовольствие от власти, которую даёт профессиональная роль. Другие реагируют на вторжение садистских импульсов в их работу чувствами тревоги, вины, желанием её искупить или отрицанием всего вышеназванного.
Иррациональное желание доминировать проявляется в вопросах-претензиях к автору, возникающих у психолога:
5 – сколько можно тянуть резину и описывать одно и то же: налил/стошнил?
10 – неужели не ясно, что это за чёрный господин, зачем эти подробности про серу?
11 – кому понравится этот недоделанный рассказ?
16 – кто поверит, что пьянчужка оказался хитрее лукавого?
17 – кому нужны эти философствования про душу?
19 – когда автор перестанет зацикливаться на «сел/встал» в рассказе?
Продолжение в следующем выпуске.
Подробнее о психодинамике психолога и клиента можно прочитать в книге «Посттравма: диагностика и терапия».
Заказать книгу можно по интернету на сайте издательства «Речь», по ссылке
http://www.rech.spb.ru/index.cgi?menu=shop&action=show&aid=393